On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 575
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.08 19:04. Заголовок: Миссионерская литургия или как приблизить службу к людям


Имхо, очень хорошие мысли у дьякона Михаила Першина на эту тему (он работает в отделе по делам молодежи РПЦ).

http://www.liveinternet.ru/users/dmpershin/post65296576/

Стоишь на службе пень пнём... Миссионерская литургия
Понедельник, 28 Января 2008 г. 21:40 (ссылка)

"И ножки болят, и в голове гудит, и вообще, зачем я тут? Нет бы, по-русски, а то по храму бегают, кадилом дым пускают, одежды космические (по улице в таких не ходят), свечи текут, душновато, тесновато, и все вокруг чем-то заняты.
И что я здесь забыл?
Но и Бог где-то рядом, прямо здесь...
Спорят: надо или не надо служить по-русски, стоит или нет комментировать службу, не превратит ли это молитву в лекторий?
По порядку:
1) Давно русифицируют Евангельские чтения в кафедральном соборе в Смоленской епархии, но так, что об этом никто не догадывается. При мне митрополит Кирилл несколькими касаниями упростил ряд сложных церковнославянских глагольных форм и местоимений на воскресной всенощной во время чтения Евангелия. Стало понятнее.
2) В ряде храмов на литургии проповедь читают сразу после чтения Евангелия и пересказывают его содержание еще раз.
3) На Крутицком Патриаршем подворье мы служим уставно, но в течении 2002-2003 гг я издавал ежемесячную приходскую газету в которой давал все воскресные и праздничные чтения в синодальном переводе. Разбирали.
4) Проповедь может разъяснять отдельные места богослужения, и ничто не мешает кратко пояснить ход литургии оглашенных перед ней, а затем и ход литургии верных после чтения Евангелия. Делать более частые комментарии, как кажется, нецелесообразно. Дело в том, что литургия служится 50 минут (это если без чтения записок и хор поет молитвенно и обиходно, и не затягивать с причащением). Разбить ее проповедями на две части по 25 минут вполне уместно, если же дробить еще, то человеку придется все время перенастраиваться: то он молится, то слушает пояснения. Все же литургия - это действо, Таинство, служба, буквальный перевод "общее дело", а не лекция в планетарии. Захотел, пошел дальше, захотел, вернулся к предыдущей теме.
5) Живым учебником по литургии были для меня занятия с о. Николаем Соколовым на 1 курсе Российского Православного Университета. Он делил нашу группу так: ты - священник, ты - клирос, ты - алтарник, вот вам богослужебные книги, подумали, а теперь расскажите, что за чем должно происходить и что будет означать. Думаю, что в учебных целях лучше было бы рассмотреть чин литургии вместе с прихожанами во время подобных занятий, которые могут проводится и в храме.
6) Миссионерские литургии - идея красивая. Мне приходилось в походной жизни служить и среди деревьев (летний морской лагерь под Новороссийском) безо всяких преград, полным чином, и подростки (человек 200) исповедывались и причащались совершенно как в обычном храме. Но вот что интересно: даже полная прозрачность богослужения не делает его ближе прихожанам. Им важнее - разобрать смыслы происходящего и каждого слова. И это задача не богослужения, а катехизации. Митрополит Антоний Сурожский вспоминал, как он полностью русифицировал литургию для русских скаутов-эмигрантов, и те все равно стояли столбиками, а через несколько дней служил по-церковнославянски, но предварительно разобрал с ними каждое слово, - во втором случае они молились.
7) Эксперимент над сестрой состоял в следующем: ребенку 5 лет, только учится читать, даю на выбор два детских молитвослова - с русским и церковнославянским алфавитом. Вы уже догадались: она взяла более сказочный и с тех пор так в нем и живет. Филологом стала. Будьте как дети. А детям петровская реформа не по нутру.
8)Нужны:
- занятия, разъясняющие чин и содержание молитв, в том числе, и тайных
- тайные молитвы никто не мешает читать вслух, что делают многие священники и архиереи (только не надо делать из этого правило - у каждого свой навык молитвы в алтаре).
- проповеди и комментарии вполне уместны, но желательно не рвать ими ткань богослужения на эпизоды с батюшкиным подстрочником, а найти некую меру. В первую очередь, это касается служения миссионерских литургий.
- регенты, которые поют внятно и думают об этом, а не о красоте партеса или знаменного распева.
- колонки и микрофоны.
9) желательны:
- большие в стену мониторы, на которых бы отображались те молитвы, которые поет хор. А в идеале, чтобы выделялись слова, как в караоке. Народ сможет следить и подпевать.
- если этого нет, распечатки, по которым можно следить за службой. Так делают католики, протестанты и православные греки. Такова практика экуменических молитв. И нам не зазорно, особенно, с учетом того, что есть приходы с нерусскими захожанами - китайцами, таджиками, татарами, немцами и т.д. - которым было бы более чем приятно найти информацию о храме и богослужении в нем для себя на родном языке.
- ресурсы, с которых можно было это скачать. Программа "Электронный уставщик".

И о последнем хотелось бы спросить: реально ли сделать так, чтобы под каждую службу выкладывать в сети ее чин со всеми тропарями и кондаками и т.д.?

Переадресую этот вопрос о. Димитрию, который поднял тему миссионерской литургии .

Еще один момент: не следует переоцинивать возможности русификации. Она дает понятность, но не понимание. Последнее достигается внутренним усилием, концентрацией внимания, отсечением рассеивающих помыслов, что, как мне кажется, может сочетатся и с чтением про себя Иисусовой молитвы.
Почему пишу об этом? Боюсь, как бы не выплеснуть с водой и ребенка. Церковнославянский язык - это колоссальный плюс русской культуры. Он живет и сейчас в языковых формах, которых нет в школьных учебниках, но они есть в реальном языке. Скажем, все в России употребляют звательный падеж, произнося: Господи, Боже, всем знакома его форма "Отче". Целые пласты значений и смыслов сохраняются в этом церковнославянском измерении русской культуры. Цель миссии не в том. чтобы упростить язык и богослужебные формы, но в том. чтобы привлечь через эту простоту к сложности. Вот почему так важно, чтобы были уставные монастыри и нереформированные приходы - эти камертоны православия для тех, кто уже встретился с Богом и хотел бы пойти дальше - к общению с Ним, которое невозомжно вне Церкви во всей полноте ее опыта".



С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]







Пост N: 299
Зарегистрирован: 22.05.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.08 15:15. Заголовок: osta пишет: В ряде..


osta пишет:

 цитата:
В ряде храмов на литургии проповедь читают сразу после чтения Евангелия и пересказывают его содержание еще раз.


В нашей родной епархии наш родной Владыка тоже издал распоряжение, и теперь мы проповеди произносим/слушаем после Евангелия перед "Рцем вси". О пересказе Евангельских чтений речь не идет, но в подавляющем числе случаев проповедь основанна именно на дневном Евангелии.

osta пишет:

 цитата:
Все же литургия - это действо, Таинство, служба, буквальный перевод "общее дело", а не лекция в планетарии.


Вот это правильно! Даже жутко представить, что на Литургии через каждые 10 минут выходит специально учиненный поп и комментирует произошедшее :( Хочешь узнать больше - приходи на катехизаторские курсы (в Тольятти они есть в обоих благочиниях), или купи книгу... а если лень, то не жалуйся.

osta пишет:

 цитата:
- тайные молитвы никто не мешает читать вслух, что делают многие священники и архиереи.


Не понимаю как это может сделать Литургию понятнее?

osta пишет:

 цитата:
регенты, которые поют внятно и думают об этом, а не о красоте партеса или знаменного распева


За внятность пения я обеими руками, и если возможно то пусть не в ущерб распеву :) Вообще на моем крайне малом опыте могу сказать, что профессиональный хор поет и внятно и красиво, а если хор составлен из того что было, то ни о красоте, ни о внятности речь не идет.

osta пишет:

 цитата:
распечатки, по которым можно следить за службой.


Если распечатки совать тем, кому это не интересно, то пользы нуль. А те кто желает, тот может совершенно не напрягаясь сделать это сам. Я, например, многогрешный так и поступил. А если интеренет слишком страшная вещь, то добро пожаловать в книжную лавку на книжечкой зеленого цвета с названием "Литургия и Всенощное бдение": на дворе на 60-е и литературного голода нет.

In manu tuis, Domine. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Готовится к канонизации




Пост N: 270
Зарегистрирован: 04.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.08 19:11. Заголовок: Фома Тольяттинский п..


Фома Тольяттинский пишет


 цитата:
мы проповеди произносим/слушаем после Евангелия перед "Рцем вси". О пересказе Евангельских чтений речь не идет, но в подавляющем числе случаев проповедь основанна именно на дневном Евангелии.



В нашем храме есть традиция дублирования священного писания на русском языке, причем и апостола тоже. Это очень полезная практика. По своему скромному опыту я знаю, что апостольские послания в церкви вообще не понятны даже священнослужителям. Послушать Священное писание на понятном языке полезно всем и попам тоже. Я не уверен, что наши дорогие батюшки в совершенстве знают церковнославянский язык. От непонимания священного писания страдает проповедь, потому что евангельский отрывок часто по смыслу бывает связан с апостольским отрывком, точнее апостольский отрывок раскрывает смысл евангельского чтения и помогает настроить проповедь в нужном ключе , а не фантазии батюшки на тему евангелия. Поэтому дублирование текста очень важно и необходимо. Когда читается русский текст писания прихожане все обращаются в слух и их интерес к тексту виден. А когда читается текст на церковно-славянском языке видно скука в глазах молящихся от не понимания текста и смирено потупивший взгляд долу. Может быть это так благочестиво?

Фома Тольяттинский пишет


 цитата:
Вот это правильно! Даже жутко представить, что на Литургии через каждые 10 минут выходит специально учиненный поп и комментирует произошедшее :( Хочешь узнать больше - приходи на катехизаторские курсы (в Тольятти они есть в обоих благочиниях), или купи книгу... а если лень, то не жалуйся.



Да ничего жуткого нет . В нашем храме я иногда выхожу и объясняю значение некоторых моментов в литургии и ничего страшного , это совсем не мешает ходу богослужения и все воспринимают совершенно нормально. Зато в нашем храме все бабушки знают литургию и как себя надо правильно вести, где креститься , где на колени вставать. В данный момент объяснения уже стали излишними.
Если священника называют отцом, то и вести себя он должен как отец, а не наемник, мол, тебе интересно ты и ищи и учись. Отец должен заботится о ленивых чадах и максимально прилагать усилия , что бы довести до ленивых чад смысл богослужения , по сему можно и во время богослужения разъяснить что ни будь, и распечатать тексты если нужно .

Тайные молитвы открывают значение литургии как евхаристического действа , к сожалению многие литургию воспринимают вне контекста евхаристии.
Чтение тайных молитв вслух очень важно. Литургические исследования показывают , что практика тайных чтений молитв возникла во время упадка литургической традиции это стало неудачной попыткой сокращения литургии по времени. К сожалению, эти вопросы решить невозможно без соборного решения нашей Церкви.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 576
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.08 20:43. Заголовок: Фома Тольяттинский п..


Фома Тольяттинский пишет:

 цитата:
В нашей родной епархии наш родной Владыка тоже издал распоряжение, и теперь мы проповеди произносим/слушаем после Евангелия перед "Рцем вси".


К сожалению. эта практика не универсальна. Насколько я знаю, раньше ее практиковал в семинарском храме игумен Вениамин Лабутин. Больше я нигде такой не встречала. А жаль!

Фома Тольяттинский пишет:

 цитата:
цитата:
- тайные молитвы никто не мешает читать вслух, что делают многие священники и архиереи.

Не понимаю как это может сделать Литургию понятнее?



Имхо, вполне может, т.к. обычно прихожане слышат лишь обрывки фраз, вроде: "Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще..."- без начала и без конца. Или просто славословие, которое по идее подытоживает слова молитвы, а прихожане слышат лишь славословие. Да и вся суть литургии, которая содержится в тексте анафоры, вообще неизвестна большей части прихожан. Т.е. они слушают длинный распев: "Иже Херувимы", который к тому же еще и разрывается или прочие вторичные по смыслу песнопения, но с трудом могут уразуметь суть того, что происходит на литургии именно потому, что вообще не имеют возможности услышать молитвы. Лично мне очень помогает благоговейно настроиться к соединению со Христом, молитвенно участвовать в литургии то, что я держу перед глазами текст анафоры.

Фома Тольяттинский пишет:

 цитата:
А те кто желает, тот может совершенно не напрягаясь сделать это сам. Я, например, многогрешный так и поступил. А если интернет слишком страшная вещь, то добро пожаловать в книжную лавку на книжечкой зеленого цвета с названием "Литургия и Всенощное бдение": на дворе на 60-е и литературного голода нет.



Ну, я вот не вполне уверена, что новоначальный легко разберется с чинопоследованием, имея такую книжицу, которую к тому же надо еще и найти. Если с литургией более или менее легко разобраться, там меньше подвижных частей, то гораздо сложнее со всенощным бдением, где много подвижных вставок. Я до сих пор, имея в руках Воскресный Октоих, с трудом могу отслеживать большую часть богослужения, т.к. многое отдается на усмотрение уставщика, многое сокращается или меняется порядок. Тут и не новичку самому едва ли можно разобраться. Например, я до сих пор не могу разобраться и понять, как читают канон, и отследить его, даже имея текст на руках. И в Интернете, к сожалению, нет возможности найти полное чинопоследование, включающее в себя все молитвы в нужной последовательности, чтобы человек мог прийти с текстом и все услышать согласно имеющемуся тексту…

Lanselot пишет:

 цитата:
Поэтому дублирование текста очень важно и необходимо.



+1

Lanselot пишет:

 цитата:
В нашем храме я иногда выхожу и объясняю значение некоторых моментов в литургии и ничего страшного , это совсем не мешает ходу богослужения и все воспринимают совершенно нормально. Зато в нашем храме все бабушки знают литургию и как себя надо правильно вести, где креститься , где на колени вставать.



Имхо, очень нужное и важное дело. К сожалению, большинство прихожан вообще с трудом представляет, как правильно себя вести на богослужении, какие его части более ответственны и требуют максимального внимания и дисциплины. Например, мало кто знает, что молитвы Шестопсалмия- это очень важный момент утрени, нельзя ходить, говорить, нужно стоять и внимать, так же, как и при чтении Евангелия. Народ же интуитивно считает, что когда священник не возглашает или хор не поет- можно расслабиться. Т.е. воспринимают службу, как и "концерт", если читает кто-то иной, а не священник, и не поет громко, то это второстепенное. Или, например, многие считают самым ответственным на всенощном бдении елеопомазание (помазались- и можно домой идти), хотя это вообще момент второстепенный, и по уставу каждую седмицу служить литию (и освящать хлеб и елей) не полагается, или считают участие в молебне или акафисте более важным, чем участие в литургии. Или, например, молитве "Врачу душ и телес" придается большое значение, хотя это вообще очень поздняя вставка в текст литургии и она вообще вторична к молитвословиям литургии верных и т.д. Очень хорошо было бы, если бы отцы научали нас в храме основам литургики, объясняли бы, что к чему, как это делается в храме у Ланселота.


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 300
Зарегистрирован: 22.05.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.08 21:04. Заголовок: Lanselot, я все боль..


Lanselot, я все больше и больше сокрушаюсь, что так ни разу и не побывал у Вас на богослужении, хотя неоднократно имел возможность посетить Елховку с молодежью Тольятти.

Lanselot пишет:

 цитата:
Да ничего жуткого нет . В нашем храме я иногда выхожу и объясняю значение некоторых моментов в литургии и ничего страшного


Очень хотелось бы посмотреть. И, даст Бог, все-таки увижу...
Я даже не представляю как вставить пояснения в ход Литургии, чтобы вышло органично, чинно и благопристойно...

In manu tuis, Domine. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 578
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.08 21:27. Заголовок: И еще хорошее добавл..


И еще хорошее добавление Дмитрия с форума ПЦДРМ:
"Когда священник предлагает возлюбить друг друга и обменивается с теми, кто присутствует в алтаре, приветствием, а обычный прихожанин этого не делает - это какая-то неполная литургия. Прихожанину надо об этом рассказать (это катехизация) и сделать так, чтобы он мог нелицемерно приветствовать тех, кто стоит рядом с ним. Для этого можно и чаепитие устроить, и общее дело какое-либо найти.

Литургия - это собрание вместе единой общины, как тела Христова. Если единой общины нет, это плохо. Красотой хорового пения, устройством храма и прекрасным чтением молитв единую общину не создашь. Все эти вещи нужны для уже существующей общины. Люди её создают, как умеют. Они делают ошибки, несомненно. Но они не правы не в том, что что-то делают, а в том, что что-то делают неправильно".
http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=6080&pid=56686&st=0&#entry56686

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Готовится к канонизации




Пост N: 271
Зарегистрирован: 04.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 17:22. Заголовок: приезжай может вмест..



приезжай может вместе послужим если будет желание всегда буду рад.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 25.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.08 19:05. Заголовок: Миссионерская литург..


Миссионерская литургическая практика.

1. В храме на видном месте лежит пачка книжичек «Всенощное бдение и Божественная Литургия» (со штампом «из храма не выносить!»). Каждый желающий может взять и следить за текстом неизменяемых молитвословий. «Ветераны» всегда подскажут «где мы сейчас». Все то, что не было воспринято на слух, дополняется визуальным текстом.
Результат: а) Хорошее понимание текстов и схемы православного богослужения. б) Практически все прихожане способны читать (гражданским шрифтом) часы, шестопсалмие, и.т.д.
2. Богослужебное Евангелие читаю на славянском. Но иногда дополняю воскресное зачало чтением рядового. Сразу после Евангелия (перед «Рцем вси») – проповедь по прочитанному Евангелию или Апостолу. В отдельнызх случаях – краткий пересказ прочитанного в канве проповеди.
3. При отправлении треб читаю Апостол и Евангелие сообразуясь с церковностью присутствующих – на церковнославянском, русском или украинском. (один раз даже на английском KJV читал на крестинах. Правда и половину ектений и молитв тоже – там родитель англоязычный был).
4. Иногда могу сказать литургическую проповедь – на понимание смысла богослужения. Например, перед Херувимской – о символике Великого Входа.
5. Раз в полгода служу «миссионерскую литургию» - с чтением священнических молитв вслух, перед возгласами. Вслух читаю все, кроме «Еще приносим…» (тропарь 3-го часа с псаломскими стихами вслух) и тайносовершительного благословения. Хор на этой службе поет «споро», не затягивая. Результат – более глубокое понимание Литургии всеми присутствующими (служба длинее минут на 20).
6. Практически отказался от молебнов «обо всем и ни о чем» - «Весь иконостас, моли Бога о нас», отдав предпочтение дополнительным прошениям на сугубой ектении («Рцем вси»). Особые прошения о конкретных людях, о которых я просил помолиться в конце проповеди. После ектении – традиционная молитва о храме (+ иногда 1-2 молитвы по прошениям).
7. После завершения богослужения могу побеседовать, задавая вопросы о понимании службы.

P.S. Земной поклон Телу и Крови Христовым (по преосуществлении) делают вместе со мной все присутствующие (если в храме очень многолюдно – то поясной).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 936
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.08 21:38. Заголовок: oVal пишет: Раз в п..


oVal пишет:

 цитата:
Раз в полгода служу «миссионерскую литургию» - с чтением священнических молитв вслух, перед возгласами


Это прекрасно! А почему только раз в полгода? Думаю, приход нуждается в этом чаще.
И интересно, чем диктуется распределение вслух/не вслух. Ведь тайносовершительные слова - разве не кульминация Литургии?

 цитата:
После завершения богослужения могу побеседовать, задавая вопросы о понимании службы.


Этот пример хорошо бы распространить на все приходы!

"Евхаристия ещё не есть явление Церкви во всей полноте на земле. Богословие, сосредоточенное на Евхаристии, подталкивает нас к неизбежному принятию идею пирамиды примасов. Священник, совершающий Евхаристию, становится примасом данной общины; епископ стоит во главе клерикального сообщества - не церковного тела, а именно клерикального, и так образуется большее единство. Но во главе всегда стоит кто-то. Только ведь это неправда. Только Господь Иисус Христос и никто более стоит во главе пирамиды, будь то крохотная община, соборный храм или вселенская Церковь".

Митрополит Антоний Сурожский
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 7
Зарегистрирован: 25.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.02.08 22:03. Заголовок: А почему только раз ..



 цитата:
А почему только раз в полгода? Думаю, приход нуждается в этом чаще


Моим постоянным прихожанам (и даже захожанам) - вполне достаточно. Это не должно превращаться в привычку. А некая 2периодическая новизна" заставляет их каждый раз по новому вслушиваться и вдумываться в великие и вечные слова молитв.

 цитата:
И интересно, чем диктуется распределение вслух/не вслух. Ведь тайносовершительные слова - разве не кульминация Литургии?


Ну, во-первых я читаю тайно тайносовершительные слова лишь для того, чтобы ни у кого не было соблазна с ними играться. Безусловно, они хорошо известны - текс литургии не за семью печатями. Да и момент этот - особый. Как никогда ощущаешь ПРЕДСТОЯНИЕ - стояние впереди и одновременно вместе со всей общиной. стояние у Престола величия Божия. Я просто тихо обращаюсь к нему и прошу...
Нескладно как-то? Я не знаю как об этом говорить. Но каждый священник это хорошо знает...

Кроме того, 1-я молитва Евхаристического "как бы в кармане". Когда она читается тайно - "Поюще, вопиюще" относится к нам. Явно - к Ангельским ликам.


 цитата:
Этот пример хорошо бы распространить на все приходы!


Этот пример хорошо известен. А распространять его или нет - не моего ума дело.
В митре голова кажется большой! Ну вот - как помыслят, так и будет...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 585
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 12:32. Заголовок: oVal пишет: 1. В хр..


oVal пишет:

 цитата:
1. В храме на видном месте лежит пачка книжичек «Всенощное бдение и Божественная Литургия» (со штампом «из храма не выносить!»). Каждый желающий может взять и следить за текстом неизменяемых молитвословий. «Ветераны» всегда подскажут «где мы сейчас». Все то, что не было воспринято на слух, дополняется визуальным текстом



И многие пользуются книжечками? Есть ли реально интерес у прихожан к богослужению? Как новичку в храме определить ветерана, к которому можно обратиться с советом? Есть ли какие-то подспорья для ознакомления с подвижными частями богослужения, вставками из Октоиха, Миней, Триоди? Например, как помочь прихожанам усвоить на слух текст канона? У нас обычно в это время елеопомазание, хождение по храму, суета, толкучка. Слова канона практически плохо слышимы и неудобоваримы. Не говоря уже о том, что даже с текстом Воскресного Октоиха сложно понять, что именно читают в каноне и в каком порядке (в каждом храме, каждый раз свои установки, как сокращают и что именно читают).

oVal пишет:

 цитата:
2. Богослужебное Евангелие читаю на славянском. Но иногда дополняю воскресное зачало чтением рядового. Сразу после Евангелия (перед «Рцем вси») – проповедь по прочитанному Евангелию или Апостолу. В отдельнызх случаях – краткий пересказ прочитанного в канве проповеди.



Всегда ли Вы дублируете Апостол на русском во время проповеди? Как показывает практика, цитаты из Апостола особенно трудны для восприятия, даже на русском языке, и практически всегда нуждаются в толковании.

oVal пишет:

 цитата:
6. Практически отказался от молебнов «обо всем и ни о чем» - «Весь иконостас, моли Бога о нас»


А от акафистов не отказались? Как Вы относитесь к многочисленным повторяющимся ектиньям, которые, имхо, довольно утомительны, когда соединятся и одновременно служатся несколько частей богослужения (утреня, вечерня, часы, литургия...)?
Вставляете ли Вы в литургию молитву: "Врачу душ и телес..."?

Спасибо Вам огромное за Ваше миссионерское служение. Надеюсь, в скором времени, эта практика появится и в храмах Самары... ;-)

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 9
Зарегистрирован: 25.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 13:32. Заголовок: 1. Книжечками пользу..


1. Книжечками пользуются многие. Новичков в маленьком кладбищенском храме-склепе видно всегда.
2. Если буду коментировать Апостол, то не поленюсь повторить его на проповеди в синодальном переводе.
3. Акафисты как-то "не прижились"... Главенствующее место по прежнему занимает Евхаристия.
4. В повторении ектений не вижу беды. "Паки и паки" недецким голоском периодически пробуждают самых утомленных. На сугубых на всенощной вставляю прошения.
5. "Врачу душ и телес..." - крайне редко, если есть реальная потребность ОБЩИНЫ помолиться о здравии захворавших.

У нас нет никакой "эксклюзивности". Все просто и "по домашнему". Все друг друга знают и всегда рады новым лицам. Мы крестим и хороним, заговляемся и разговляемся вместе. Каждое воскресенье причащается полхрама. Причащаются в среднем раз в 2-3 недели.

Если в храме вдруг станет шумно (крайне редко бывает, когда "гости" приходят), я просто поднимаю руку и спрашиваю: "Вам чтец не очень разговаривать мешает? Попросить его умолкнуть?" Естественно, всем стыдно и они исправляются.

Во время евхаристического канона свечками не торгуют. И бывает слышно как бьется о стекло залетевшая комашка.

А зимой за Престолом зимуют бабочки. Весной, перед Пасхой я выпускаю их
- Батюшка, а давайте "Чин выпускания бабочки составим?
- Давайте! И отслужим его в дурдоме!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 587
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 13:51. Заголовок: oVal пишет: У нас н..


oVal пишет:

 цитата:
У нас нет никакой "эксклюзивности". Все просто и "по домашнему". Все друг друга знают и всегда рады новым лицам. Мы крестим и хороним, заговляемся и разговляемся вместе. Каждое воскресенье причащается полхрама. Причащаются в среднем раз в 2-3 недели.



Чувствуется, у Вас настоящая община в храме, к сожалению, это явление сравнительно редко встречающееся в храмах Самары. У нас все атомизированы, "сами по себе" на службе... Спасибо за тольковые ответы на вопросы и за "делёж" опытом. ;-)

Если возможно, прокомментируйте еще и эти вопросы.
osta пишет:

 цитата:
Есть ли какие-то подспорья для ознакомления с подвижными частями богослужения, вставками из Октоиха, Миней, Триоди? Например, как помочь прихожанам усвоить на слух текст канона? У нас обычно в это время елеопомазание, хождение по храму, суета, толкучка. Слова канона практически плохо слышимы и неудобоваримы. Не говоря уже о том, что даже с текстом Воскресного Октоиха сложно понять, что именно читают в каноне и в каком порядке (в каждом храме, каждый раз свои установки, как сокращают и что именно читают).



К сожалению, если неподвижные части богослужения в силу частого повторения более или менее усваиваются со временем, при наличии желания и вдумчивости, то с подвижными частями, их пониманием и адекватным восприятием на слух чаще всего возникают проблемы.
Думаю, вряд ли какой, даже самый постоянный прихожанин сможет рассказать после утрени, о чем был канон. Или тот же догматик- довольно сложен для усвоения на слух. Есть ли какие-то идеи, как приблизить эти части богослужения к народу? Чтобы народ мог не просто читать Иисусову молитву, но молиться вместе словами храмового богослужения.

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 937
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.08 13:53. Заголовок: oVal пишет: Моим по..


oVal пишет:

 цитата:
Моим постоянным прихожанам (и даже захожанам) - вполне достаточно. Это не должно превращаться в привычку. А некая 2периодическая новизна" заставляет их каждый раз по новому вслушиваться и вдумываться в великие и вечные слова молитв


Как вы смотрите на то, чтобы совершать так службу в приходах, где есть нужда в этом, чаще?

 цитата:
Ну, во-первых я читаю тайно тайносовершительные слова лишь для того, чтобы ни у кого не было соблазна с ними играться


Думается, до них никому просто нет дела и желаниеи "играться " не возникает. Прихожане вряд ли вообще подозревают о содержании молитв Литургии, в нашей практике читаемых служащим иереем.

 цитата:
Нескладно как-то? Я не знаю как об этом говорить. Но каждый священник это хорошо знает...


В этом сомнений нет. . Я считаю, замечательно было бы, чтобы не только клирики, но и вся община участвовала полноценно молитвенно в Литургии. Для этого обязательно быть в курсе содержания литургических текстов.

 цитата:
Этот пример хорошо известен.


А именно?

 цитата:
А распространять его или нет - не моего ума дело


Может быть, какие-то вещи в служении возможно регулировать настоятелю. С благословения правящего. Но как говорят в нашей епархии, "инициатива наказуема".



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 308
Зарегистрирован: 22.05.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.08 17:58. Заголовок: oVal пишет: P.S. Зе..


oVal пишет:

 цитата:
P.S. Земной поклон Телу и Крови Христовым (по преосуществлении) делают вместе со мной все присутствующие (если в храме очень многолюдно – то поясной).


Замечательная практика!
А как Вы ее ввели?
Помню (я был алтарником в маленьком храмике), на Преждеосвященной Литургии, при переносе Тела и Крови на Престол приходилось выходить из алтаря и провозлгашать "Все на колени!", но уже на следующей Преждеосвященной люди (даже регулярные прихожане) забывали падать ниц, видимо, ожидая "обязательного по Уставу возгласа".
:(

In manu tuis, Domine. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 13
Зарегистрирован: 25.02.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.08 16:28. Заголовок: Замечательная практи..



 цитата:
Замечательная практика!
А как Вы ее ввели?


Это произошло само собой, из-за специфики храма. Мне оставалось только разъяснить.
Дело в том, что царские врата у меня отсутствуют - только катапитасма (т.е. завеса). Открытие и закрытие царских врат я обозначаю поклоном народу.
Когда община делала выбор между царскими вратами или толстым попом, выбрали толстого попа... Установка царских врат стала невозможной. Если бы они были, то совершая земной поклон у Престола, я бы их "отверз" своим торцом наружу. А творя молитву прп. Ефрема на солее (т.е. между завесой и аналоем), напротив - "отверз бы лбом Царство Божие". И был бы соблазн великий! А так - завеса мягкая!

Просто храм в плечах немного жмет...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1273
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет