On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1562
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.09 10:39. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках


Насельник Коневецкого монастыря игумен Борис опубликовал интересные размышления о практике "записочного" поминовения. Очень интересной представляется практика 80-х годов, которую он застал.

Непричёсанные мысли о поминальных записках




Всегда вызывало недоумение пристрастие некоторых к приписанию в поминальных записках дополнительных дефиниций: "воин", "учащийся", "заблудший" и т.д. С воином и студентом ещё понятно, надо помолиться об сохранении от вражеской пули и дедовщины или о прибавлении ума. А в именовании заблудшим мне всегда чудится некое превозношение, вроде бы каждую субботу в храме (а многие и дома) читают 17-ю кафизму, завершающуюся словами "заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего". И, соответственно, надобно к себе и относить сие именование. Т.о., мы все заблудшие, кто-то больше, кто-то меньше. Это как у св.Игнатия с понятием прелестности.
Встречается и совсем, на мой взгляд, неуместное, например "девица", "отроковица", но почему же тогда не писать "пенсионер", "бабушка"?
Понятно, что всё это изначально от желания как-то выделить дорогих сердцу людей из общей массы бесконечных имён, прочитываемых во время поминовения. Но сама идея поминальных записок давно превратилась в коммерческий проект. Даже сложилась целая система градаций: на проскомидию, на ектению, заказная (я честно и не знаю, что это, кажется, с поминанием и там и там), и с соответствующим прейс-курантом. Батюшки физически не в состоянии одолеть горы записок, поэтому либо привлекают на помощь пономарей да мужчин из прихожан, либо "кронштадтят". А опытный и маститый батюшка просто обязан владеть специальными техниками скоростного чтения.


Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 9 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 1564
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.09 10:40. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках


Помню, как в некоей обители каждое бдение (если не исповедуешь) проходило за выниманием частичек из огромных гор просвирок, высыпаемых на спецжертвенник в виде огромного бильярдного стола с бортиками. Собирались все пономари, благочестивые мужчины, им раздавались пачки записок. А батюшки, окружив жертвенник, вынимали частички, при этом нудном занятии, естественно, не обходилось без весёлых рассказов, обсуждения последних церковных сплетен или соревнований, кто быстрее и ловчее. А на утро поллитургии (строго до Херувимской) - опять пачки записок. Что там Апостол, Евангелие, молитвы, главное, успеть "помянуть". Вот, Евхаристическую молитву можно читать скороговоркой, себе под нос, даже частично вычитывать заранее, ведь самый страшный грех - это пауза в богослужении, а 20-минутная ектения с безызвестными "Марьи, Дарьи со чады" - это святое. Даже в Воскресение неопустительна заупокойная. Народ не поймёт. И к тому же традиция.

А ведь лет двадцать назад ещё можно было увидеть, как народ стоял в храме во время проскомидии или во время поминальных ектений со своими помянниками, прочитывая сам дорогие имена. А сейчас такого и не увидишь, ведь это Батюшка служит, а народ присутствует. Про то, что наиболее важное поминовение совершается по освящении Даров, мало кто и догадывается. Поминают же вслух по именам только патриарха да правящего, а потом скоренько "и всех и вся".


Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1565
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.09 10:40. Заголовок: Игумен Борис о поминальных записках


Несомненно, храму нужны средства на содержание, на оклады клиру и сотрудникам, и записочный проект часто вносит весомый вклад в церковный бюджет, но стоит ли оно того, чтобы низводить одно из важнейших служений Церкви - молитву о своих членах и не только - до какого-то полумагического "чтения заказных и проч.записок" о никому, кроме автора каракуль на листочке, неизвестных девицах, отроковицах и иных заблудших воинах?

Для малоцерковного человека, а таких у нас подавляющее большинство, в общем-то вся церковность и сводится к тому, что надо сходить в церкву поставить свечку да подать записку. Продвинутым ещё известно таинственное слово "сорокоуст". Его надо в семи церквах заказывать. И всё будет путём.
Какой найти выход из сложившейся ситуации, которая многих устраивает, я не знаю, знаю лишь полумеры. Может, пусть его, всё и так остается? Это ведь уже освящённая временем традиция. Типа утрени с вечера, а вечерни с утра.

Исходный текст и обсуждение знатоков здесь

Интересна практика поминовений в местных храмах. Лишь в одном из крупных городских храмов Самары (Петропавловском) проводится длительное поминовение на заздравной и заупокойной ектеньях: пресвитер и диакон гласно перед Царскими вратами поминают по записочкам.

Какое значение для каждого из нас имеет практика подавания/неподавания записок? Для чего мы это делаем/не делаем?



Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1376
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.09 11:04. Заголовок: Кстати, пономарям ка..


Кстати, пономарям как правило очень часто раздают читать записочки, и передают свои помянники в алтарь, чтобы там прочитали.

В последнее время я стараюсь молиться о своих близких самостоятельно как раз в момент когда священник поминает по запискам в алтаре (или диакон перед царскими вратами), но когда есть возможность заказываю также обедню. Помощь Божья от соборной молитвы есть, и это не просто мои измышления, свидетельствую о том личным опытом.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1567
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.09 11:40. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..


Леонид Рамзаев пишет:

 цитата:
Кстати, пономарям как правило очень часто раздают читать записочки, и передают свои помянники в алтарь, чтобы там прочитали.


Очень интересно, для чего это делается. Мне как прихожанину не раз давали читать помянники в монастырских храмах.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1377
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.09 14:02. Заголовок: Уточню на всякий слу..


Уточню на всякий случай, священники дают читать пономарям записки и помянники, так как сами не успевают прочитать. Прихожане передают помянники в алтарь, следовательно, сами не читают, хотя, возможно, это дубликаты помянников

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 973
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.09 07:20. Заголовок: Лень, а уточни, пожа..


Лень, а уточни, пожалуйста, в какое именно время нужно поминать близких, в какой момент священник поминает в алтаре?

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1385
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.09 21:32. Заголовок: osta пишет: Лень, а..


osta пишет:

 цитата:
Лень, а уточни, пожалуйста, в какое именно время нужно поминать близких, в какой момент священник поминает в алтаре?



В моей практике помощи в алтаре проскомидия совершалась во время чтения 3 часа и 6 часа. Соответственно, можно поминать людей в это время. Бывает, что частицы вынимают еще во время пения антифонов на Литургии (Благослови душе моя Господа...). Интересно, что прочитываются в это время и обедни и проскомидии, то есть в момент чтения ектений и поминаний перед Херувимской песней священник обращает только молитвенное прошение к Богу за людей, имена которых были поданы как обедни. При этом такие записки могут читать и пономари, и диаконы, в зависимости от объема записок и количества священников. Наверное, молиться за своих ближних можно либо на шестом часе, когда частицы вынимают, либо в момент чтения поминальных ектений.


Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 241
Зарегистрирован: 21.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.09 10:42. Заголовок: Если кому-то не хоче..


Если кому-то не хочется молиться о своих братьях и сестрах по той лишь причине, что он их не знает - пусть не молится. Кто ж заставит?
Зачем вынимать частички на Проскомидии? После причащения верных, литург опускает к Святую Чашу частички с молитвой: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих".
Зачем писать "воин", "болящий" и "девица" с "отроковицей"? Если батюшка знает своих прихожан, своих духовных чад и их близких, то эти уточнения укажут ему о конкретно каком "воине Василии" и какой такой "отроковице Дарии" он молится. В сельском храме (я служу, например, иногда в таком) это вполне обоснованно.

Недоумения возникает, читая слова о Евхаристической молитве скороговоркой и протипоставление этому ектении о нуждающихся в молитвенной поддержке. Кто мешает читать Евхаристическую молитву не скороговоркой? Хор не понимает русских слов, что с ним трудно поговорить? В нашем храме, например, даже длинные тайные молитвы Литургии Григория Великого нет необходимости скороговорить.
Пустые какие-то претензии непонятно к кому. Хочешь служить Богу - служи, не хочешь молиться - не молись. Православие - это религия свободы, и никто, кроме твоей совести, тебя ни к чему не принуждает.
ИМХО.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1390
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.09 15:27. Заголовок: иерей Олег пишет: Н..


иерей Олег пишет:

 цитата:
Недоумения возникает, читая слова о Евхаристической молитве скороговоркой и протипоставление этому ектении о нуждающихся в молитвенной поддержке. Кто мешает читать Евхаристическую молитву не скороговоркой? Хор не понимает русских слов, что с ним трудно поговорить? В нашем храме, например, даже длинные тайные молитвы Литургии Григория Великого нет необходимости скороговорить.



Ну да, я тоже не вижу особо больших проблем в том, чтобы наладить чин службы самостоятельно как настоятель и самому читать как следует.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1334
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет