On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1311
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.10 21:56. Заголовок: Про святые мощи


Согласна с одним из комментаторов статьи. Очень хороший текст. Отвечает на многие вопросы и противостоит многим "магическим" поверьям.
Автор- Юрий Белановский
заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.


 цитата:
Про святые мощи
Попытался кой чего расказать, как сам понимаю
________________________________________


О самом понятии

В русской традиции словом «мощи» принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Не имеет значения, какие это останки: кости, иссохшая плоть, прах и даже пепел. Эпитет «нетленные» говорит не о полной сохранности тела почившего, а о том, что некоторые оставшиеся части (порой очень малые, а порой и целое тело) не исчезли, не истлели. Большей частью приходится говорить о нераспавшихся костях. Для христиан понятие «святые нетленные мощи» означает сохранившиеся останки почившего христианина, прославленного Церковью в лике святых, то есть человека, чья вера во Христа и нравственная жизнь, чье исполнение заповедей Божьих достойны подражания.

В православной традиции никогда не было практики как-то связывать степень нетленности останков и святость жизни человека. Человек признается святым не потому, что его тело после погребения сохранилось, а потому, что он как христианин честно и глубоко жил по своей вере, потому, что Бог прославил его перед людьми через разного рода свидетельства, в том числе и через чудеса. Есть святые угодники Божии, тела которых не сохранились вообще, есть же те, чьи тела сохранились фактически полностью, к примеру, епископа Белгородского Иоасафа, жившего в 18 веке и прославленного в лике русских святых в 1911 году.

Почему в славянской, а впоследствии русской традиции, стало употребляться слово «мощи», до конца не ясно. Ясно, что оно происходит от слов «мощь», «сила». Наиболее распространены два пояснения: анатомическое и богословское. Анатомическое, по-моему натянутое, говорит, что в старину мощь и сила человека тесно связывалась с крепостью его костей, а поскольку большей частью именно они (кости) и оставались неистлевшими, то останки получили наименование мощей. Богословское объяснение для меня более понятно, оно говорит, что мощи указывают, что через нечто очень хрупкое, через то, что осталось после смерти, действует Бог, действует сила Божия, ради свидетельства об умершем как об истинном ученике Христовом и ради помощи нуждающимся по молитвам святого.

Немного богословия

Самый трудный вопрос в том, что означает для христиан почитание мощей. Насколько можно судить, ни античная традиция, ни ветхозаветная не знали аналогичного христианскому культа почитания могил и останков умерших. Более того, дохристианская религиозная история знает много примеров отношения к телам умерших и останкам как к нечистоте, к скверне, требовавшего религиозных ритуалов очищения тех, кто так или иначе соприкасался с покойниками.
Скрытый текст



В чем смысл почитания мощей, что это значит?

В первых христианских общинах по-особому, с большим почтением, относились к останкам христиан и местам их захоронения. Особенно выделялись мученики за Христа, те, кто отдали за свою веру самое дорогое, что у них было — жизнь, и тем стали свидетелями, что Христос победил смерть. И телам и могилам мучеников воздавалось должное почтение. Свидетельство мучеников о торжестве жизни во Христе было столь сильным, что на их могилах даже стали строить первые церкви. Впоследствии, в византийский период церковной истории, произошло формирование и закрепление православного культа почитания мощей. Мощи стали святынями. О святынях я писал отдельно и поэтому тут ограничусь лишь тем, что имеет отношение именно к мощам.

Итак, первый смысл христианского почитания останков христиан — святых мощей — в том, что воздавая должное почтение могиле и останкам, мы воздаем почитание, уважение и любовь к почившему. А как это делать, если не через некоторые всем интуитивно понятные и известные ритуалы: поклоны, целования, молитву, обращенную к почившему святому. Но надо помнить увещевание, которое оставил нам еще в 4 веке известный святой, блаженный Иероним Стридонский — что христиане не боготворят останки мучеников и не служат творению более чем Творцу.

Второй смысл в том, что останки святых имеют серьезное религиозно-нравственное воздействие на человека, как напоминание о личности и жизни святого. В свое время один из величайших учителей Церкви, Иоанн Златоуст, говорил: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Третий смысл почитания святых мощей происходит из православного учения о мощах как носителях Божьей благодати. Благодать всегда дается лично и конкретно, ибо Раздающий — Сам Бог — Живая Личность, откликающаяся на конкретные нужды. Христиане верят, что в том числе и через мощи святых Сам Бог дает им свою благодать, Сам Бог касается их души и тела, исцеляя, врачуя, вразумляя, укрепляя. Еще в 4 веке об этом писал сирийский христианин, прославившийся аскетической пустынной жизнью, Ефрем Сирин: «и по смерти действуют мученики, как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».

Тут, правда, следует указать на некоторые недоразумения. Известно народное поверие: все, что прикоснулось к мощам — святыня. От него пошел обычай уносить с собой землю с могилы святого. Это типичная народная магия. Для христиан благодать Божия, Божья сила — это, конечно, не «магнетизм», это личное Божье участие в жизни человека по любви.

Четвертый смысл почитания святых мощей в том, что оно является видимой формой незримого личного общения со святым в молитве. Тут нет ничего странного. Христиане настаивают: любовь побеждает смерть, дает возможность обращаться к умершему (ведь как богоподобная личность все бессмертны), вести с ним диалог. Человек — целостное существо; молитва дополняется почитанием того, что осталось от святого, не только его гробницы или тела, но и одежды.

В наше время сложилась традиция тесной связи мощей с богослужебной жизнью православных общин. Мощи в некотором роде не менее важны для богослужения, чем иконы. В определенном смысле мощи святых являются как бы залогом или свидетельством их соучастия в наших молитвах. Кроме этого, в знак преемства, в память о пролитой за Христа крови, в память о традиции строительства храмов над могилами мучеников, частички мощей обязательно присутствуют в каждом православном храме и даже вшиваются в специальный плат (именуемый по-гречески «антиминс»), на котором совершается Таинство Причастия.

http://www.aif.ru/society/article/36082<\/u><\/a>
http://belanovskyy.livejournal.com/378766.html<\/u><\/a>

И еще, интересный куомментарий на статью.


 цитата:
orleanz on July 10th, 2010 06:29 pm (local)

статья написана с благочестивых и благонамеренных позиций, это понятно

видно желание истолковать практику почитания мощей как можно более "духовнее"

но не все в статье сказано

не сказано, например, то что существует сильнейшая ОБРАТНАЯ статистическая коррелляция (зависимость) между уровнем общей и богословской образованностью христианина и склонностью почитать (не теоретически, а практически) мощи

простой верующий народ почитает мощи легко, радостно и с неким упоением

а интеллигенты как-то все больше в стороне держатся

конечно, бывают и исключения, но в общем и целом - именно как я сказал

и еще - я не могу представить себе современного священника, которые на исповеди, в качество пастырского совета по улучшению духовной жизни - порекомендует почаще к мощам прикладываться. В духе, скажем "молитвы ты уже, чадо, и так много читаешь, и постишься уже тоже на грани допустимого, а мощи маловато почитаешь. Начни прикладываться к ним ежедневно, и почувствуешь как отойдут бесы и соблазны" - вот такой диалог в современной ситации я не могу представить.




С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


Простой смертный :(




Пост N: 2832
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.10 10:45. Заголовок: Очень интересно! :..


Очень интересно!


____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1896
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 13:03. Заголовок: osta пишет: не сказ..


osta пишет:

 цитата:
не сказано, например, то что существует сильнейшая ОБРАТНАЯ статистическая коррелляция (зависимость) между уровнем общей и богословской образованностью христианина и склонностью почитать (не теоретически, а практически) мощи



В эту корреляцию вместо слова "мощи" можно поставить много еще чего. Вопрос тут не в мощах, на мой взгляд, а в том, насколько человек понимает - в Кого он верит. Когда человек понимает, что в центре Христос, к мощам становится более спокойное отношение, более взвешенное. Практическое почитание мощей встречал у многих знакомых богословски образованных людей. Как раз такое образование и помогает более правильно понимать и почитать мощи (см. назначение человека в мире по мнению Максима Исповедника). Не совсем понятно, что автор имеет ввиду под "склонностью почитать".

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1897
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.10 13:06. Заголовок: osta пишет: и еще -..


osta пишет:

 цитата:
и еще - я не могу представить себе современного священника, которые на исповеди, в качество пастырского совета по улучшению духовной жизни - порекомендует почаще к мощам прикладываться. В духе, скажем "молитвы ты уже, чадо, и так много читаешь, и постишься уже тоже на грани допустимого, а мощи маловато почитаешь. Начни прикладываться к ним ежедневно, и почувствуешь как отойдут бесы и соблазны" - вот такой диалог в современной ситуации я не могу представить.



Комментатор пишет вообще не в тему, тут явно Юрий приводит нормальный взвешенный анализ практики почитания мощей. Никто же не предлагает во главу духовной жизни поставить мощи или что священники должны так наставлять христиан.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет