On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1646
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.09 10:36. Заголовок: Быть христианином - значит быть греком?


Выдающийся православный богослов в своем богословском завещании писал:

«Во-первых, православное богословие должно быть историческим. Один замечательный британский историк недавно заметил: «Христианство – религия, каждодневно побуждающая изучать историю» (F.M. Powicke). Другой современный ученый справедливо сказал: Мы, христиане, верим не в идеи, но в Лицо» (Dom Amsgar Vernier), и это Лицо – возлюбленный наш Господь Иисус Христос. Богословие – это не диалектика понятий, но исповедание веры. Наш Бог есть Бог действующий – действовавший в истории начиная с сотворения человека, Бог, который и ныне действует в жизни каждого из нас и который будет действовать, пока не придет как Судия, чтобы испытать живых и мертвых. Богословие, стало быть, есть изучение Божиих Деяний.
Во-вторых, изучая Деяния Божии, мы сталкиваемся с тем, что Герхардт Киттель удачно назвал «возмутительным вторжением частностей». Спасение пришло «от евреев» и было распространено по миру на греческом наречии. В сущности, быть христианином – значит быть греком, ибо наш основополагающий авторитет навсегда – греческая книга, Новый Завет. Христианская Весть была навсегда запечатлена в греческих категориях".

Несколько недоумеваю по поводу фразы «быть христианином – значит быть греком». В Писании сказано, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11).
Что думают по этому поводу участники форума?





Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 26 [только новые]


Админ "под прикрытием"




Пост N: 1636
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.09 10:40. Заголовок: Rooster пишет: В су..


Rooster пишет:

 цитата:
В сущности, быть христианином – значит быть греком



Возможно, имеется ввиду способ догматического мышления?

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1648
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.09 10:42. Заголовок: Я тоже это предполаг..


Я тоже это предполагаю. Но, увы, здесь имеет место некая дискриминация: далеко не все народы способны мыслить в категориях греческой философии.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 254
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.09.09 14:18. Заголовок: Rooster пишет: В су..


Rooster пишет:

 цитата:
В сущности, быть христианином – значит быть греком, ибо наш основополагающий авторитет навсегда – греческая книга, Новый Завет. Христианская Весть была навсегда запечатлена в греческих категориях".



Ничего страшного на мой взгляд здесь нет. Просто одной из богословских задач должен быть перевод идей Нового Завета на понятийный аппарат других народов. Почему-то языки лингвисты научились переводить, а богословские идеи что, перевести невозможно? С одной стороны можно привить какие-то греческие понятия другим народам (общечеловеческую их часть), а другие греческие особенности можно перевести, пересказать другим языком. Я не согласен с тем, что для того чтоб быть христианином, надо непременно становиться греком. Это слишком культурологический подход. Степень глубины понимания ученого и богослова (невозможная без глубокого вникания в греческие категории) вовсе не обязательна для обычных людей.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1653
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.09 14:24. Заголовок: Indie пишет: С одно..


Indie пишет:

 цитата:
С одной стороны можно привить какие-то греческие понятия другим народам (общечеловеческую их часть), а другие греческие особенности можно перевести, пересказать другим языком.


Дело в том, что собственно греческие понятия никакого отношения к христианской вере не имеют. Прививать следует именно христианские понятия.

 цитата:
Я не согласен с тем, что для того чтоб быть христианином, надо непременно становиться греком


И я с этим совершенно не согласен.

 цитата:
Степень глубины понимания ученого и богослова (невозможная без глубокого вникания в греческие категории) вовсе не обязательна для обычных людей


Да и богословы вполне могут мыслить в не-греческих категориях. Разве нет?

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 262
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.09 15:09. Заголовок: Rooster пишет: Дело..


Rooster пишет:

 цитата:
Дело в том, что собственно греческие понятия никакого отношения к христианской вере не имеют. Прививать следует именно христианские понятия.



Ну так в чем и проблема, что Новый завет был по гречески написан, это уже налагает свою специфику. Другой вопрос что всякие омоусиос и омиусиос нам могут быть до лампочки, хоть и народу из-за этой одной буквы поубивали порядочно. Просто время идет, парадигма мышления меняется, встают другие проблемы и нужны решения, о которых в греческих книгах ничего не написано.

Rooster пишет:

 цитата:
Да и богословы вполне могут мыслить в не-греческих категориях. Разве нет?



Да и лучше когда они мыслят не только в греческих категориях, греков то у нас в мире не так и много :)

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1655
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.09 15:39. Заголовок: Indie пишет: Другой..


Indie пишет:

 цитата:
Другой вопрос что всякие омоусиос и омиусиос нам могут быть до лампочки


Кстати, дорогой единомышленник, этих понятий в тексте НЗ не было.

 цитата:
Да и лучше когда они мыслят не только в греческих категориях


Да может быть, не то что лучше, просто по-другому. Только вот с точки зрения единомышленников Флоровского возникли бы сомнения в христианскости их мышления...

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 266
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.09 16:36. Заголовок: Rooster пишет: Кста..


Rooster пишет:

 цитата:
Кстати, дорогой единомышленник, этих понятий в тексте НЗ не было.



Про то и речь, что от того, что есть в НЗ, я бы так легко не отмахнулся

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 299
Зарегистрирован: 21.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.09 18:13. Заголовок: Indie пишет: угой в..


Indie пишет:

 цитата:
угой вопрос что всякие омоусиос и омиусиос нам могут быть до лампочки, хоть и народу из-за этой одной буквы поубивали порядочно.


Indie пишет:

 цитата:
Про то и речь, что от того, что есть в НЗ, я бы так легко не отмахнулся



И это говорит христианин?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 267
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.09 08:14. Заголовок: иерей Олег пишет: И..


иерей Олег пишет:

 цитата:
И это говорит христианин?



Кстати интересно поговорить. Единосущный, подобосущный, понятно разница есть, но вот в отличие от греков меня вопрос сущности Христа интересует мало. Как мало он в свое время интересовал римскую церковь. Почему? Потому что для меня мысль проста и чиста: если бы Иисус Христос не был Богом, тогда в чем разница его и, допустим, тех же пророков, смысл Его воскрешения в чем? Мне этой мысли достаточно, а вопрос сущностей мне мало близок. Можно использовать термин сущность, можно не использовать, идея понятна - и этого достаточно. Если начать копаться в этом вопросе, то мы уйдем корнями в греческую философию, которая вот ну никак не близка 99% обычных людей. Этими соображениями я и обосновываю то, что разбор сущностей нам ни к чему, грекам спасибо, но сейчас можно и попроще.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1676
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.09 14:32. Заголовок: Indie пишет: Мне эт..


Indie пишет:

 цитата:
Мне этой мысли достаточно, а вопрос сущностей мне мало близок. Можно использовать термин сущность, можно не использовать, идея понятна - и этого достаточно. Если начать копаться в этом вопросе, то мы уйдем корнями в греческую философию, которая вот ну никак не близка 99% обычных людей. Этими соображениями я и обосновываю то, что разбор сущностей нам ни к чему, грекам спасибо, но сейчас можно и попроще.



Илья, не соглашусь в этом с тобой. Конечно, большинству людей все равно единосущный или подобосущный, но в части общего мировоззрения и сотериологии (учения о спасении) данный факт играет важную роль. Ключевую роль играет факт бытия в полноте во Христе природы человеческой и природы Божественной. Спасения человека согласно православного понимания достигается через обожение человеческой природы, а "омоусиос" предполагает возможность такого обожения. Поскольку если бы во Христе не было полноты человеческой природы, то и надеяться на соединение природы человека с Богом тоже не было бы особых оснований. При этом "омоусиос" говорит о величии и великой любви Божьей, а также и о достоинстве человека как творения Божия.

Источники: В. Лосский "Догматическое богословие"
а также размышления на эту тему А. Кураева (вот книгу привести не смогу, запамятовал )

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 284
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 12:16. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Спасения человека согласно православного понимания достигается через обожение человеческой природы, а "омоусиос" предполагает возможность такого обожения.



Возникает вопрос, а что есть "природа" или "сущность" человеческая (про божественную речь молчит, тут тайна)? Т.е. она как-то изменится, но как именно, в чем будет отличие на уровне вызов-реакция, восприятие-поведение или может изменится материальная сторона, физическая основа тела? Я лично трактую фразу "обожение человеческой природы", как "что-то изменится, но что именно непонятно". Греческая терминология с сущностями еще больше запутывает. Я воспринимаю "обожение", как изменение человеком своего понимания жизни и поведения по отношению к другим людям. Это изменение объективно, его можно оценить со стороны. Как к этому прицепить термин "сущность" я не знаю.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1679
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 12:37. Заголовок: Indie пишет: в чем ..


Indie пишет:

 цитата:
в чем будет отличие на уровне вызов-реакция, восприятие-поведение или может изменится материальная сторона, физическая основа тела?



Насколько мои знания позволяют говорить об этом, то будут следующие изменения:
1) Человек сможет общаться с Богом, ощущать Бога, и сможет видеть не "как сквозь тусклое стекло" (уровень духа)
2) Тело изменится, приобретет новые свойства, исчезнет косность тела, так как при воскресении душа соединится с телом (доказательство: тело воскресшего Спасителя) (уровень тела)
3) Человек соединившийся с Богом получит нравственную свободу, которая позволит ему жить не совершая греха, причем эта свобода будет проистекать из самой новой сути человека, а не из некоторого внутреннего противостояния. (уровень души)

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 285
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 16:45. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Насколько мои знания позволяют говорить об этом, то будут следующие изменения:
1) Человек сможет общаться с Богом, ощущать Бога, и сможет видеть не "как сквозь тусклое стекло" (уровень духа)
2) Тело изменится, приобретет новые свойства, исчезнет косность тела, так как при воскресении душа соединится с телом (доказательство: тело воскресшего Спасителя) (уровень тела)
3) Человек соединившийся с Богом получит нравственную свободу, которая позволит ему жить не совершая греха, причем эта свобода будет проистекать из самой новой сути человека, а не из некоторого внутреннего противостояния. (уровень души)



Спасибо за интересную информацию. Но это несколько уход от темы. Я вот какую мысль защищаю. Изучение любого вопроса может идти хронологическим путем, а может быть тематическим или отталкиваться от возникающих проблем. Например, физику можно учить от Ньютона до Эйнштейна (хронологический подход), можно от механики к квантовой физике (тематический), или постепенно отвечая на вопросы типа "почему предметы падают на землю" ("от возникшей проблемы"). Так и богословие можно изучать хронологически (и тут без "греков" никак), тематически (можно и без "греков", но на сам выбор тем для изучения очень будет довлеть история греческой богословской мысли) или отвечая на вопросы (и вот тут можно и нужно обойтись без "греков", чтоб не создавать лишних сущностей по Оккаму). Если у человека нет проблем с проблематикой Святых Даров - что это, пресуществление, воипостазирование, преложение и т.д. или тот же пресловутый спор с "усиосами", то и незачем его этим нагружать. Я вот читал-читал и для себя сделал простой вывод: Христос - и Бог и человек в полной мере, явление уникальное, повторения не будет, изучать нечего. Никакого преткновения, стремления расставить Лиц Святой Троицы по иерархии у меня нет. А действительно волнующая меня проблематика лежит совсем в другой плоскости.



Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 928
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.09 17:52. Заголовок: Вчера как раз с Лене..


Вчера как раз с Леней об этом говорили вечером :)))

 цитата:

Если у человека нет проблем с проблематикой Святых Даров - что это, пресуществление, воипостазирование, преложение и т.д. или тот же пресловутый спор с "усиосами", то и незачем его этим нагружать.

- такая позиция мне тоже близка. Хотя, не зная "азов", можно когда-нибудь "вляпаться", и вот тут "проблемы" подкрадутся.

Если хочешь быть, как бык,
Нужно есть траву, как бык.
Если будешь есть быка,
Станешь слабым, как трава.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1694
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 11:32. Заголовок: Indie пишет: Изучен..


Indie пишет:

 цитата:
Изучение любого вопроса может идти хронологическим путем, а может быть тематическим или отталкиваться от возникающих проблем



Изучение вопроса путем отталкивания от возникающих проблем мне кажется похожим на путешествие без карты по пересеченной местности. Очевидно, на пути встретятся и горы и водоемы и овраги. Либо нужен универсальный внедорожновертолетокорабль (или самоваропаровозоветролет ), либо правильно маршрут проложить по карте. Второй вариант как-то спокойнее. Так и изучение базовых принципов и базовой проблематики христианской веры позволяет правильнее построить духовную жизнь, отношения с людьми, получить более мощные рычаги-стимулы соблюдения заповедей. О чем нам говорит омоусиус:
1) О том, что Христос был подлинно истинным Богом и истинным человеком.
2) О возможности уподобления Богу путем реального с Ним соединения
3) О необходимости избегать греха
4) О необходимости доброго, уважительного и порядочного отношения к другим людям
5) О целях и средствах спасения
Конечно же, названные истины известны и из других заповедей, но рассматриваемый догмат объясняет почему все это нужно делать. Конечно, это не единственное объяснение почему, но все же весомое.


Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1695
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 11:37. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
либо правильно маршрут проложить по карте.



Кстати, подобную аналогию приводил диакон Андрей, когда сравнивал догматы с указателями на дороге, которые предупреждают о возможных опасностях. Не изучая догматы, можно не увидеть такие указатели и потратить некоторое время впустую, топая в обратную от спасения сторону.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 288
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 11:55. Заголовок: Хорошая метафора - д..


Хорошая метафора - дорога и препятствия на ней. Продолжу ее. На мой взгляд наш путь по местности часто включает ответвления к греческим достопримечательностям. Представляется интонация экскурсоводов:
- "А теперь посмотрите направо, здесь представлен замечательная панорама арианских споров"
и далее следует долгая история про борьбу антиохийских ересиархов против александрийских святых, перемежаемая долгими и пламенными отступлениями с переходами на греческий язык.

Второй момент: человек любопытен, скажешь ему - туда не ходи, именно туда он и пойдет. Как барана на веревочке провести не удастся. И тут понадобится все умение решать проблемы по мере их возникновения. Проблематика "фаворского света" человеку совсем не интересна, а вот почему важные церковные каноны и не соблюдаются и не отменяются - непонятно.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1686
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 12:09. Заголовок: У меня скромные сооб..


У меня скромные соображения по этому поводу такие: каноны принимались ситуативно (выглядящих нелепыми действительно среди них многовато), а отменять не позволяет несложившаяся в ПЦ каноническая дисциплина.

Основное же использование канонов ныне - подвести формальную основу под прещение для неугодных.
Вот свежий пример:
Как церковь выстрелила в свою лодыжку

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 26
Зарегистрирован: 28.09.09
Откуда: Россия, Тольятти

Замечания: За хамство в адрес участника форума. 1-й админ.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 17:18. Заголовок: "Традиционные ме..


"Традиционные методы церкви бессильны в современной ситуации. "
Что автор статьи поимает под " традиционными методами"?

раб Божий Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 27
Зарегистрирован: 28.09.09
Откуда: Россия, Тольятти

Замечания: За хамство в адрес участника форума. 1-й админ.
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 17:21. Заголовок: 2000 лет "традиц..


Странная статья...Она про протестантов или Православных?

раб Божий Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1689
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.09 17:40. Заголовок: Статья о служителе Ф..


Статья о служителе Финской православной церкви.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1703
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.09 09:58. Заголовок: Indie пишет: На мой..


Indie пишет:

 цитата:
На мой взгляд наш путь по местности часто включает ответвления к греческим достопримечательностям.



Илья, я бы сказал наоборот, указатели догматические накренились и полуразрушены, да и мало вообще кто их замечает, а кто-то думает что вот де греки там мыслили высоко, я так не могу. Но творения святых отцов считаются Церковью богопросвещенными, т. е. писались они не без участия Святого Духа. Это все же весомый аргумент к изучению базовых принципов христианской философии.

Indie пишет:

 цитата:
Второй момент: человек любопытен, скажешь ему - туда не ходи, именно туда он и пойдет



Человек, который не доверяет Церкви, и явно находится в младенческом возрасте, так как только младенцу говоришь: "Не трогай - горячо", но младенец все равно хватается за горячую сковородку. Понятно, можно сказать, Церковь де ограничивает познание человека и обманывает его, но более глубокое знакомство с христианской философией дает основание считать, что существующие догматы действительно важные указатели, без которых христианский путь может содержать больше трудностей.

Кстати, учитывая наши разговоры о важности катехизации прихожан и христиан становится непонятным желание знакомиться с "омоусиос" только по мере возникновения проблем. В катехизации догматический элемент присутствует, в том числе упоминание и объяснение проблемы монофизитства.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 290
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.09 15:39. Заголовок: Каждый человек прохо..


Каждый человек проходит на мой взгляд три стадии веры:
вера в Бога (это и ислам, и иудаизм, и высмеиваемое Кураевым "Бог у меня в душе")
вера в Христа (это осознание того, что Он умер за нас и Он принес нам Новый Завет с Богом)
вера в Церковь (в двух словах, это доверие людям, людям жившим давно и людям, живущим сейчас)

Людей, застрявших на каждой из ступеней очень много. А греческая догматика становится актуальной только для прошедших все три ступени. Я здесь сужу может по себе, но я здесь вполне показательный пример, и пока я искал ответ на все свои вопросы, мне пришлось и в догматику и в историю и куда только не залезть. Но каждый раз я переводил все эти книжные ответы на свой внутренний язык, в котором "усиосов" совсем не было. И процесс этого перевода происходит в трудах многих апологетов и миссионеров. Например, понятийный аппарат и язык дифференциального исчисления (Всеволод не даст соврать) пришел к нам из трудов Лейбница, но объясняют нам его совсем не так, как мыслил когда-то Лейбниц или Ньютон (который вообще называл это "методом флюксий"). Все эти подробности опускаются, дается некий минимум, выдержка. Так и "усиосы" должны стать для нас "флюксиями" Ньютона, неким историческим экскурсом, а богословы перевести греческую догматику на язык своего народа.



Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1707
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.09 21:20. Заголовок: Indie пишет: Кажды..


Indie пишет:

 цитата:

Каждый человек проходит на мой взгляд три стадии веры:


1) Вера
2) Вера в Христа
3) Православная вера в Христа

Indie пишет:

 цитата:
Я здесь сужу может по себе, но я здесь вполне показательный пример, и пока я искал ответ на все свои вопросы, мне пришлось и в догматику и в историю и куда только не залезть. Но каждый раз я переводил все эти книжные ответы на свой внутренний язык, в котором "усиосов" совсем не было.



Я понимаю, что у каждого свое понимание и свое восприятие пути к Богу. Вместе с тем я пытаюсь обратить внимание на значимость и важность рассматриваемого понятия, в том числе важность его, на мой взгляд, в духовном развитии христианина. Данный вопрос, наверное, не является ключевым в христианском спасении, потому считаю приведенные мной аргументы достаточными для освещения моего взгляда по данному вопросу. Читатели данной темы смогут, надеюсь выбрать тот вариант, который им ближе.

Indie пишет:

 цитата:
И процесс этого перевода происходит в трудах многих апологетов и миссионеров.



Согласен, но на мой взгляд, для полноценного развития человеку полезно читать не только адаптированные и переработанные произведения апологетов и миссионеров, но и первоисточники, так как искажения, прямо пропорциональные количество переработчиков, в этом случае снижается. Это тоже из личного опыта пример, как и доводы о желательности изучения греческой христианской философии, в том числе значения "омоусиос".

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 291
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.09 13:00. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
для полноценного развития человеку полезно читать не только адаптированные и переработанные произведения апологетов и миссионеров, но и первоисточники



Вообще оспаривать тезис о необходимости работы с первоисточниками - гиблое дело. У самого слова "первоисточник" своя магия. Не важно что через эти первоисточники надо продираться как сквозь джунгли амазонии, что без толкования и комментариев бывает многое непонятно, что терминология устарела и т.д. Все это неважно, потому что это Первоисточник.

Вообще весь наш вопрос в разном взгляде на природу языка. Для меня язык определяет мышление. Каждый мыслит в той совокупности грамматических конструкций, слов, понятий, которые предоставляет человеку его язык. Кроме того личный внутренний язык человека составляет подмножество языка национального. Мне нравится выражение "языковая реальность" - это тот окружающий мир, как его "видит" человек посредством своего языка (пресловутые сколько-то там названий эскимосского снега или отсутствие "синего" в английском). При таком взгляде чтение - это перевод "языковой реальности" автора на свой внутренний язык. Чем дальше друг от друга эти реальности тем труднее перевод. Эта дальность определяется разницей в эпохах, в культуре и разности национальных языков. Некая идея не обязательно может быть переведена без потерь. Напротив, по моему мнению, при высокой удаленности языковых реальностей проще идею переобъяснить нежели перевести. Христианство универсально и идеи, которые несет в себе христианство могут быть доведены до человека на любом языке и в любой языковой реальности. При этом не обязательно задействовать понятийный аппарат греческой философии. Напротив, перевод будет архисложным, а эффективность невысокая.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1070
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.10.09 21:37. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Так и изучение базовых принципов и базовой проблематики христианской веры позволяет правильнее построить духовную жизнь, отношения с людьми, получить более мощные рычаги-стимулы соблюдения заповедей.



Прочла интересное сообщение на тему:


"Кое-что о православном учении
Через bocconon'а познал прекрасноэ: У меня тут как-то спросили: а стала бы я публично выступать против православного монастыря, если бы в нем били детей, доводили послушниц до тяжелых расстройств здоровья и обманом отбирали у прихожан квартиры, но при этом не было бы ересей?
Мне кажется, что если бы не было ересей, то не было бы и прочих безобразий. Потому что искажение православного учения - это причина, а злоба и насилие - уже следствия.
Примечательно, конечно, что ответа на вопрос дано не было, но я о другом, а именно: привычно под православным учением понимается догматика (и своим комментом автор цитаты подтверждает это). При этом каждый человек, боль-менее освоившийся в Церкви, уже имел опыт общения хотя бы с парой моральных уродов, демонстрировавших полную лояльность по отношению к православной догматике. Пусть они её толком не знают, ладно, но в любом случае, если не из личного общения, то хотя бы из истории, мы можем видеть примеры богословски грамотных людей, творящих нравственное беззаконие. И вот в нашем сознании, к сожалению (к ужасу, на самом деле), эти люди считаются православными. Т.е., к примеру, клирик может (если не должен) выпендриться и отказаться сослужить с другим клириком, зная, что тот исповедует ересь. Но что он скажет, когда ему нужно служить с клириком (да хоть бы и со своим архиереем), чей образ действий и жизни ему хорошо известен, как не имеющий оправдания с т.з. нравственности? Отказаться он не имеет права (и желания, он же не враг себе), а почему? Да, "мы видим человека грешащим, но не видим его кающимся", "мы не сердцеведцы", "кто без греха, первый брось в него камень" и т.д. Предполагается, что отказ от молитвенного общения с грешником предполагает его осуждение, на которое мы не имеем нравственного же права. Что мы имеем в результате? Полный нравственный релятивизм и разложение.
Ставя во главу катехизации объяснения, как правильно креститься и на какую стенку вешать в доме иконы, мы либо не акцентируем внимания слушателей на нравственной составляющей христианского учения (потому что кто ж без греха! не нашими грешными устами глаголать о сих великих материях), либо вовсе забываем о ней. Между тем, я дерзну заметить, что нравственность для христианина относительно догматики первична. Я ни в малейшей степени не сомневаюсь в том, что нравственный еретик на порядок ближе к Богу, чем упорно грешащий против нравственности как бы православный. "Как бы", потому что не может быть христианином человек, если он преступает Божии заповеди, которые, на минуточку, в основном и регламентируют не догматические штудии, а именно нравственную жизнь человека."

pretre_philippe
2009-10-28 07:31 pm (local) (ссылка)
Да, есть ересь мысли, а есть ересь жизни, по мысли Бердяева. И ересь жизни бывает куда больше соблазнительна и приносит урон христианству в неизмеримо больших масштабах, чем ересь мысли, которая чаще всего лишь стимулировала развитие богословия!"

http://anchoret-lander.livejournal.com/148607.html

"

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1335
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет