Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1562
Зарегистрирован: 12.05.06
|
|
Отправлено: 17.08.09 10:39. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках
Насельник Коневецкого монастыря игумен Борис опубликовал интересные размышления о практике "записочного" поминовения. Очень интересной представляется практика 80-х годов, которую он застал.
Непричёсанные мысли о поминальных записках Всегда вызывало недоумение пристрастие некоторых к приписанию в поминальных записках дополнительных дефиниций: "воин", "учащийся", "заблудший" и т.д. С воином и студентом ещё понятно, надо помолиться об сохранении от вражеской пули и дедовщины или о прибавлении ума. А в именовании заблудшим мне всегда чудится некое превозношение, вроде бы каждую субботу в храме (а многие и дома) читают 17-ю кафизму, завершающуюся словами "заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего". И, соответственно, надобно к себе и относить сие именование. Т.о., мы все заблудшие, кто-то больше, кто-то меньше. Это как у св.Игнатия с понятием прелестности. Встречается и совсем, на мой взгляд, неуместное, например "девица", "отроковица", но почему же тогда не писать "пенсионер", "бабушка"? Понятно, что всё это изначально от желания как-то выделить дорогих сердцу людей из общей массы бесконечных имён, прочитываемых во время поминовения. Но сама идея поминальных записок давно превратилась в коммерческий проект. Даже сложилась целая система градаций: на проскомидию, на ектению, заказная (я честно и не знаю, что это, кажется, с поминанием и там и там), и с соответствующим прейс-курантом. Батюшки физически не в состоянии одолеть горы записок, поэтому либо привлекают на помощь пономарей да мужчин из прихожан, либо "кронштадтят". А опытный и маститый батюшка просто обязан владеть специальными техниками скоростного чтения.
| |
|
Ответов - 9
[только новые]
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1564
Зарегистрирован: 12.05.06
|
|
Отправлено: 17.08.09 10:40. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках
Помню, как в некоей обители каждое бдение (если не исповедуешь) проходило за выниманием частичек из огромных гор просвирок, высыпаемых на спецжертвенник в виде огромного бильярдного стола с бортиками. Собирались все пономари, благочестивые мужчины, им раздавались пачки записок. А батюшки, окружив жертвенник, вынимали частички, при этом нудном занятии, естественно, не обходилось без весёлых рассказов, обсуждения последних церковных сплетен или соревнований, кто быстрее и ловчее. А на утро поллитургии (строго до Херувимской) - опять пачки записок. Что там Апостол, Евангелие, молитвы, главное, успеть "помянуть". Вот, Евхаристическую молитву можно читать скороговоркой, себе под нос, даже частично вычитывать заранее, ведь самый страшный грех - это пауза в богослужении, а 20-минутная ектения с безызвестными "Марьи, Дарьи со чады" - это святое. Даже в Воскресение неопустительна заупокойная. Народ не поймёт. И к тому же традиция. А ведь лет двадцать назад ещё можно было увидеть, как народ стоял в храме во время проскомидии или во время поминальных ектений со своими помянниками, прочитывая сам дорогие имена. А сейчас такого и не увидишь, ведь это Батюшка служит, а народ присутствует. Про то, что наиболее важное поминовение совершается по освящении Даров, мало кто и догадывается. Поминают же вслух по именам только патриарха да правящего, а потом скоренько "и всех и вся".
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1565
Зарегистрирован: 12.05.06
|
|
Отправлено: 17.08.09 10:40. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках
Несомненно, храму нужны средства на содержание, на оклады клиру и сотрудникам, и записочный проект часто вносит весомый вклад в церковный бюджет, но стоит ли оно того, чтобы низводить одно из важнейших служений Церкви - молитву о своих членах и не только - до какого-то полумагического "чтения заказных и проч.записок" о никому, кроме автора каракуль на листочке, неизвестных девицах, отроковицах и иных заблудших воинах? Для малоцерковного человека, а таких у нас подавляющее большинство, в общем-то вся церковность и сводится к тому, что надо сходить в церкву поставить свечку да подать записку. Продвинутым ещё известно таинственное слово "сорокоуст". Его надо в семи церквах заказывать. И всё будет путём. Какой найти выход из сложившейся ситуации, которая многих устраивает, я не знаю, знаю лишь полумеры. Может, пусть его, всё и так остается? Это ведь уже освящённая временем традиция. Типа утрени с вечера, а вечерни с утра. Исходный текст и обсуждение знатоков здесь Интересна практика поминовений в местных храмах. Лишь в одном из крупных городских храмов Самары (Петропавловском) проводится длительное поминовение на заздравной и заупокойной ектеньях: пресвитер и диакон гласно перед Царскими вратами поминают по записочкам. Какое значение для каждого из нас имеет практика подавания/неподавания записок? Для чего мы это делаем/не делаем?
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1376
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 18.08.09 11:04. Заголовок: Кстати, пономарям ка..
Кстати, пономарям как правило очень часто раздают читать записочки, и передают свои помянники в алтарь, чтобы там прочитали. В последнее время я стараюсь молиться о своих близких самостоятельно как раз в момент когда священник поминает по запискам в алтаре (или диакон перед царскими вратами), но когда есть возможность заказываю также обедню. Помощь Божья от соборной молитвы есть, и это не просто мои измышления, свидетельствую о том личным опытом.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1567
Зарегистрирован: 12.05.06
|
|
Отправлено: 18.08.09 11:40. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..
Леонид Рамзаев пишет: цитата: | Кстати, пономарям как правило очень часто раздают читать записочки, и передают свои помянники в алтарь, чтобы там прочитали. |
| Очень интересно, для чего это делается. Мне как прихожанину не раз давали читать помянники в монастырских храмах.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1377
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 18.08.09 14:02. Заголовок: Уточню на всякий слу..
Уточню на всякий случай, священники дают читать пономарям записки и помянники, так как сами не успевают прочитать. Прихожане передают помянники в алтарь, следовательно, сами не читают, хотя, возможно, это дубликаты помянников
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 973
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 19.08.09 07:20. Заголовок: Лень, а уточни, пожа..
Лень, а уточни, пожалуйста, в какое именно время нужно поминать близких, в какой момент священник поминает в алтаре?
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1385
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 19.08.09 21:32. Заголовок: osta пишет: Лень, а..
osta пишет: цитата: | Лень, а уточни, пожалуйста, в какое именно время нужно поминать близких, в какой момент священник поминает в алтаре? |
| В моей практике помощи в алтаре проскомидия совершалась во время чтения 3 часа и 6 часа. Соответственно, можно поминать людей в это время. Бывает, что частицы вынимают еще во время пения антифонов на Литургии (Благослови душе моя Господа...). Интересно, что прочитываются в это время и обедни и проскомидии, то есть в момент чтения ектений и поминаний перед Херувимской песней священник обращает только молитвенное прошение к Богу за людей, имена которых были поданы как обедни. При этом такие записки могут читать и пономари, и диаконы, в зависимости от объема записок и количества священников. Наверное, молиться за своих ближних можно либо на шестом часе, когда частицы вынимают, либо в момент чтения поминальных ектений.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 241
Зарегистрирован: 21.04.09
|
|
Отправлено: 22.08.09 10:42. Заголовок: Если кому-то не хоче..
Если кому-то не хочется молиться о своих братьях и сестрах по той лишь причине, что он их не знает - пусть не молится. Кто ж заставит? Зачем вынимать частички на Проскомидии? После причащения верных, литург опускает к Святую Чашу частички с молитвой: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих". Зачем писать "воин", "болящий" и "девица" с "отроковицей"? Если батюшка знает своих прихожан, своих духовных чад и их близких, то эти уточнения укажут ему о конкретно каком "воине Василии" и какой такой "отроковице Дарии" он молится. В сельском храме (я служу, например, иногда в таком) это вполне обоснованно. Недоумения возникает, читая слова о Евхаристической молитве скороговоркой и протипоставление этому ектении о нуждающихся в молитвенной поддержке. Кто мешает читать Евхаристическую молитву не скороговоркой? Хор не понимает русских слов, что с ним трудно поговорить? В нашем храме, например, даже длинные тайные молитвы Литургии Григория Великого нет необходимости скороговорить. Пустые какие-то претензии непонятно к кому. Хочешь служить Богу - служи, не хочешь молиться - не молись. Православие - это религия свободы, и никто, кроме твоей совести, тебя ни к чему не принуждает. ИМХО.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1390
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 22.08.09 15:27. Заголовок: иерей Олег пишет: Н..
иерей Олег пишет: цитата: | Недоумения возникает, читая слова о Евхаристической молитве скороговоркой и протипоставление этому ектении о нуждающихся в молитвенной поддержке. Кто мешает читать Евхаристическую молитву не скороговоркой? Хор не понимает русских слов, что с ним трудно поговорить? В нашем храме, например, даже длинные тайные молитвы Литургии Григория Великого нет необходимости скороговорить. |
| Ну да, я тоже не вижу особо больших проблем в том, чтобы наладить чин службы самостоятельно как настоятель и самому читать как следует.
| |
|
|
|