On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1761
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 10:21. Заголовок: Нас обманывали? Постных уставов нет?


Встретил очень интересную историческую справку, данную одним пресвитером РПЦ.

1. Пост означает не просто ограничение рыбам, гадам и прочим брашнам. Пост означает полное неядение. и Непитие. Не то, что воду нельзя, даже водки не выпить.
2. мЭню, выражаясь Ленкой Молоховец, это уже иное. Это в порядке воздержания. Никакой Типик блюдей не назначает.
3. Современная практика - фигня. В Греции устрицы и прочие морские кальмарные снеди считались растениями, от сего и позволено (зри в Триоди) вкушать их в пост.
4. Если внимательно прочесть какое-нибудь повествование Павла Алеппского про путешествие патриарха Макария в стольный град и по Руси, то можно заметить, что рыбу в великий Пост ели бедняки. Фасоль была куда дороже черной икры (святая Русь, где ты, где твоя икра).
Посему: запрещение рыб в Типике не найти. Монасям токмо, разве что. Да и то, Типик - лишь "образец" (говорено о том довольно), а вот каждый монастырь обладал своим Типиком (не зря на Афоне пользуются еще рукописными типиками, и при сём - в каждом - своим).
Другое дело - сложившаяся практика. Хотите примеры? Их есть у меня!
а) Православные в Африке, которые кроме бананов мало что видят (почти не шутка) постятся просто: не едят соли.
бэ) Такие же ортодоксы в якутских зулусах, кои вообще кроме рыбы и мяса никаких продуктов не знают, постятся так же, как не постятся.
вэ) Православные в земле Российстей зачастую не кушают вообще ничего скоромного, даже и масла оливкаваго, токмо ближних жрут. И считается, что сие по Уставу.
гэ) Иные "духовники" диабетиков заставляют кушать сено. И сие православно: "не диабетика - нет проблемы".

Сухоядение - отдельная тема. Анек: "Во время блокады в Ленинграде не было хлеба, приходилось икру мазать прямо на колбасу". Ну нет уставов поста, нет. Они такие изменчивые.


Полностью - здесь, в благословенном ЖЖ.

Человек очень критически отозвался о современной практике. Действительно, выходит, что обоснований в Уставе она не имеет. Чем же мы руководствуемся на самом деле?

Помню, лет 12 назад считалось, что в среду и пятницу рыбу нельзя, только от Пасхи до Троицы можно. Потом на это стали закрывать глаза. Возможно, мои впечатления ложны. Кто как думает?




Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 329
Зарегистрирован: 12.04.07
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:12. Заголовок: Rooster пишет: Прав..


Rooster пишет:

 цитата:
Православные в земле Российстей зачастую не кушают вообще ничего скоромного, даже и масла оливкаваго, токмо ближних жрут. И считается, что сие по Уставу.



Ну верно - проешь кому-нибудь печенку и думаешь - хватит скоромного, пойду гречки без подливки потрескаю, никаких креветок - хватит на день удовольствий!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1766
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:26. Заголовок: А есть какие-то личн..


А есть какие-то личные наблюдения прошлых лет? Что считалось можно и что нельзя? И изменилось ли что-то? У меня впечатление, что изменилось.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 6
Зарегистрирован: 30.10.09
Откуда: Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:33. Заголовок: А почему некий And..


А почему некий Andrew M вдруг стал авторитетеным богословом?

Нигде не сказано и никогда такого не было (даже в раннем христианстве) что пост - это полное голодание.
Это самое главное, а дальше по его тексту - это частности.

«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1786
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:41. Заголовок: Rooster пишет: Пост..


Rooster пишет:

 цитата:
Пост означает не просто ограничение рыбам, гадам и прочим брашнам



Татьяна З. пишет:

 цитата:
Нигде не сказано и никогда такого не было (даже в раннем христианстве) что пост - это полное голодание.



Согласен с Татьяной, пост должен заключаться в воздержании ума и сердца (по крайней мере нужно к этому стремиться). Возможно, автор темы о посте в несколько агрессивной форме, трудноватой для восприятия, хочет как раз это и сказать.

Если же говорить о гастрономическом посте, то на моей памяти допускалось есть рыбу от Пасхи до Троицы, а так как то с самого начала считал, что пост по силам должен быть. К сожалению, при ослаблении строгости поста не получается честно найти меру послабления, всегда послабляешь больше чем надо. Это если без благословения духовника действовать.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1767
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:44. Заголовок: Татьяна З. пишет: А..


Татьяна З. пишет:

 цитата:
А почему некий Andrew M вдруг стал авторитетеным богословом?


Он опирается на источники, имеет богословское образование, служит пресвитером много лет.
Он не то что авторитетный богослов, но источниками владеет хорошо.

 цитата:
Нигде не сказано и никогда такого не было (даже в раннем христианстве) что пост - это полное голодание.


Вы знаете, Татьяна, было.

 цитата:
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст


Правильно. А Устав поста говорит именно о его пищевых особенностях. Только вопрос: что это за устав и каков он?

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1788
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 12:46. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Возможно, автор темы о посте



В смысле Andrew M

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
Зарегистрирован: 30.10.09
Откуда: Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 13:20. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Он опирается на источники, имеет богословское образование, служит пресвитером много лет.
Он не то что авторитетный богослов, но источниками владеет хорошо.

Так, это уже получше. Но почему он не дает ссылку на источники?Rooster пишет:

 цитата:
Вы знаете, Татьяна, было.

Было, как и сейчас: пост, строгий пост, полное воздержание.
Даже словосочетание "Великий Пост" -известно еще с ранних веков христианств, но никак не Великое Воздердание (или голодание). Особенно "умилило" воздержание от воды - если что, так для справки, человек без воды живет 3 дня.Rooster пишет:

 цитата:
Правильно. А Устав поста говорит именно о его пищевых особенностях. Только вопрос: что это за устав и каков он?

Да, у нас монастырский устав существует, но традиционно постились до революции все так, как сейчас указано в любом православном календаре (где сказано - с маслом, без масла).
Я как раз не фанат постов, но считаю, потому что ИНОГДА нарушаю их, но вот без мяса, мне кажетс, любой, даже имеющий проблемы со здоровьем и называющий себя православным христианином способен выдержать те 49 дней Великого Поста.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1770
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 13:44. Заголовок: Татьяна З. пишет: Т..


Татьяна З. пишет:

 цитата:
Так, это уже получше. Но почему он не дает ссылку на источники?


Думаю, потому, что формат ЖЖ-постинга несколько отличается от формата академической работы, предполагающей справочный аппарат. Впрочем, можно обратиться к нему в ЖЖ-ветке, он может их привести.

 цитата:
Было, как и сейчас: пост, строгий пост, полное воздержание


Будьте добры, поясните, какой период из христианской истории Вы имеете в виду. А я чуть позже приведу источники, которые смогу.

 цитата:
Даже словосочетание "Великий Пост" -известно еще с ранних веков христианства


"С ранних веков" - это высказывание хорошо бы конкретизировать хронологически. Иначе возможно недопонимание.

 цитата:
Особенно "умилило" воздержание от воды


Почему?

 цитата:
Да, у нас монастырский устав существует, но традиционно постились до революции все так, как сейчас указано в любом православном календаре


А Вы не могли бы пояснить, что это за монастырский устав и откуда у Вас данные, что до революции все постились именно так, как Вы описали?

 цитата:
без мяса, мне кажется, любой, даже имеющий проблемы со здоровьем и называющий себя православным христианином способен выдержать те 49 дней Великого Поста


Не совсем так: греческие православные едят курицу. Великий же пост продолжается всё же (по-богослужебному) не 49 дней. Просто к нему присоединена Страстная седмица, которая в него не входит.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 12
Зарегистрирован: 30.10.09
Откуда: Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 14:36. Заголовок: Я обязательно поищ..


Я обязательно поищу всю инормацию, давно про посты читала, и обязательно спрошу и у богослова в ЖЖ, и, но смогу ответить только в воскресенье - сейчас убегаю, что поделаешь - дела :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1793
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 21:35. Заголовок: Вадим, а почему заго..


Вадим, а почему заголовок темы "нас обманывали...". Ты считаешь, что священники на приходах намеренно вводят в заблуждение прихожан? Этакое массовое оболванивание населения?

Примечание к вопросу: вопрос задан серьезно без желания уловить собеседника

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1795
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 21:43. Заголовок: Rooster пишет: У на..


Rooster пишет:

 цитата:
У нас был уговор не пересекаться в темах?



Вадим, я пишу в той теме, в которой мне интересно. Вне зависимости от твоего желания на мое присутствие в этой теме.
Ты написал конкретные слова, по поводу которых я тебя спросил. Коли ты пишешь на этом форуме, так изволь отвечать его участникам. Здесь не детский сад.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1776
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:13. Заголовок: Пока ты успокаиваешь..


Пока ты успокаиваешься (лучше бы это произошло) , приведу еще раз слова из исходного постинга:

запрещение рыб в Типике не найти. Монасям токмо, разве что. Да и то, Типик - лишь "образец" (говорено о том довольно), а вот каждый монастырь обладал своим Типиком (не зря на Афоне пользуются еще рукописными типиками, и при сём - в каждом - своим).

Итак, эти слова свидетельствуют, что неядение рыбной пищи Уставами не предусмотрено. Рыба - случай очень частный, но всё же.
Тему же я озаглавил предложениями, снабженными знаками вопроса.

И додумывать (слишком уж вольно у тебя получилось ) за меня не стоит.

Информация в исходном постинге крайне интересная. Есть ли ей документальные подтверждения или опровержения? В приходской практике противоречие с ней, на мой взгляд, есть, и немалое.
На что ссылаются при упоминании о невкушении, скажем, той же рыбы? На некие "уставы". Автор цитируемого постинга показывает, что таковых не существует.

P.S. Оффтоп - зло!

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1798
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:25. Заголовок: Вадим, я же просил н..


Вадим, я же просил не переиначивать мои слова, в них не было желания обидеть тебя. В Типиконе кстати что-то читал на эту тему, когда можно рыбу, когда вино. Типикон в котором чин церковной службы записан.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1777
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:42. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
В Типиконе кстати что-то читал на эту тему, когда можно рыбу, когда вино. Типикон в котором чин церковной службы записан.


Чтобы быть на уровне исходного постинга, нужна конкретика. Что-то можно привести?

И на тему еще:

1. Каков канонический статус Типикона? (Игумен Петр М. ответил одним словом )
2. Автор исходного постинга пишет: запрещение рыб в Типике не найти.

Тут стоит покопаться, поразмышлять.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1799
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:50. Заголовок: Rooster пишет: Что-..


Rooster пишет:

 цитата:
Что-то можно привести?



Можно попробовать:
1) дискуссия о посте, о котором сказано в Типиконе:
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=36953

2) Куда же без Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82

Вот прямая цитата:
14 ноября. Святаго и всехвальнаго апостола Филиппа.

Подобает ведати: яко заутра начинаем пост к Рождеству Христову, святую 40-цу. Должни есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. Декемвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 день. В те бо дни, аще во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы.



Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1800
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:57. Заголовок: Rooster пишет: Како..


Rooster пишет:

 цитата:
Каков канонический статус Типикона?




Наверное, имеешь в виду подобные размышления:

Священник Сергей Желудков:

Типикон и вечернее Богослужение

«ТИПИКОН, сиречь, изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры»... С начала своего существования Русская Церковь смиренно принимала к руководству чужеземные уставы: Константинопольский, Студийский, наконец — Иерусалимский. В своем нынешнем виде он напечатан у нас в XVII веке, с тех пор переиздается без изменений и считается «уставом» Русской Церкви. На самом деле это совсем не наш устав церковного Богослужения.

...

Таково непосредственное впечатление «чужеземности» Типикона. Обыкновенно обращают внимание, что Типикон написан не для приходских храмов, а для монастырей. Главное — не в этом, а в том, что Типикон написан не для наших, не для русских монастырей. Читаешь о службах и чтениях в притворе; но нет у нас таких притворов. Читаешь наставления о постах: «вино и фрукты»!.. Святитель Тихон Задонский предлагал заменить молоком столь опасное для русских монахов вино Типикона.

Второе непосредственное впечатление — это ложность положения непререкаемой святыни, которое занимает Типикон, в представлениях невежественных его почитателей. Не нужно быть специалистом, чтобы из самого текста Типикона понять, что сам он на такое значение не претендует и представляет собою не всеобщий «закон», а только «изображение» одного из типов монастырского Богослужения и быта, даже со следами полемики: «Ныне же сей чин весьма в церквах упразднися»... «Обретаем в некиих типицех»... «Аще нецыи уставы и повелевают». И т. п. В этом историческом памятнике сочетаются весьма разнокачественные элементы. «И глаголет Шестопсалмие кротким и тихим гласом»... Это выражается общая благоговейная настроенность Типикона. Но вот здесь же и суеверие: благословенные на литии хлебы рекомендуются в качестве хорошего средства против мышей (глава 2). К поучению Златоуста приделано поверье о чудесных свойствах воды, почерпнутой в полночь на Богоявление (глава 48, 6 января). В Неделю мытаря и фарисея — злобная полемика: «яко в сей седмице постятся треклятии армени, мерзский их пост» (глава 49)... Странно невысокого рода — наставления о монастырской жизни. Очень заметное качество Типикона — его нескладность, бессистемность его литургических указаний, в которых невозможно разобраться без специальных пособий и комментариев. «Знатоки Типикона» в епархиях теперь очень редки, причем стоит только сойтись двум-трем таким знатокам вместе, как между ними поднимаются споры по поводу всяких неясностей и противоречий.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1778
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 22:59. Заголовок: Хорошо. Еще раз про..


Хорошо.

Еще раз процитирую автора исходного постинга: запрещение рыб в Типике не найти. Монасям токмо, разве что. Да и то, Типик - лишь "образец" (говорено о том довольно) , а вот каждый монастырь обладал своим Типиком (не зря на Афоне пользуются еще рукописными типиками, и при сём - в каждом - своим).
Итак, видим, что Типик предписывает сие для монасей.
Канонический же статус Типикона, озвученный, например, игуменом Петром, вовсе не дает ему прав быть рекомендацией.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1779
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:01. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Наверное, имеешь в виду подобные размышления


Размышления к месту. Хорошо, что они приведены. Но там не говорится конкретно о каноническом статусе Типиков.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1801
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:06. Заголовок: Rooster пишет: Но т..


Rooster пишет:

 цитата:
Но там не говорится конкретно о каноническом статусе Типиков



Я бы почитал, что говорит об этом отец Петр, может ссылку дашь. А сам Типикон в части постов в той детализации в данный момент мне кажется мало кто соблюдает. Из разговоров людей в голове отложилось, что в наших монастырях действуют разные уставы - где строже, где мягче.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1802
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:09. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
А сам Типикон в части постов в той детализации в данный момент мне кажется мало кто соблюдает.



Например, на мой взгляд, мирянину точно соблюдать типикон практически невозможно.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1804
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:22. Заголовок: ВОПРОС: От священник..


Святейший Патриарх Сербский Павел отвечает на вопрос о посте:
...

Так и в деле поста имеется одна сторона, доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью поста и родом пищи, которую во время поста можно употреблять; ведь история Церкви в разных странах на протяжении времен содержит определенные различия. Даже пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что некоторые этот пост соблюдают “один день, некоторые два, некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и ночных засчитывают в свой день”. Тертуллиан на Западе в начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий (+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е Апостольское правило устанавливает общеобязательность этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу на протяжении года 4 .

Точно так же было и с тремя остальными многодневными постами. Они появились не сразу в той продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, “ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи” 5 . Об Успенском посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего святого Саввы, ХІІІ века.

Также и насчет пищи, которая употреблялась в пост, не существовало изнально единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а вечером ели то, что имеется, скоромное или постное. Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу неживотного происхождения, тогда как другие из такой пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д. А уже в эпоху святого Василия Великого всюду было принята православная точка зрения, что пост установлен в раю заповедью о запрете употреблять плод от древа познания добра и зла и что главный признак его – употребление пищи райской, т.е. в основном растительной 6 . Трулльский собор своим 56-м правилом относительно употребления сыра и яиц по субботам и воскресеньям на протяжении Святой четыредесятницы армянами запретил такую практику для всей Церкви. Со временем во всей Церкви утвердилась позиция, что самый строгий пост состоит в том, чтобы не есть ничего день-два. В иные дни многодневных постов строгий пост заключается в том, чтобы принимать только постную пищу один раз в день. Менее строгий – употребление постной пищи два раза в день. Наименее строгий – пища с растительным маслом и рыба.

...

Полная информация здесь:

http://www.voskres.ru/bogoslovie/pavel1.htm



Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1780
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:24. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Я бы почитал, что говорит об этом отец Петр, может ссылку дашь.


А он нам с тобой это устно говорил. На диктофоне не осталось...

 цитата:
Например, на мой взгляд, мирянину точно соблюдать типикон практически невозможно


Наши "ИМХО" имеют очень относительное значение. Я нисколько не противоречу мнению, что Типик соблюдать вне монастыря невозможно (он ведь включает в себя не только меню трапез, а и распорядок дня).
Дело в том, что никакая сумма наших редких "ИМХО" не даст системного осмысления роли действительно уставных рекомендаций к пище в период поста.

Небольшую подвижку здесь сделал пресвитер (или иеромонах?) Андрей, кого я процитировал вначале.

Вот еще штрихи к картине ситуации с восприятием того, что считается уставом:

"Поясню свою мысль: люди нарушали букву Устава всегда и везде. Разница в том, что сейчас в церковное сознание внедрена мысль, что нормой благочестия православного христианина (т.е. нормой, необходимой для спасения) является соблюдение Устава. По сути - монашеского иерусалимского устава с позднейшими изменениями.

В допетровские времена среди мирских человек бытовала другая сотериология, другая аскетика. К постам и да и многим другим ныне ключевым элементам жизни православного человека тогда относились совсем по-другому. Дело не только в том, что чувствовалось влияние студитского устава (более мягкого в некоторых вопросах), но ещё и в том, что сам устав признавался нормой только для монахов. Тех, кто призван своими подвигами компенсировать вольную жизнь мирских человек (так тогда веровали)".


Уровень аргументации мне импонирует. Жаль, что ссылок нет.


Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1805
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:34. Заголовок: Rooster пишет: Разн..


Rooster пишет:

 цитата:
Разница в том, что сейчас в церковное сознание внедрена мысль, что нормой благочестия православного христианина (т.е. нормой, необходимой для спасения) является соблюдение Устава



Может быть данная мысль о возможности добиться "духовного успеха" путем не совсем даже осознанного соблюдения конкретных внешних норм была всегда характерна для человека? Ведь гораздо проще соблюдать устав, чем меняться внутренне. С другой стороны, меняться внутренне бывает очень тяжело без внутренней дисциплины, которая достигается соблюдением устава. То есть соблюдение устава может рассматриваться как средство (причем вспомогательное) стать таким человеком, который может жить в Царствии Божьем. Но и здесь, на мой взгляд, нет рецептов готовых. Может кому то и помогает точное следование уставу. Главное кота в сундук не класть

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1781
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.09 23:48. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Может быть данная мысль о возможности добиться "духовного успеха" путем не совсем даже осознанного соблюдения конкретных внешних норм была всегда характерна для человека?


Может быть. Флоровский писал о старообрядчестве, что его соблазн был в том, чтобы найти "типикон спасения" - четко установленные правила, которые соблюдаешь - и всё прекрасно.

Старообрядчество - типический образец психологии религиозно серьезного человека, пошедшего по пути некоторой деформации иерархии христианских ценностей.

По поводу же статусности Типика в нашей Поместной Церкви вопрос, возможно, и разрешаем. Но как именно - ответов не так много.
Интересно, что средство может не только помогать. Оно было "заточено" под средневековый монастырский быт. Притом быт южной страны.
Говорю банальности, но всё же это значимо для осмысления его особенностей.

Профессиональный уставщик игумен Петр М. отрицательно отзывался о возможности говорить о каноническом статусе Типика. Этому не противоречат цитированные нами авторы (пресвитер Сергий Ж., пресвитер Андрей).

Возможно, нужно открыть копилочку мнений специалистов.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 14
Зарегистрирован: 30.10.09
Откуда: Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 16:05. Заголовок: Rooster пишет: Будь..


Rooster пишет:

 цитата:
Будьте добры, поясните, какой период из христианской истории Вы имеете в виду. А я чуть позже приведу источники, которые смогу.


Это видно и так, стоит почитать о любом известном монахе подвижнке- бычно так и писалось: " В дни Великого поста (имярек) вкушал один раз в день, в среду и пятницу - вообще воздерживался от еды", например: "Особенным благочестием отличался царь Алексей Михайлович (1645-1676). Его современник Г.К.Котошихин сообщал: "...а в постные дни, в понедельник и в среду и в пяток и в посты готовят про царский обиход ествы рыбные и пирожные с маслом с деревянным и с ореховым, и со льняным, и с конопляным, а в Великий и в Успеньев посты готовятца ествы капуста сырая и гретая, грузди, рыжики соляные, сырые и гретые, и ягодные ествы без масла, кроме Благовещениева дня, и ест царь в те посты в неделю по вторникам, в четверг, в субботу по одиножды на день, а пьет квас, а в понедельник и в среду и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных и царевичевых и царевниных именин, и как власти и бояре у царя бывают на праздники за столом и им в те постные дни ествы ставят на стол таковы же, что и царю..." http://www.ihtus.ru/hi54.shtml

Rooster пишет:

 цитата:
"С ранних веков" - это высказывание хорошо бы конкретизировать хронологически. Иначе возможно недопонимание


Например, Иоанн Златоус, 4 век, уже упоминает о Великой Четырнадесятнице http://www.pravpost.org.ua/list.php?c=svopos
Rooster пишет:

 цитата:
Почему?

Потому что, я уже писала, человек без воды может прожить 3-4 дня
Rooster пишет:

 цитата:
А Вы не могли бы пояснить, что это за монастырский устав и откуда у Вас данные, что до революции все постились именно так, как Вы описали?

Есстественно, православные люди постились и до революции и после по монастырскому уставу :"Если до XIII века было в России преобладание студийского типика, а от Фотия и Киприана началось тяготение к иерусалимскому, то, по свидетельству арх. Сергия Владимирского (с. 190), к XV веку у нас было уже почти повсеместное распространение устава и богослужебных книг иерусалимских."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kiprian/liturgika1/61.html
Rooster пишет:

 цитата:
Не совсем так: греческие православные едят курицу. Великий же пост продолжается всё же (по-богослужебному) не 49 дней. Просто к нему присоединена Страстная седмица, которая в него не входит.

Ну есстесвенно, здесь речь шла о продолжительности пищегого поста: в субботу и воскр - послабления)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1786
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.09 22:18. Заголовок: Татьяна З. Вы писал..


Татьяна З.
Вы писали мне: "Нигде не сказано и никогда такого не было (даже в раннем христианстве) что пост - это полное голодание".
Я писал Вам: "Вы знаете, Татьяна, было".
Вы писали: "Было, как и сейчас: пост, строгий пост, полное воздержание".
На что я писал Вам: "Будьте добры, поясните, какой период из христианской истории Вы имеете в виду".

Я поясню, что имел в виду принципиальную разницу в подходе к пищевой стороне поста в раннем христианстве и в последующие периоды.
На просьбу проиллюстрировать свои взгляды исторической справкой Вы приводите пример из семнадцатого века, что, согласитесь, к раннему христианству никоим образом не относится.

Итак, жду от Вас более корректного примера.

Я писал Вам: "С ранних веков" - это высказывание хорошо бы конкретизировать хронологически. Иначе возможно недопонимание".
На это Вы пишете: "Например, Иоанн Златоуст, 4 век, уже упоминает о Великой Четырнадесятнице".

Вынужден Вас огорчить, уважаемая сестра Татьяна: ранними веками в христианстве называется период в истории христианства со смерти Иисуса в начале 30-х годов I века до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века.

Иоанн же Златоуст жил уже не в раннехристианский период (годы жизни 347-407).

О запрете на употребление воды понятно Ваше недоумение. Вы предполагаете, что нельзя было употреблять пищи и воды несколько дней подряд. Это было не так. Пищу и воду не употребляли до определенного часа, это и считалось постом. Чаще всего это происходило до девятого часа (по-нашему 15.00).

Татьяна З. пишет:

 цитата:
Есстественно, православные люди постились и до революции и после по монастырскому уставу


Уважаемая Татьяна, в тексте по Вашей ссылке говорится о "распространении устава и богослужебных книг", но о том, как и в какой период постились, не говорится.


 цитата:
Ну есстесвенно, здесь речь шла о продолжительности пищегого поста: в субботу и воскр - послабления)


А я говорил об употреблении в пищу мяса. В пост греческие православные христиане его вкушают.






Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 21
Зарегистрирован: 30.10.09
Откуда: Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.09 13:53. Заголовок: Rooster пишет: Выну..


Rooster пишет:

 цитата:
Вынужден Вас огорчить, уважаемая сестра Татьяна: ранними веками в христианстве называется период в истории христианства со смерти Иисуса в начале 30-х годов I века до Первого Вселенского Собора в Никее (325 г.). Иногда термин «раннее христианство» употребляется в более узком смысле христианства апостольского века.

Ага, значит ошиблась на 50 лет:). Нет, на самом деле это важно, спасибо за уточнение.
Вообще-то не понятно, что именно Вас смущает: о том, что постились в разной степени строгости -написано во многих житиях, кто кусочек хлеба, кто овощи, кто вообще не ел несколько дней. В чем проблема - я действительно не пойму.(((
Насчет как постились до революции - написано очень много, даже у классиков постоянно встречается, например как у Куприна в ""Монтигомо Ястребиный Коготь" - девочка думала:"Опять пост, опять чечевица!" извините. что ссылки не даю, но можете перечитать, там такое есть)).
Насчет курицы в пост - очень сомневаюсь, по тем же решениям 6 Вселенского собора, запрет на мясо, молоко, сыр, однозначный.
Да, кстати, Вы если так любите источники информации - где можно посмотреть про "поедание курицы в пост греками"?
И последнее: Вы что, постится не хотите?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1794
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.09 14:18. Заголовок: Татьяна, чрезвычайно..


Татьяна, чрезвычайно рад адекватному восприятию информации!

Что именно меня смущает? Отвечу как можно более конкретно: именно то, что вынесено в название темы. Дело в том, что императивность применения монашеских Типиков к немонахам для меня очень сомнительна. И не только для меня. Игумен Петр (Мещеринов), бывший уставщиком в московском Даниловом монастыре, резюмирует статус требований Типика как незакрепленный соборно, то есть не обретший каноническую силу. Что это значит?
В первую очередь то, что к немонахам не стоит применять рекомендаций, обозначенных там. Более того, в практическом преломлении это бывает даже весьма вредно.

Когда же при озвучивании "правил поста" ссылаются на монашеский Типик, называя его "Уставом", в свете приведенных данных это довольно странно.

Татьяна З. пишет:

 цитата:
Насчет как постились до революции - написано очень много, даже у классиков постоянно встречается


Шмелёв описывал роскошные постные трапезы. По-всякому постились на самом деле.

 цитата:
Насчет курицы в пост - очень сомневаюсь, по тем же решениям 6 Вселенского собора, запрет на мясо, молоко, сыр, однозначный


Думаю, ни для кого не секрет, что, к примеру, в духовных учебных заведениях постятся с рыбой. Рыба - это мясо или нет?
Так вот, в Греции курица приравнена к рыбе.
Источники - чуть позже.

 цитата:
И последнее: Вы что, постится не хотите?


По монашеским правилам - однозначно нет. Равно как не буду вставать на полунощницу в 3 часа ночи, что предписывают Типики.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 956
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.09 19:28. Заголовок: Rooster пишет: Равн..


Rooster пишет:

 цитата:
Равно как не буду вставать на полунощницу в 3 часа ночи, что предписывают Типики.



Эх, а мне так Полунощницы нравятся, правда не в 3, а в 6 утра, так, кажется, в Иверском служат...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1797
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.09 20:13. Заголовок: Служба эта уставная ..


Служба эта уставная и благолепная. Строго по Типикону не служат, похоже, нигде.
Единственное Всенощное бдение строго по Типикону было отслужено в Киевской духовной академии в начале 20 века. Длилось оно, само собой, всю ночь. Об этом - статья профессора М. Скабаллановича.
Вот кураевские выжимки из нее.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1108
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет