On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Готовится к канонизации




Пост N: 206
Зарегистрирован: 04.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.10.07 15:33. Заголовок: Подлинность православного традиционализма


Хочется предложить вашему вниманию статью известного греческого богослова на актуальную тему.
Мне эта статья показалась очень интересной несмотря на трудность изложения прочитал с большим интересом.



Христос Яннарас



Подлинность православного традиционализма



СОДЕРЖАНИЕ

1. Подлинность или отчуждение благой вести?
2. Предание как выражение опыта
3. Предание и индивидуальные "мнения"
4. Традиционализм превращает Церковь в религию
5. "Ортодоксия" - это не традиционализм
6. Фундаментализм в Православии


--------------------------------------------------------------------------------


1. Подлинность или отчуждение благой вести?

Для церковного сознания слово "предание" - это вызов, и отнюдь не теоретический, но весьма реальный: предание является практическим мерилом того, сохранило ли христианское благовестие свою подлинность или оно было изменено или отчуждено.

Для того, чтобы выпутаться из интеллектуальных схем, будет полезно обратиться к методологической характеристике, которую Маркс в своих ранних работах раскрывал в терминах "отчуждения" и "практики". Это удобные средства критической проверки истинности результатов познания.

Если знание выводится из непосредственного опыта конкретных отношений человека с реальностью как данностью, то проверка истинности этого знания может быть осуществлена только негативно: засвидетельствованием того, что отношения эти изменились и превратились в отношения зависимости, подчинения, эксплуатации. И если сам человеческий субъект проявляется и определяется через те отношения, которые он устанавливает, то экзистенциальная истинность субъекта будет также оцениваться в зависимости от изменения тех отношений, которые определяют субъект.

Я возьму на себя смелость утверждать, что это методологическое положение марксизма в высшей степени церковно, ибо оно соотносится с единственным известным церкви способом проверять истинность того, что она передает как свое благовестие.

Благовестие Церкви можно понимать двояко: 1) как опыт участия в отношениях, созидающих "Тело" Церкви (ее евхаристическую ипостась), в отношениях, определяющихся способом существования, свободным от ограничений времени, пространства, разложения и смерти; 2) как слово (logos), призывающее и приглашающее к живому участию в этом экзистенциальном событии Церкви, к свидетельству, только на уровне опыта, о евхаристическом способе существования.

Таким образом, познание христианского благовестия рождается из действенного участия либо в конкретных отношениях, либо в призыве к участию в этих отношениях. И проверка подлинности этих отношений, участия в событии Церкви, может происходить только негативно - свидетельством о фактическом их изменении, иными словами - о ереси.

Догматы, как кодифицированные определения церковного опыта, не появляются до того, как возникает извращение этого опыта - ересь. Вот почему сама ересь в своей основе - это не идеологическое уклонение от догматических определений, но практическое размывание отношений, составляющих экзистенциальное событие Церкви. Термин "ересь" указывает на отрыв и выход за пределы отношений, составляющих Церковь в ее полноте (кафоличности) в каждой поместной евхаристии.


2. Предание как выражение опыта

Отношения, составляющие экзистенциальное событие Церкви, не расплывчаты и не абстрактны. Это вполне конкретные способы, типы и формы действования, делающие возможной связь с жизнью и существованием. Эти конкретные способы передаются от поколения к поколению как плод и выражение общего опыта. Передается ("передавать" по-гречески - paradido) именно практика опытного участия в способе существования Церкви. Эта передача в опыте называется Преданием (греч. paradosis) Церкви.

Предание - это передача опыта, т.е. продолжающееся общение в едином и тождественном опыте: "О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь... чтобы и вы имели общение с нами" (1 Ин 1: 3). Жизнь вечная - не догма и не идеология. Это исторический опыт и восприятие человеком Того, Кто восстал из мертвых, Иисуса Христа, опыт и восприятие конкретного экзистенциального факта, продолжающегося, дабы быть актуализированным и явленным в каждой поместной евхаристии. Без участия в общении людей, познающих жизнь вечную, без непосредственного опыта этого евхаристического способа восприятия и, соответственно, без Предания-передачи практики (типов и форм) этого самого опыта, христианского благовестия, это лишь "бессмысленная болтовня" (Лк 24: 11), пустая идеология.


3. Предание и индивидуальные "мнения"

Если познание благовестия - это плод опытного участия в отношениях общения, то превращение этого познания в индивидуальные "мнения", индивидуальные интеллектуальные убеждения, свидетельствует о его изменении.

Новый образ существования ("жизнь вечная"), возвещаемый Церковью, состоит в действенном отвержении индивидуализма и осуществлении жизни как общения любви, в котором люди выводят свое существование не из природы, но из отношений - это не их тленная биологическая индивидуальность, но истощание ("кеносис") всякого индивидуального начала и приношение себя в любви. "Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее" (Лк 9: 24). Церковный способ существования - это осуществление троического способа существования, вечной жизни Бога, Который есть Любовь (1 Ин 3: 16), взаимопроникновения (перихорезы) существования Трех Божественных Лиц. Бог вечен не потому, что это обусловлено Его природой, но потому, что Он свободно волит Себя жить, поскольку Он любит, и Любовь есть Его способ существования.

Таким образом, всякое человеческое упорство в сохранении индивидуалистического существования - это отвержение благовестия о вечной жизни, упорство в смерти. Понимание благовестия как "источника" индивидуальных метафизических мнений (индивидуальной "веры") и норм индивидуальной нравственности - это настоящее упразднение благой вести, радикальное отвержение самой сути обетований Церкви.

Вот почему изменение понимания благовестия par excellence (по преимуществу) - это его отрыв от опыта отношений, образующих "евангельский" способ существования, это понимание, отделяющее себя, таким образом, от опыта участия в евхаристическом Теле Церкви. В этом случае реальное экзистенциальное событие - Благая весть - превращается в индивидуальную идеологию, индивидуальную "религию", индивидуальную мораль, но ничто из этого не может спасти человека от смерти.

История христианства - синтез и выжимка всего дела человечества, расположенного на острие свободы, это также история, составленная из отчуждения и ересей: разнообразное упорство в смерти, противопоставляющее себя истинной жизни. Люди жаждут жизни, но в то же самое время отвергают ее необходимые условия: риск отношений, выход из себя, предложение себя в жертву любви. "Грехопадение" человека - это его путь к индивидуалистическому существованию в качестве "самости". Человек отождествляет существование и жизнь с преходящими способностями своей биологической индивидуальности. Люди стараются утвердить себя посредством своих индивидуальных добродетелей. Они изменяют <т.е. извращают> свои отношения <с другими>, стремясь к принуждению, господству, эксплуатации, или даже наоборот - к подчинению самих себя непогрешимым чинам и авторитетам, которые своим признанным весом гарантируют человеку индивидуальную броню.

На этом пути они превращают благовестие церкви - иногда Писание, иногда Предание, а иногда и их вместе - в объективный "авторитет", из которого они черпают метафизические и нравственные истины, которые подпитывают их эгоцентрическую самоуверенность. Они делают из Церкви "религию", превращая ее в институцию, обеспеченную бюрократией, которая управляет верой так, как будто вера - это идеология. Авторитет институции и вес, присущий идеологии, гарантируют правильность индивидуального выбора "веры". Все работает на то, чтобы обеспечить падшего человека броней, чтобы способствовать его упорству в смерти. Евхаристия перестает быть осуществлением евангельского способа существования, явлением истинной жизни и превращается в индивидуальную обязанность участвовать в общей молитве. Догмат, выражающий общий церковный опыт, превращается в автономное идеологическое содержание, в рационалистический дисциплинарный кодекс, защищающий индивида от незнания и ошибок. Богословие подчиняется приоритету метода, превращаясь в построенную на доказательствах "науку", предлагающую интеллектуально несомненные факты. Аскеза верных - акт и практика участия в динамике отношений, составляющих Церковь, - кодифицируется как правила закона и принципы индивидуальной нравственности. Таким образом, предание, вместо того, чтобы быть передачей и восприятием живого опыта, превращается в собрание окаменелых формул "православия" (ортодоксии), питающих индивидуальную самодостаточность, преданную мертвым схемам.


4. Традиционализм превращает Церковь в религию

На языке церкви мы называем "традиционализмом" крайнюю тенденцию превратить Церковь в религию, заменить общение в церковном Теле индивидуальной дисциплиной и следованию готовым моделям и кодифицированным формулам. Способы участия в церковном общении отделяются и начинают существовать независимо от самого факта участия и его продолжения, перестают служить и выражать включенность в церковный способ существования. Они абсолютизируются в качестве самодостаточных ценностей, становятся идолами, независимой "священной" данностью, которую необходимо сохранять невредимой и неизменяемой на все времена.

Другими словами, традиционализм подменяет уникальное и жизненно важное функционирование церковного Предания (передачу опыта через типы и формы действования, делающие возможной связь с жизнью и существованием) множеством "преданий", отрезанных от передачи совместного опыта. Эти "предания" понимаются как автономный "религиозный" материал, объективированный и неизменяемый, передаваемый от поколения к поколению, как драгоценное родовое наследство. Это драгоценное наследство должно сохраняться неизменным не потому, что оно касается нашей жизни и динамики наших надежд, но потому, что само это сохранение наделяет нас главным в познании, дает нам имя преданных наперсников.

Конечно, в церковной жизни имеются какие-то "константы" на все времена: догматы, нравственные правила, литургические чины. Однако не случайно первые "догматические" формулировки христианского богословия (решения Вселенских соборов неразделенной церкви) были названы границами (оросами), а не догматами. Граница обозначает предел, т.е. ограничение, детерминацию (описание) церковного опыта. Как описание и ограничение, определение никогда не заменяет и не исчерпывает опыта, но только соотносится с ним: оно обозначает опыт. Так же обстоит дело и с канонами, которые были приняты на Вселенских соборах: они определяют и отмечают необходимые предпосылки правильного устроения Церкви или нравственности участников евхаристического собрания, никогда не заменяя и не исчерпывая динамики достижения правильного устроения и нравственности. Подобно этому и богослужебный чин (текст и структура богослужения, гимнография и иконография) сохраняет и выражает евхаристическое осуществление Церкви, не заменяя и не исчерпывая его.

В традиционализме же, наоборот, догматы, каноны и литургические чины перестают соотноситься с церковным опытом, обозначать и определять его. Каждый элемент приобретает самодостаточность и становится ценностью сам по себе. Догматы превращаются в идеологические принципы, каноны - в законнические постановления, а литургический чин - в обязательный церемониал. И индивид, "принимающий" эти принципы, выполняющий постановления и педантично соблюдающий церемониал, уверен в себе, в своей "вере", в своей "добродетели" и своем "благочестии", даже если он так никогда и не вкусил опыта того способа существования, который составляет Церковь.


5. "Ортодоксия" - это не традиционализм

На языке наших современников слово "традиционный" имеет тенденцию отождествляться, на уровне значения, со словом "ортодоксальный" (т.е. православный - ред.). Конечно, ортодоксия имеет тенденцию обозначать приверженность догме, букве идеологии. Но на практике это эквивалентно консерватизму, упорству в унаследованных формах кодифицированной практики. В этой перспективе тот человек ортодоксален, кто остается предан изначальной и подлинной формулировке учения, строгому следованию освященной практике, в противоположность тем, кто изменяет изначальную подлинность или отступает от нее.

Таким образом, любая догматическая идеология - религиозная, общественная или политическая - имеет свою ортодоксию. Люди говорят, например, о лютеранской, фрейдистской или марксистской ортодоксии, чтобы обозначить приверженность (консервативную и, в общем, бесплодную) формулировкам самого Лютера, самого Фрейда или самого Маркса - в сравнении этой приверженности с позднейшими интерпретациями или реформами основополагающих идей, хотя эти позднейшие интерпретации могут иметь и созидательный характер.

Обычно призыв к ортодоксии делается не без того, чтобы пользоваться славой напоминания верным изначального и подлинного. Под "пользоваться славой" мы имеем в виду обычное признание и уважение к наследию предания, но также и к людям, которые его хранят и представляют. Таким образом, ортодоксия приводится в действие как средство оправдания не столько консервативных идей, сколько консервативных людей. Она часто служит тому, чтобы психологически "подгримировать" малодушие духовного бесплодия. Те, кто не дерзает или не может создать в своей жизни ничего нового, становятся фанатичными приверженцами ортодоксии. Из нее они черпают весомость, авторитет и, наконец, власть как представители и хранители подлинных ценностей - это защитники форм, толкователи буквы. В конечном счете они превращают так называемую ортодоксию в разновидность индивидуальных доспехов эгоцентризма.


6. Фундаментализм в Православии

Когда во время Великой схизмы одиннадцатого столетия (1054 г.) папа и патриарх Рима взял на себя инициативу по раскалыванию единого тела единой, святой, соборной (кафолической) и апостольской Церкви, отделив церкви Западной и Центральной Европы, он присвоил им имя "Кафолической церкви". Остальные патриархи христианской "ойкумены" (вселенной) стали обозначать себя "православными", дабы отличить Православную кафолическую церковь от Римской кафолической церкви.

Таким образом, обозначение "православный" относится к специфическому пути понимания кафоличности церкви. Стержнем всех богословских нововведений Рима было истолкование кафоличности как географической универсальности, в то время как Православие оставалось убеждено в кафоличности каждой местной евхаристии. Для Православия каждая отдельная евхаристия, совершающаяся с упоминанием местного епископа, осуществляет и являет совершенную Церковь в ее полноте (греческое katholou) и экзистенциальное событие способа существования, возвещаемого Евангелием.

Когда со временем большая часть христианской "ойкумены" была подчинена турецкому варварству (в XV веке), древние патриархаты (Нового Рима-Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима) были на много веков обречены на культурное молчание и снижение численности. Напротив, Центральная и Западная Европа во времена Ренессанса и затем Просвещения стала матерью буквально "космогонической" культурной трансформации. Западноевропейская цивилизация (способ устроения, но также и понимания жизни) продемонстрировала удивительный динамизм и универсальность, став синонимом прогресса и развития человеческого общества.

Люди, оставшиеся православными и боровшиеся за освобождение от турецкого ига, в XIX веке были очень быстро ассимилированы в западный образ прогресса и развития или сами стремились к ассимиляции. Радикальное "озападнение" православной России было спровоцировано в XVIII веке решительными реформами Петра Великого. Таким образом, начиная с этого времени западное устройство и понимание жизни стало также господствовать и среди православных. Богословские и экклезиологические различия, разделяющие Православие и Запад, перестали отражаться в реальной жизни людей. С этого времени Православие стало выделяться лишь на уровне чисто теоретических идеологических различий и оригинальности отдельных обрядовых практик.

Идеологическое и обрядовое понимание церковного Православия неизбежно приводит к возрастанию традиционализма. Вот почему даже сейчас в Православных церквах можно видеть обилие жестко консервативных движений, подменяющих собой истинное Православие. Можно видеть возрождение идеологического анти-западничества, фанатичную оппозицию "экуменическому движению" и недоверие к межхристианскому "диалогу". Эти симптомы, изобилующие в сегодняшнем Православии, в сущности не отличаются от того, что можно равно видеть в Римском Католицизме или в Протестантизме. Морфология и типология этих симптомов может отличаться, но поразительна схожесть характеристик тех людей, кто повсюду составляет традиционализм: то же состояние ума, та же психология, те же стереотипы, те же безжизненные кодификации.

Эта схожесть антропологических последствий показывает общий и основной характер любого традиционализма, его подлинного лица, как я описал его на этих страницах: это стабильная приверженность эгоцентричным доспехам индивидуальности посредством законнических схем, идеологической убежденности и форм, становящихся идолами; это отказ принимать участие в опыте общения в отношениях, страх взрослости, т.е. боязнь свободы, боязнь риска, который неизбежен, когда предлагаешь себя в жертву любви.

В традиционализме можно ясно видеть изменение и извращение границ благовестия Церкви.



Перевод с английского С. Зайденберга



Печатается по: Christos Jannaras. "The Challenge of Orthodox Traditionalism" в Consilium Special/Fundamentalism as an Ecumenical Challenge"/ Ed. by Hans Kung and Jurgen Moltmann, SCM Press, Lnd, 1992.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 12 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 812
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.10.07 13:50. Заголовок: Lanselot пишет: В т..


Lanselot пишет:

 цитата:
В традиционализме можно ясно видеть изменение и извращение границ благовестия Церкви


Статья висит второй день, а все, похоже, согласны с мнением этого богослова. Неужели ничего здесь не противоречит установкам православного человека?

Настоящий мужик должен есть мясо и пить водку. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Простой смертный :(




Пост N: 842
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.07 11:57. Заголовок: Lanselot пишет: Мне..


Lanselot пишет:

 цитата:
Мне эта статья показалась очень интересной несмотря на трудность изложения прочитал с большим интересом.



Rooster пишет:

 цитата:
все, похоже, согласны с мнением этого богослова


Я не осилил... для меня слишком трудно изложено...

____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1113
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.07 12:21. Заголовок: Три подхода делал, н..


Три подхода делал, на гору не влез

«Не, Киркоров мне не нравится. Слащавый он какой-то. Подкрашенный весь, подпудренный как баба. Весь такой…… Одно слово…РУМЫН». - Так он болгарин. «Да? Какая разница…» Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 486
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.07 07:25. Заголовок: Rooster пишет: цит..


Rooster пишет:

 цитата:
цитата:
В традиционализме можно ясно видеть изменение и извращение границ благовестия Церкви



Статья висит второй день, а все, похоже, согласны с мнением этого богослова. Неужели ничего здесь не противоречит установкам православного человека?



Противоречит, Конечно, Рустер. Но я вот лично аргументировано писать об этом не могу. А за неаргументированные мнения вы меня с Ланселотом порвете, как тузик грелку :) Я, кстати, кидала ссылку на статью об учении Яннареса, перевод книги французского священника. тогда тоже никто не отреагировал не мою тему. Пойду я лучше делать договорчики мои любимые :)

Капля молитвы значит больше, чем море беспокойствия (Свт. Николай Сербский) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 828
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.07 12:52. Заголовок: Да, слабы мы против ..


Да, слабы мы против зубров богословия. А разве у Яннараса есть свое учение?

Настоящий мужик должен есть мясо и пить водку. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 488
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.07 13:13. Заголовок: Священник Патрик Ран..


Священник Патрик Рансон. Учение Нео-православных о Любви.

http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=550

Капля молитвы значит больше, чем море беспокойствия (Свт. Николай Сербский) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 829
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.07 21:51. Заголовок: Я думал, что-то серь..


Я думал, что-то канонически весомое... А это даже не крайне правый Рафаил Карелин, а...
Поясню: священник Патрик Рансон - член одной из юрисдикций True Orthodoxy (истинного Православия), противопоставляющего себя World Orthodoxy (мировому Православию), в которое входит и РПЦ, и Элладская Церковь, к которой принадлежит Яннарас.
И перевод статьи размещен на сайте РПАЦ. Тебе что-то говорит эта аббревиатура?

Настоящий мужик должен есть мясо и пить водку. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 489
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.07 11:50. Заголовок: Книжку не читал, но ..


Книжку не читал, но осуждаю :)))

Капля молитвы значит больше, чем море беспокойствия (Свт. Николай Сербский) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 830
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.07 12:38. Заголовок: Барышня пишет: Книж..


Барышня пишет:

 цитата:
Книжку не читал, но осуждаю :)))


Я бы не стал ерничать в этом случае. Речь идет о доверии Церкви, членами которой мы являемся, и в подобных случаях мы стоим перед именно таким выбором.
А "книжку" - читал, и не "осуждаю", но с позицией True Orthodoxy здесь многие вещи не дают согласиться.
И интересно, на чьей ты стороне: собственной Церкви или критиков ее позиции?

Настоящий мужик должен есть мясо и пить водку. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N: 490
Зарегистрирован: 29.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.07 16:58. Заголовок: Rooster пишет: Бары..


Rooster пишет:

 цитата:
Барышня пишет:

цитата:
Книжку не читал, но осуждаю :)))


Я бы не стал ерничать в этом случае. Речь идет о доверии Церкви, членами которой мы являемся, и в подобных случаях мы стоим перед именно таким выбором.
А "книжку" - читал, и не "осуждаю", но с позицией True Orthodoxy здесь многие вещи не дают согласиться.
И интересно, на чьей ты стороне: собственной Церкви или критиков ее позиции?



Вадим, я читала Яннараса и прочитала критику на него. И благодарна Патрику Рансону за труд по сопоставлению цитат из Яннараса и Святых Отцов. Вот всё, что я думаю по этому поводу. Глобальные проблемы типа согласна ли я с критикой нашей Церкви, я не решаю.

Капля молитвы значит больше, чем море беспокойствия (Свт. Николай Сербский) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 837
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.07 21:45. Заголовок: Барышня пишет: И бл..


Барышня пишет:

 цитата:
И благодарна Патрику Рансону за труд по сопоставлению цитат из Яннараса и Святых Отцов


Что значит благодарна? Ты согласна с воззрениями свящ. Патрика? Он разделяет специфическое учение True Orthodoxy. В соответствии с этим и выстроены святоотеческие цитаты в его работе.
Если ты солидарна с его воззрениями в противовес воззрениям богослова Х. Яннараса, выражающего идеи WO, то можно сделать вывод о твоих юрисдикционных симпатиях. Тайны не открою, если проконстатирую факт, что True Orthodoxy считается у нас расколом.

 цитата:
Вот всё, что я думаю по этому поводу


Ты не сказала, что думаешь. "Благодарна" - это слишком расплывчато.

 цитата:
Глобальные проблемы типа согласна ли я с критикой нашей Церкви, я не решаю


Зачем тогда приводить ссылку на богословскую работу, жестко критикующую не только Яннараса, но и других богословов, авторитетных в WO?

Русская Православная Церковь, Путин, “Единая Россия”, “Газпром” - опора Православной Цивилизации.

http://versii.org/2007/03/16/duhovniy_vektor/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 7
Зарегистрирован: 19.09.07
Откуда: Россия, город Т
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.07 21:57. Заголовок: Имя Христос Яннарас ..


Имя Христос Яннарас для меня авторитетно: оно авторитетно для иерея Олега Давыденкова, который является автором учебника по догматическому богословию и ссылается на него 30-40 раз в этом учебнике.

И данная статья мне понравилась, потому что дала возможность проанализировать устремления моей души, взглянуть на свою же систему ценностей, осмыслить свое повседневное поведение. Автор преподносит материал так, что если я поддерживаю что-то, критикуемое в этой статье, то теперь отказываюсь от своей вредной привычки не из-за страха наказания, а с радостью (и это ценность для меня). Христос Яннарас произносит слова, для выражения которых у меня не хватает духа и зажигает во мне дух, для выражения которого у меня не хватает слов...!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1098
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет