On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 777
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.10 11:38. Заголовок: Практика Причащения


Ребята, помогите разобраться. Первый вопрос - из чистого любопытства, второй - из области практики. Может, у кого такое бывало. Вопросы взаимосвязаны, так как смущающее меня обстоятельство при католичсекой практике отсутствовало бы.

1) Сейчас православные причащаются одновременно Телом и Кровью из одной Чаши с ложечки, в то время как католики причащают, раздавая каждому отдельно Тело. При этом по желанию они могут причащать также и Кровью. Какова была практика Причащения у христиан в древности? Всегда ли различались восточная и западная практики? Если нет, то в какой момент истории они стали различными и чем это объясняется?

2) Когда я прихожу причащаться и вижу в очереди перед собой кашляющих и сморкающихся людей, не могу справиться с чувством некой брезгливости и опасения за свое здоровье. И если дело касается только меня, я стараюсь эти мысли отогнать и сосредоточиться на самом Таинстве, но вот когда приношу причащать маленького ребенка и также вижу больных детей, то могу ребенка даже унести, не причастив, и принести на следующий день или в другой раз. Является ли это моим маловерием? Надо ли с этим бороться или это нормальное и разумное поведение? Кстати, так и не могу понять, почему взрослые люди приносят в храм детей с откровенно острой формой простудного заболевания и сами приходят сопливыми. Но это уже вопрос воспитанности и уважения к другим, наверное.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 495
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.10 15:34. Заголовок: Вот что об этом сказ..


Вот что об этом сказано в книге Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения.<\/u><\/a> (взято с белорусского сайта ордена Вербистов):


 цитата:
II. ОБРЯДОВЫЕ РАСХОЖДЕНИЯ

1. О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ

Причащение под "одним" и "двумя" видами

Ожесточенные споры между Католической и Православной Церквами были также вызваны существующими между ними разногласиями в литургической практике, и, прежде всего, в совершении Евхаристии и принятии Св. Тайн.

Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой "под одним видом", т.е. пресуществленным хлебом, православные же - "под двумя", т.е. пресуществленными хлебом и вином. В результате большинство православных богословов, ссылаясь на слова Спасителя: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53), объявляют католическое причастие нарушающим волю Спасителя и лишенным полноты благодати. Откуда же произошли подобные различия в осуществлении таинства Евхаристии, и как объясняют католические богословы свою позицию?

Действительно, в первые века таинство Евхаристии осуществлялось, главным образом, под двумя видами. Однако это не считалось необходимым в смысле полноты причащения: больным и заключенным, к примеру, Св. Дары доставлялись только под видом хлеба. Живущим в отдалении от церкви христианам дозволялось брать на дом Св. Причастие: св. Василий Великий сообщает об отшельниках, запасавшихся хлебом для причастия на год пребывания в пустыне. Такая практика была вполне естественна в силу бытовых трудностей с хранением вина. Но даже в храмовых богослужениях первых веков на Востоке и Западе, по свидетельству историков, мирянам дозволялось по выбору причащаться под одним или двумя видами. Со временем, однако, на Западе все больше стала закрепляться традиция причастия мирян под одним видом. Католические историки объясняют этот факт несколькими причинами: опасениями разлить на пол Св. Кровь, физической невозможностью для некоторых людей употреблять вино, опять же, нехваткой вина, например, у миссионеров в далеких странах - т.е. из вполне рациональных соображений. Богословским же базисом причастия под видом хлеба служило учение о том, что Спаситель присутствует во всей Его полноте в каждом из видов причастия - таким образом, предполагалось, что полнота таинства сохранялась. Вместе с тем, сам осуществляющий таинство священник продолжал причащаться под двумя видами, что естественно, возвышало священников над мирянами и поднимало сакральный авторитет Церкви. Вряд ли это было случайно, и впоследствии реформаторы резко критиковали сложившуюся в Католической Церкви традицию. Но надо отметить, что причащение под одним видом не легко и не так уж быстро утверждалось на Западе. Так, в V в. Римские Папы Лев Великий и Геласий запретили причастие под одним видом. Существуют различные объяснения этого запрета. Согласно одному из них, запрет был вызван появлением еретиков, объявлявших вино творением дьявола и сторонившихся Св. Причастия под видом вина. При причащении под одним видом им легко было скрываться среди других христиан, и чтобы выявить еретиков, Риму пришлось ввести причастие под двумя видами. По версии же православных богословов, оба папы стремились вернуть древние церковные традиции. Трудно судить, какое объяснение соответствует действительности, однако впоследствии запрет не соблюдался.

Долгое время обе формы причастия на Западе существовали параллельно, и только в X-XI вв. причащение для мирян под одним видом было окончательно узаконено в латинских храмах, хотя и существовавшее в других обрядах причащение под двумя видами не порицалось.

На Востоке древняя практика причастия под двумя видами сохранилась до нашего времени, и в этом смысле православные богословы имеют полное право говорить о верности древним традициям (не забывая при этом, что практика причастия под одним видом в древней Церкви также имела место, хотя и была ограниченной). Вместе с тем, и у православных причастие не всегда совершается в форме питья. Например, больных причащают под одним видом хлеба, хотя и окропленного предварительно Св. Кровью под видом вина, а затем высушенного. Богословская аргументация на этот счет носит настолько тонкий и умозрительный характер, что ее нет смысла здесь приводить.

Вообще, относительно богословского содержания Евхаристии, в т.ч. и форм причастия, на протяжении многих веков велась крайне сложная полемика. В ходе ее не только доказывалась католиками полнота вкушения Тела Христова при причащении под любым видом, хлеба или вина, а православными - только под двумя видами, но и решались (в том числе и во внутренней полемике, прежде всего у католиков) многие другие вопросы - необходимость причащения духовенства под двумя видами, допустимость "единовременного" причащения под двумя видами - когда кусочки Св. Хлеба помещаются в чашу со Св. Вином (православный обряд) или когда облатка (Гостия) обмакивается в чашу со Св. Вином и вручается причастнику (католический обряд). Полемика принимала порой крайне ожесточенный характер - в 1415г. Католическая Церковь анафематствовала Яна Гуса за осуждение причастия под одним видом, а Тридентский Собор 1563 г. предал анафеме всех критиков латинского обряда причащения. В Кодексе по каноническому праву 1917г. подтверждается обязательность причащения мирян под одним видом. Однако с тех пор официальная позиция Католической Церкви несколько изменилась: хотя в решениях II Ватиканского Собора и подтверждается незыблемость решений Тридентского Собора, но вместе с тем допускается возможность причащения мирян под двумя видами по усмотрению епископов в случаях, специально оговоренных Апостольским Престолом - например, непосредственно после крещения, перед пострижением в монашество и т.д. Тем не менее, среди католических богословов нередки призывы к еще более основательным изменениям, к возврату традиций древней Церкви.

На практике же причащение под двумя видами у католиков получает все большее распространение, прежде всего в общинах экуменической направленности. Официальная позиция Православной Церкви, отстаивающая недопустимость причащения под одним видом, остается по-прежнему жесткой, что в значительной мере препятствует диалогу между Церквами.

Совершение Евхаристии на опресноках и на квасном хлебе Достаточно ожесточенные споры велись между католическими и православными богословами и по вопросу, какой хлеб использовать для совершения Евхаристии - пресный или квасной.

Напомним, что таинство совершения Евхаристии установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. Многие поколения христиан с того момента находятся в евхаристическом общении, вкушая хлеб и вино, пресуществленные в Тело и Кровь Христовы, и непрерывно воспроизводя, таким образом, последнюю трапезу Христа с учениками.

Но существует очень важный вопрос: какой характер носила трапеза Христа с учениками? Была ли это традиционная еврейская пасхальная трапеза или же нет? В пользу первого вывода свидетельствуют синоптические Евангелия, в пользу второго - Евангелие от Иоанна.

Если трапеза была пасхальной, то Иисус с учениками должен был есть пресный хлеб ("мацу"), как того требовала иудейская традиция (в доме не должно было оставаться ни крошки обычного хлеба, "хамеца"). Именно такого взгляда еще в I веке придерживалась христианская община в Риме, которая стала совершать Евхаристию на пресном хлебе. Однако довольно долго на Западе сосуществовали две традиции, и разными общинами без особых проблем использовались для совершения Евхаристии и квасной хлеб, и опресноки. Только к VII веку Евхаристия на пресном хлебе укоренилась в испанской Церкви, а к XI в. и по всей Европе. На Востоке - и Сирии, Египте и т.д. почти сразу же установилась традиция использовать квасной хлеб. Но особых споров с Западом по этому поводу не возникало вплоть до начала решающих конфликтов, приведших к разделению Церквей. Любопытно, что осуждение латинских обрядов в XI в. Патриархом Михаилом Керулларием началось именно с критики использования Западом опресноков. Но категорической поддержки такое мнение на Востоке тогда отнюдь не нашло: об этом свидетельствует порицание Керуллария Антиохийским Патриархом Петром, который, хотя и будучи сторонником использования квасного хлеба, указал на недопустимость ссор с Западом из-за обрядовых различий. Споры периодически возобновлялись вплоть до XV века, когда Флорентийский Собор постановил разрешить употребление как пресного хлеба, так и квасного.

В силу сложившихся традиций на Западе до сих пор для Евхаристии используется пресный хлеб, хотя католикам разрешено причащаться и квасным хлебом, к примеру, в православных церквах. Православная позиция, опять же, является гораздо более жесткой, но скорее, исходя из исторической традиции, чем из богословских соображений: вопрос, какой характер носила последняя трапеза Христа с учениками, так и не получил окончательного решения, хотя на эту тему написано множество книг и статей. Взгляды на Тайную Вечерю в стане православных и католических ученых не однозначны: так, например, замечательный православный богослов и историк Церкви епископ Кассиан Безобразов считал, что Тайная Вечеря была пасхальной. Во всяком случае, ясно, что лежащая в основе вопроса о причастном хлебе историко- богословская проблема, не получившая окончательного решения, не должна служить разделению христиан. О причащении детей Предметом споров между католиками и православными является также вопрос, следует ли допускать к Св. Причастию младенцев.

Несомненным является тот факт, что в ранней Церкви ребенок, если он был крещен, допускался до причастия наравне со взрослыми. Другое дело, что в первые века христианства крестили, по-видимому, преимущественно взрослых. Когда стали крестить младенцев, точно неизвестно. Вплоть до XIII века церковные наставления предписывали причащать младенцев, хотя с появлением арианской ереси к наставлению детей и допущению их до причастия стали относиться гораздо более строго. В итоге на Западе утвердилось мнение, что ребенок может быть допущен до причастия только по достижении сознательного возраста. Это мнение было формально закреплено решением Латеранского Собора 1215 г. и повторено Тридентским Собором 1563 г. При этом ребенок считался достигшим "сознательного" возраста, если ему исполнялось 10, 12 или даже 14 лет - в разных странах по-разному. Да и в само понятие "сознательного" возраста, применительно к возможности принятия Св. Тайн, вкладывалось различное содержание. Так, согласно правилам Конгрегации таинств 1910 г. ребенок может принять Св. Причастие в том случае, когда он понимает разницу между обыкновенной едой и причастием, и когда ему известны минимально необходимые сведения из христианского вероучения, необходимые для Спасения. Согласно Кодексу канонического права 1917 г., ребенка следует причащать в случае опасности для его жизни, но, опять же, при этом не отменяется требование к ребенку отличать обыкновенную еду от причастия и иметь некоторый минимум знаний о христианском вероучении.

На Востоке сохранилась древняя традиция причащения детей сразу после крещения, хотя бы и в младенческом возрасте. При этом полагается, что ребенок может и не осознавать смысла таинства, а получает благодать Божию по вере своих родителей. Вопрос о допустимости причастия и, в более широком смысле, об участии в церковных таинствах младенцев чрезвычайно важен и является не только предметом межконфессиональных и внутриконфессиональных споров православных, католических и протестантских богословов, но и психологов, врачей, связанных с религиозной сферой. С одной стороны, кажется вполне естественной необходимость полного осознания человеком совершаемого им столь важного и сложного действия, как участие в таинстве Евхаристии. Отсюда возникают сомнения в оправданности допущения к нему детей: не превращается ли в этом случае причащение в некое магическое действие? С другой стороны, как показывают данные современной науки, уже в утробе матери ребенок представляет собой человека со сложившейся психикой, реакцией, привычками. О характере таинственного соединения юного существа с Богом, а именно такое соединение происходит в ходе Евхаристии, человеку судить не дано, что подтверждают чудесные случаи, порой имеющие место при причащении младенцев. И не лишается ли насильно ребенок благодати Божией, если он не допускается до причастия? В любом случае, вопрос остается открытым, и продвижение в его решении будет равно полезно и важно для обеих Церквей.



Мне так же известна версия, согласно которой причастие под одним видом закрепилось в Западной Европе как профилактическая мера в борьбе с распространением чумы, эпидемии которой в средние века выкашивали города.

Дорогая передача,
Каждым утром чуть не плача,
Вся Канатчикова дача,
В форум и ЖЖ рвалась.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 778
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.10 16:44. Заголовок: Всеволод, спасибо бо..


Всеволод, спасибо большое за подробный ответ. Мне тоже попадалась информация о том, что причастие под одним видом возникло как профилактическая мера в борьбе с чумой. Отсюда вытекает вопрос, можно ли заразиться чем-то при причастии с одной ложечки. И если нельзя, то при 5-10 минутном стоянии в очереди рядом с больным, мне кажется, определенно можно...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1381
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 10:10. Заголовок: Юль, почитай по ссыл..


Юль, почитай по ссылке:
http://deacon.ru/forum/viewtopic.php?t=890&highlight<\/u><\/a>


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 779
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.10 11:02. Заголовок: Почитала... получает..


Почитала... получается, батюшки сами к единому мнению придти не могут. И указ был с одной ложечки больных и здоровых не причащать... Может, все от личной веры зависит? Тогда получается, что если сомневаешься и имеешь маловерие, то лучше не подходить - как раз сомневающийся-то и может заразиться.

У меня был период особой брезгливости, когда я только пришла в Церковь. Мне тогда вообще дико было причащаться с одной ложки с толпой народа. Потом переборола себя, привыкла, перестала обращать на это внимание. А вот сейчас, когда дети появились, так за них страшно - страшнее, чем за себя было Вот и задалась опять этим вопросом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет