On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
1-й админ




Пост N: 843
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.09 18:09. Заголовок: Чадородие - не средство спасения само по себе


Чадородие - не средство спасения само по себе


Ианнуарий (Ивлиев), архим.
2 января 2008 года в часовне Новомучеников и Исповедников Российских в Петербурге состоялась просветительская конференция "Таинство Брака - Таинство Единения". В рамках ее пленарной части с докладом на тему "Брак в Новом Завете" выступил известный петербургский библеист, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Отец Ианнуарий подробно прокомментировал места новозаветных Писаний, в которых говорится об отношениях мужчины и женщины, и попытался развенчать ряд устойчивых мифов о браке и семье, распространенных сегодня в церковной среде.

Так, по словам отца Ианнуария, современными христианами нередко ошибочно трактуются высказывания из поздних апостольских Посланий, о том, что женщина должна повиноваться мужу и бояться его (особенно много об этом говорится, например, в Послании к Ефесянам). Расхожее мнение о том, что Библия освящает патриархальные устои в семье и ставит женщину в подчиненное положение по отношению к мужчине, по мнению архимандрита Ианнуария, едва ли согласуется с собственно библейским текстом. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви", - говорит Апостол (Еф 5, 22). Однако выражение о том, что "муж есть глава жены", по словам отца Ианнуария, - "не увещание, но сформулировано как само собой разумеющееся утверждение, которое просто отражает социальные реальности того времени". "Разумеется, мы должны учитывать временную обусловленность этих увещаний. А главное, мы не должны упустить существенную их цель. А цель эта - не в санкционировании или абсолютизации существующих социальных структур, - будь то рабство-господство, империя, патриархат, - но в призыве к любви и к тому единству, какое мы признаём в отношениях Христа и Его Церкви. При этом распределение ролей мужа и жены имеют второстепенное, преходящее, относительное значение", - подчеркнул отец Ианнуарий.

Также был подвержен критике миф о том, что безбрачие является по определению более высшей формой жизни и более подобающей для христианина, нежели брак. Здесь, по признанию отца Ианнуария, сказываются и недостатки Синодального перевода Библии, который порой "вводит читателя в некоторое заблуждение". В частности, в Первом Послании к фессалоникийцам, согласно Синодальному тексту, Апостол призывает христиан "соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога" ((1 Фесс 4,3-5). Поскольку в данном случае под "сосудом" часто понимается собственное тело человека, то и весь пассаж трактуется как призыв к половому воздержанию. Однако, заметил отец Ианнуарий, "Синодальный перевод вводит читателя в заблуждение: в оригинале не "соблюдать свой сосуд", а "приобретать свой сосуд", по церкосно-славянски - "свой сосуд стяжавати", что на библейском языке "жить с собственной женой". Иначе говоря, Апостол Павел призывает к "святому и честному" браку и напоминает о заповеди, запрещающей преступление в этом отношении (не преступати... в вещи), то есть прелюбодеяние".

По поводу известного высказывания Апостола о том, что "хорошо человеку не касаться женщины" (1 Кор 7, 1), архимандрит Ианнуарий заметил следующее: "К сожалению, Синодальный перевод представляет это утверждение как позицию самого Апостола Павла. В то время как Апостол Павел цитирует здесь ту позицию, которая была представлена в коринфской Церкви и в то же время вызывала там острое сопротивление". Иными словами, Апостол защищает здесь как раз не безбрачие, но брак, и выступает тем самым против чрезмерно аскетической тенденции в Церкви. Это подтверждает и последующий пассаж: "Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор 7, 2)."Рассуждения Апостола обусловлены конкретной ситуацией в церкви, которая состояла преимущественно из людей, вскормленных эллинистической культурой и нравственностью, - подчеркнул отец Ианнуарий, - Если в предыдущей, шестой главе (1 Кор 6, 12-20) Апостол был вынужден выступить против безграничного сексуального произвола, то в седьмой главе речь идет о строго аскетической, чуть ли не отрицающей брак вообще, позиции". "Не исключено, - добавил он, - что обе эти позиции представляла одна и та же группа в Коринфе. Это не такая уж редкость, когда "высокие" идеалы, враждебные жизни, идут рука об руку с грубым развратом".

Наконец, архимандрит Ианнуарий прокомментировал одно из наиболее дискуссионных ныне высказываний Апостола из Первого послания к Тимофею - о спасении женщины "через чадородие". "Эта фраза, - отметил отец Ианнуарий, - действительно, трудна для понимания и всегда вызывала удивление. "Не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим 2,14-15)". Однако выражение "через чадородие" ("dia tes teknogonias"), исходя из особенностей употребления греческих предлогов, скорее всего, должно пониматься так: "спасется, несмотря на деторождение, несмотря на то особенное наказание, которое возложено на неё за её особое преступление".

"Чадородие нужно понимать не как средство спасения само по себе, а как то событие, через которое проходит путь женщины к спасению, и которое, с другой стороны, не может воспрепятствовать её спасению, - подчеркнул отец Ианнуарий, - Пока женщина стоит в вере, путь к спасению для неё открыт точно так же, как и для мужчины".

http://kiev-orthodox.org/site/family/1732/

Интересно - я этих моментов не знал. Предлагаю к обсуждению.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


постоянный участник


Пост N: 706
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.05.09 15:15. Заголовок: Мда, я всегда подозр..


Мда, я всегда подозревала, что чадородие больше похоже на наказание за преступление, чем на "великий труд", как некоторые толкуют слова, сказанные Богом при изгнании Адама и Евы из рая...

Однажды Диоген промывал чечевицу, чтобы сварить себе похлебку. За этим занятием его застал Аристипп - философ, ученик Сократа, который преуспел в жизни потому, что льстил и возносил хвалы царю. Аристипп с усмешкой сказал Диогену:
- Если бы ты научился льстить царю, тебе не пришлось бы питаться чечевицей.
- Ну а если бы ты научился жить, питаясь чечевицей, - ответил ему Диоген, - то тебе не пришлось бы льстить царю!..
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 916
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.05.09 13:13. Заголовок: Спасибо, Саш! Очень..


Спасибо, Саш!
Очень ценная заметка. ;-)

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ "под прикрытием"




Пост N: 1391
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.09 07:58. Заголовок: Неплохо было бы когд..


Неплохо было бы когда-нибудь собрать все такие утверждения, возвращающие баланс между монашеским путем и путем супружества и опубликовать сборничек. А то все таки вопрос настолько болезненный, что мешает людям, желающим создать христианскую семью, собственно этим заниматься, хочется более совершенного пути, но если на деле пути эти одинаковые по достоинству, то, видимо, активное доведение этого до людей внесет кардинальное изменение в сознание православных людей. Может быть люди свободнее станут. С другой стороны, возможно, и избравшие своим путем монашество смогут относиться к своему чину более трезво, без мнения о превосходстве над православными людьми, живущими в браке.

Закружи метель, заметай белый лист
Будет чист... Как последний свист топора
На ура! Философия грима
Мимо! Мимо солнца растут мастера (R) (C)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1216
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет