On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1223
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.10 15:09. Заголовок: Службы Страстной Седмицы


Возможно, несколько запоздало, но у меня, к сожалению, в связи с загруженностью у самой не сразу появилось время, чтобы ознакомиться со статьей и оценить ее.
Советую ее всем, кто хочет понять суть богослужений Страстной Седмицы и вкратце ознакомиться с их особенностями. Статья о. Андрея Дудченко еще и хорошо структурирует, расставляет на полочки те элементы службы, которые появились давно, и те, что возникли недавно, и немного разобраться в том, насколько что соответствует сути Евангельских событий.



 цитата:
Страстная Седмица – вторая и наиболее насыщенная уникальными богослужениями часть Великого поста. Начинаясь с Лазаревой субботы, она ведет верующих к переживанию пасхального трехдневия. Следуя мысленно за Иисусом Христом в последние дни Его земной жизни, мы проходим с Ним путь через смерть к Воскресению.

Лазарева суббота

Вторая часть Великого поста начинается с Лазаревой субботы. В пятницу шестой седмицы на «Господи воззвах» поется стихира «Душеполезную совершившее Четыредесятницу», знаменующая окончание первого периода поста. С другой стороны, в нынешней Триоди указание на окончание Четыредесятницы присутствует и после изобразительных Великой Среды: настоятель просит у братии прощения за все, чем согрешил «и во всей святей Четыредесятнице». Такая двоякость нынешнего устава объясняется разным способом подсчета сорока дней: если включать в число постных дней воскресенья, то сорок дней истекают в пятницу 6-й седмицы, а если воскресенья исключить, то 40-й день наступит только в Великую Среду.

Празднованию воскрешения Лазаря посвящена отчасти вся шестая седмица поста: в песнопениях с понедельника по пятницу многократно вспоминается это чудо и предшествовавшие ему события. На утрени Лазаревой субботы поется тропарь «Общее воскресение…», единый для этого дня и праздника Входа Господня в Иерусалим. Кроме того, на субботней утрене поются некоторые воскресные песнопения: тропари по непорочных «Ангельский собор», песнь «Воскресение Христово видевше» (хотя Евангелие перед нею не читается), «Свят Господь Бог наш» после канона, воскресные дополнительные стихи к хвалитным стихирам и богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Канон Лазаревой субботы составлен из двух четверопеснцев — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII век), которые были отредактированы и дополнены до полного канона более поздними студийскими гимнографами Феофаном и Иоанном монахом. На каноне с этого дня и до понедельника второй седмицы по Пасхе перед девятой песнью не поется «Честнейшую».

На литургии Лазаревой субботы вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»: вместе с Великой Субботой этот день в древности был преимущественно крещальным днем. Причем, если в Великую Субботу в Византии крестили преимущественно взрослых и детей постарше, то в субботу Лазаря крестили маленьких детей, отсюда и отсутствие в Лазареву субботу каких-либо назидательных чтений, связанных с крещальной тематикой, в отличие от Великой Субботы.

Вход Господень в Иерусалим

Следующий день — Вход Господень в Иерусалим, один из подвижных двунадесятых праздников. Как и во всякий Господский праздник, совпадающий с воскресным днем, воскресная служба отменяется, и поются только песнопения праздника. Это единственный праздник, имеющий два тропаря: общий для этого дня и Лазаревой субботы «Общее воскресение» и второй — «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш». Второй тропарь снова указывает на то, что в Лазареву субботу крестили младенцев, и многие христиане в этот день вспоминали собственное крещение.

Многократно на богослужении Входа Господня в Иерусалим поется стихира «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…». Она же поется и во время проведения церковных соборов. Это один из самых древних гимнографических текстов в современном обиходе, гораздо старше остальных стихир этого праздника. Некоторые связывают ее появление с монашеским обычаем покидать обитель на время Четыредесятницы для уединенного подвига в пустыне и возвращаться в монастырь к Страстной Седмице. О таком обычае повествует, например, известное многим житие преподобной Марии Египетской, которое читается за богослужением на утрени пятой седмицы Великого поста.

За всенощным бдением после чтения Евангелия читается молитва на благословение ваий — пальмовых листьев или распустившихся древесных ветвей. В нашей практике обычно вайя окропляют святой водой, хотя нигде в уставе об этом не сказано, и греки только благословляют, но не окропляют ветви. Благословленные вайя раздаются народу настоятелем во время целования Евангелия, и все стоят с этими ветвями до самого причащения, встречая таким образом Иисуса Христа. Подразумевается, что всенощное бдение действительно совершается ночью, и по его окончании сразу служится литургия. В отличие от предыдущих воскресений Великого поста, когда служилась литургия св. Василия Великого, в этот праздник совершается литургия св. Иоанна Златоуста, в чине которой присутствуют все элементы господского праздника: антифоны, входное и задостойник.

Великие Понедельник, Вторник и Среда

На вечерне в день Входа Господня в Иерусалим в стихирах уже появляется тематика Страстей. На малом повечерии поется трипеснец св. Андрея Критского. Почти для каждого дня Страстной Седмицы Триодь содержит два канона: один из них, авторства Космы Маюмского, поется на утрени, второй, написанный, как правило, Андреем Критским — накануне на повечерии.

Скрытый текст




http://risu.org.ua/ru/index/spiritual_culture/lithurgy/great_lent/holly_week_liturgy



С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет