On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
1-й админ




Пост N: 929
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.09 13:13. Заголовок: Ещё раз о таинстве крещения


Разбирал свой архив, наткнулся на отличную статью о подготовки ко крещению - как это реально должно быть.
Напечатана в "Санкт-Петербургский церковный вестник. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви."
http://journal.aquaviva.ru/2007/08/28.html

Через тернии - к купели



- Подскажите, пожалуйста, что нужно, чтобы покреститься?

- 300 рублей, крестик и полотенце.

- А когда это можно сделать?

- Подождите полчаса, батюшка закончит службу и вас покрестит.


Христиане, жившие в первые столетия церковной истории, не поняли бы, о чем идет речь в этом диалоге, типичном для многих наших храмов. А если бы им объяснили, что находящиеся по разные стороны свечного ящика говорят о Таинстве Крещения, то они посчитали бы происходящее кощунством. Ведь в их время все было совсем иначе…

Иерей Владимир Хулап
кандидат богословия,
клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска,
референт санкт-петербургского филиала ОВЦС МП

Условия существования раннехристианской Церкви были очень сложными: христиане составляли в тогдашнем обществе меньшинство, время от времени на них обрушивались жестокие гонения, а сама их религия рассматривалась как «непрестижная». На первый взгляд, юная Церковь для обеспечения быстрого количественного роста должна была сразу крестить любого выразившего такое желание.

Однако она пошла по принципиально иному пути, создав тщательно разработанный институт катехумената, ориентированный на качественную подготовку взрослых людей ко крещению. Сформированный во II-III вв. катехуменат до сих пор продолжает оставаться образцом того, как серьезно и ответственно Церковь относилась к принятию в свое лоно новых членов.

Христианская «учебка»
В начале III в. североафриканский автор Тертуллиан († после 220 г.) в своем описании катехумената использует военную латинскую терминологию, противопоставляя «рекрута» (tiro) или «новичка» (noviciol), т. е. катехумена, и «солдата» (miles), т. е. крещеного христианина.

Он называет Крещение «печатью веры» (obsignatio fidei), поскольку омовение в крещальных водах представляет для него высшую точку длительного процесса принятия веры во Христа, связанного, прежде всего, с деятельным изменением образа жизни:

«Воды крещения являются печатью веры, но ее начало - в искреннем покаянии… Мы не омываемся, чтобы перестать грешить, но потому, что мы уже перестали».

Об этом же в конце I в. говорит раннехристианский документ «Дидахи». Его первые шесть глав содержат учение о «двух путях»: пути жизни, заключающемся в совершении добрых дел и ведущем к Богу, и пути смерти, которым следуют грешники. В начале 7 главы мы читаем: «преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Таким образом, крещение должно было совершаться только после научения тому, как должны жить христиане.

Св. Иустин Философ († ок. 165 г.) в своей «Апологии», комментируя совершение крещения, пишет:

«Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились и мы».

Для того чтобы сделать это наставление более эффективным, некоторые ревностные христиане полностью посвящали себя делу катехизации и открывали специальные «школы» по образцу философских школ того времени.

Часто это были личные инициативы: миряне активно участвовали в деле проповеди Евангелия, т. к. клирики в силу своих многочисленных обязанностей не всегда могли осуществлять эту деятельность в необходимой мере.

Наиболее яркий пример такой школы - особое огласительное училище в Александрии, основанное Пантеном, после смерти которого руководство принял Климент Александрийский († ок. 215 г.).

Здесь основной акцент делался на выражение сущности христианского благовестия на языке тогдашней греческой философии, о чем Климент пишет: «Учитель, излагающий основные догмы, должен быть хорошо образованным. Это образование помогает убедить слушателей, вызывает восхищение катехуменов и направляет их к Истине».

Всерьез и надолго?
Дошедшее до нас «Апостольское Предание» св. Ипполита Римского - памятник, возникший ок. 215 г., - наглядно показывает, как выглядел катехуменат в начале III в. Те, кто приводил желающих креститься в общину, первично ознакомив их с основами христианства (вероятно, через контакт в повседневной жизни), были своего рода «крестными родителями». Именно они становились посредниками между проявившими интерес к христианству и руководством общины - «учителями», которые встречали пришедших. Первый вопрос учителей был «о причине, вследствие которой они обращаются к вере». Далее происходило серьезное исследование семейного, общественного и профессионального положения кандидатов.

Если пришедший был рабом, а его хозяин - христианином, то требовалось положительное свидетельство последнего и его разрешение.

Если же хозяин был язычником, то учителя наставляли желающего креститься «быть приятным своему господину, чтобы не возбудить злословия».

Само собой разумеется, что кандидат должен был жить в законном моногамном браке. Мужчину, сожительствующего с женщиной, учили «не развратничать, но принять жену по закону», т. е. заключить с ней брак.

Очень подробные предписания мы встречаем в отношении рода деятельности кандидатов. Перед нами длинный список профессий, которые были запрещены будущим катехуменам ввиду их несовместимости с христианским вероучением и нравственностью.

В нем легко различить три смертных греха, с которыми бескомпромиссно боролось раннее христианство: идолослужение, убийство и блуд.

Характерно, что все эти предписания относятся не к принимающим Крещение, а к только желающим вступить на путь многолетней катехизической подготовки!

После того как урегулировались все упомянутые обстоятельства, начинался собственно период «слушания Слова», продолжавшийся, согласно тексту, три года.

Он включал в себя наставление в истинах веры, участие в богослужении (Литургии оглашенных), совершение дел милосердия.

Этот срок мог быть уменьшен ввиду особого рвения кандидата: «Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться».

В связи с такой длительностью подготовки и частыми гонениями на христиан возникал вполне закономерный вопрос: что будет, если катехумен умрет, не успев принять Крещение? Текст отвечает следующее:

«Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноценности своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие, и он был замучен, когда его грехи не были еще отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью».

Тем самым даже в условиях постоянной угрозы смерти Церковь не крестила пришедших сразу же, но непреклонно следовала принципу как можно лучшей подготовки своих будущих членов.

По прошествии трех лет в качестве критерия для выбора достойных к принятию Таинства Крещения рассматривался образ жизни кандидатов, точнее, его изменение к лучшему за период катехумената.

Решение о допуске принималось за несколько недель до этого дня, причем исследование жизни включало в себя двойной аспект: негативный - не поступал ли кандидат недостойно, и позитивный - какова была его практическая, прежде всего, диаконическая деятельность, считавшаяся видимым выражением его обращения: «почитал ли он вдов, посещал ли больных, совершал ли добрые дела?».

В том случае, если поведение оглашенных оценивалось положительно, они «избирались» из числа остальных катехуменов, и вскоре происходило их крещение.

Крещение империи
Начало IV в. ознаменовалось для христианства принципиальным изменением характера отношений с властью. Оно становится сначала разрешенной, а затем и государственной религией империи.

Христиане впервые получают уникальную возможность открыто проповедовать и исповедовать свою веру, не опасаясь гонений.

Однако такое изменение ситуации привело и к новым серьезным пастырским проблемам: к сожалению, с наступлением новой эпохи качество желающих принять крещение начало во многом уступать количеству.

Прежде всего, изменились причины обращения в христианство. Все чаще и чаще возникала неискренняя, ложная мотивация при выражении желания присоединиться к Церкви: язычник стремился таким образом жениться на христианке, раб хотел угодить своему господину, чиновники пытались быстрее продвинуться по служебной лестнице.

Поэтому блаженный Августин († 430 г.) советует быть очень внимательным в отношении мотивов приходящих ко крещению: «Если он желает стать христианином в надежде получить какую-либо выгоду от людей, которым, как он думает, не может иначе угодить, или избежать вреда от рук людей, нерасположения или вражды которых он боится, в действительности он не хочет стать христианином, поскольку он желает лишь притворно казаться таковым… Хорошо, если возможно, прежде узнать от тех, кто его знает, о его образе мыслей и о причинах, которые заставили его прийти и принять христианскую веру».

Однако и в этих новых условиях Церковь не переставала требовать чистоты жизни и проверять искренность намерений тех, кто желал принять крещение.

Архипастыри неустанно провозглашали традиционное учение о том, что Крещение должно преподаваться только имеющим веру и живущим согласно этой вере. Св. Афанасий Великий († 373 г.) пишет: «Спаситель заповедал не только крестить, Он повелел вначале «учить», а затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру, и уже с верой мы могли бы принять Таинство».

Блаженный Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известны своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха».

Далее он пишет:

«С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить, они достигнут вечного спасения».

В качестве примера такого недостойного принятия Крещения св. Кирилл Иерусалимский († 387 г.) приводит Симона волхва, распространяя толкование этого места из книги Деяний на всех катехуменов вообще: «Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил Духом, тело вошло в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним…

Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не примет».

Список подобных святоотеческих цитат той эпохи займет не один десяток страниц.

Сорок дней перед Пасхой
Пытаясь сохранить катехуменат в IV-V вв., Церковь была вынуждена изменить его продолжительность и структуру.

Это привело к созданию новой системы, более короткой и непосредственно предшествовавшей принятию Таинства Крещения.

Ее связали с Великим Постом, период которого постепенно стал предназначаться для этого интенсивного предкрещального наставления, по окончании которого следовало торжественное крещение в пасхальную ночь.

О том, как происходило вступление в катехуменат в Иерусалиме, мы читаем у Эгерии (ок. 400 г.), западной паломницы, описывающей свое посещение Святой земли:

«Во второй день поста… поставляется епископская кафедра посреди Великой Церкви в Мартириуме, священники сидят на седалищах по обе стороны от нее, а остальные клирики стоят.

Тогда ищущие крещения приводятся по одному: мужчины - с их (крестными) отцами, женщины - с их (крестными) матерями. Когда они приводятся, епископ спрашивает их соседей о них: «Ведет ли этот человек правильную жизнь? Уважает ли он родителей? Не пьяница ли он и не хвастун?» Он спрашивает обо всех серьезных человеческих пороках. И если в результате опроса он видит, что этот человек не совершил ни одного из таких преступлений, он сам записывает его имя (в список крещаемых на ближайший праздник Пасхи); но если некто виновен, то ему повелевают уйти; епископ говорит ему, что он должен исправить свои пути, перед тем как приступить к источнику. Он спрашивает об одном и том же мужчин и женщин. И не легко пришедшему приступить ко крещению, если у него нет свидетелей, знакомых с ним».

Прошедшие испытание получали во время поста обстоятельное вероучительное и нравственное наставление путем регулярных проповедей, обращенных к кандидатам.

Согласно свидетельству Эгерии, сам епископ ежедневно (по три часа!) в течение сорока дней учил катехуменов, истолковывая основные моменты библейской истории, начиная с книги Бытия, а также основные положения Символа веры.

На Западе к этому добавлялся торжественный ритуал: происходила «передача» (traditio) катехуменам Символа веры и Молитвы Господней епископом во время воскресной Литургии, а через неделю катехумены «возвращали» их (redditio) - читали наизусть вслух перед лицом общины, тем самым литургически удостоверяя о принятии этих текстов в свое сердце.

На фоне резкого роста числа крещений младенцев катехуменат постепенно начал исчезать со второй половины V - начала VI вв.

Ориентированный на сознательную подготовку ко крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации он, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как раньше.

Тем не менее, институт катехумената ясно показал, что Таинство Крещения не является магическим или механическим действием.

Святые отцы, часто ссылаясь на слова Спасителя «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6), неустанно указывали, что Крещение - это дар Божий.

Именно поэтому Церковь не может безразлично преподавать его кому бы то ни было, но всегда должна требовать от кандидата живой и деятельной веры. Конечно, речь шла не просто о строгом контроле.

Напротив, христианские епископы, священники, специально назначенные «учителя», занимавшиеся катехизаторской работой, всегда старались сделать все возможное, чтобы помочь укрепиться этой вере.

Катехуменат стал тем реальным сообществом, в котором вера плодотворно возрастала в течение длительного периода времени.

Мы часто говорим о том, что Православная Церковь - Церковь святоотеческого предания. Однако сегодня проблема достойной подготовки взрослых к Таинству Крещения стоит в нашей Церкви не менее остро, чем это было в первые века ее истории.

Святые отцы, к богословию и практике которых мы декларируем приверженность, ясно и однозначно высказались по этой проблеме - словом и делом.

От нас зависит, пропустим ли мы их голос мимо ушей или он станет для нас руководством к действию - конечно, не просто к слепому копированию форм прошлого, но к поиску новых катехизаторских подходов в современных условиях.

И только услышав это послание предков по вере и деятельно ответив на него, мы - клирики и миряне - станем «не слушателями забывчивыми, но исполнителями дела» (Иак. 1, 25).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


Простой смертный :(




Пост N: 2055
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 09:08. Заголовок: AleBuAle :sm36: ..


AleBuAle


____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1273
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 11:29. Заголовок: AleBuAle пишет: Свя..


AleBuAle пишет:

 цитата:
Святые отцы, к богословию и практике которых мы декларируем приверженность, ясно и однозначно высказались по этой проблеме - словом и делом.



Мое мнение, хорошая статья, но только как это реализовать на деле мирянам?

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1470
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 11:53. Заголовок: Кураев говорит, что ..


Кураев говорит, что в РПЦ нет и не готовится общецерковная программа катехизации. Возможно, дело за частными инициативами. Например, при Свято-Филаретовском богословском институте много лет успешно осуществляется программа катехизации.



Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1471
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.09 11:58. Заголовок: Церковь обладает огр..


Церковь обладает огромным опытом целостной катехизации (оглашения), т. е., как правило, устного, последовательного и целостного наставления взрослых людей в основах христианской (православной) веры и жизни, который, к сожалению, в настоящее время все еще остается почти полностью забытым.


Скрытый текст

Возможная система оглашения



Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 195
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.09 14:31. Заголовок: Что-то мне подсказыв..


Что-то мне подсказывает, что именно такие вопросы должны вызывать живейшее обсуждение, а не какие-нибудь обрядовые (что нельзя есть и одевать на себя), национал-патриотические (куда делась святая русь и что будет с русским народом) или поведенческие (как уважительно общаться со священниками и как их называть). Почему-то мне кажется очень логичной система катехизации, которая применялась ранее в нашей церкви и которая до сих пор есть во многих христианских церквях. Почему ее нет в общераспространенной практике Русской Православной Церкви? Почему-то для того чтоб стать врачом надо 6 лет учиться в вузе, чтоб стать учителем - надо изучать философию, логику и педагогику не говоря уж о профильных предметах. А для того чтоб стать христианином нужно всего 300 рублей, крестик и полотенце. Неужели ни у кого больше таких вопросов не возникает? Неужели я один такой неправильный?

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 238
Зарегистрирован: 21.04.09
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.09 14:48. Заголовок: Indie пишет: Неужел..


Indie пишет:

 цитата:
Неужели я один такой неправильный?




___________________
С нами Бог, разумейте языци, и покоряйтеся, яко с нам Бог!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 196
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.09 16:00. Заголовок: иерей Олег пишет: ..


иерей Олег пишет:

 цитата:



ну может я немного того ... рисуюсь, не без этого, но правда как-то странно, Саша затронул тему, Леня задал риторический вопрос, Вадим дал ссылки и тишина. Вот вы бы, о.Олег, свое мнение сказали, как священник.

Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1284
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.09 12:42. Заголовок: Indie пишет: ну мож..


Indie пишет:

 цитата:
ну может я немного того ... рисуюсь, не без этого, но правда как-то странно, Саша затронул тему, Леня задал риторический вопрос, Вадим дал ссылки и тишина. Вот вы бы, о.Олег, свое мнение сказали, как священник.



Да, должно волновать, конечно, реальным выходом и одновременно не болтовней было бы создание такой небольшой школы катехизации, которая бы работала для желающих получить дополнительные сведения о христианской вере, а также с крестными младенцев, которых крестят. Данный проект может использовать опыт приведенный Вадимом, либо выработать свой вариант. Одновременно встает вопрос о взаимодействии с настоятелями церквей или с епархией относительно катехизации и направления людей в такую школу

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 246
Зарегистрирован: 21.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.09 14:12. Заголовок: http://www.pravoslav..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Простой смертный :(




Пост N: 2159
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.09 15:02. Заголовок: Ура! :sm36: ..


Ура!

____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 273
Зарегистрирован: 21.04.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.09 20:09. Заголовок: http://www.pravoslav..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1458
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.09 13:08. Заголовок: Священник Александр ..


Публикую понравившиеся цитаты из размещенных о. Олегом ссылок

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

– На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.



Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1460
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.09 13:13. Заголовок: Протоиерей Борис БАЛ..


Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства «Христианская жизнь», главный редактор газеты «Клин Православный» и телепрограммы «Дорога к храму»:

balashov
– Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!



Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1334
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет