On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 234
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.08 11:43. Заголовок: Богословский авторитет Ф.М.Достоевского


Дорогой мой Александр, я предвидел, что эта мысль вызовет у вас недоумение по известным мне причинам, тем не менее, я «рискнул» вспомнить Ф.М. Достоевского. Я-то думал, что защитил себя православным авторитетом Ф.М. Достоевского, но не тут- то было! Некорректным оказался наш православный и литературный гений. Это явно несправедливо, что требует богословской апологии великого русского писателя. Да, давно мы ни о чём не спорили…и вы соскучились по словесным баталиям… Чтож, ваша богословская бдительность похвальна, но приведённая цитата и мысль носит не чисто философско-богословский характер, (хотя и с богословской точки зрения эта мысль безупречна), а облечена в художественную форму, которой не чужда, кстати, Библия. Последняя не является чисто богословским трактатом, и не лишена использования её авторами литературных средств выразительности. Может ли Бог с кем – то бороться? Разве Он не Всесильный? Кто может Ему противостоять? Что ж, давайте вспомним Иакова, который боролся с Богом и чуть Его не одолел! Мы понимаем, что в этом библейском эпизоде есть особый духовный смысл, но, тем не менее, на лицо фигуральное выражение. А борьба Бога с дьяволом в сердце (сердце как поле брани - это евангельская метафора, вспомним притчу о сеятеле) человека ведётся не прямо, а посредством человеческой воли, которая далеко не пассивна и может склоняться в ту или иную стону нравственного пространства. Вспомним историю Израиля, борющегося как с Бором, так и против Него (по мысли блаженного Августина).

P.S.
В свете затронутого вопроса достаточно интересно будет выглядеть сравнительная мысль о сердце как «поле», если рассмотреть последнее понятие в современно научном смысле и представлении о «поле» как энергетической субстанции или пространстве, в пределах которого проявляется действие определённых сил.





Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]


1-й админ




Пост N: 712
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.08 11:18. Заголовок: Священник Рустик пи..


Священник Рустик пишет:

 цитата:
Бог борется с дьяволом, а поле битвы – сердце человеческое.

О. Рустик, как может дьявол бороться с Богом? Он даже чтобы в свиней войти, просит у Него разрешения. Мне кажется, цитата не совсем корректна.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
(Мар.5:12,13)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
1-й админ




Пост N: 716
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.08 17:27. Заголовок: Священник Рустик пи..


Священник Рустик пишет:

 цитата:
Дорогой мой Александр, я предвидел, что эта мысль вызовет у вас недоумение по известным мне причинам, тем не менее, я «рискнул» вспомнить Ф.М. Достоевского.

О.Рустик, это просто замечательно, что вы заранее обдумываете возможные возражения.

Священник Рустик пишет:

 цитата:
Некорректным оказался наш православный и литературный гений.

Литературный - безусловно гений, но в своих полемических статьях ФМД, к сожалению, часто бывает весьма субъективен и отклоняется от рассудительной и разумной веры. Богословским авторитетом он никак не является.

Священник Рустик пишет:

 цитата:
А борьба Бога с дьяволом в сердце (сердце как поле брани - это евангельская метафора, вспомним притчу о сеятеле) человека ведётся не прямо, а посредством человеческой воли, которая далеко не пассивна и может склоняться в ту или иную стону нравственного пространства.

Вот в этом контексте мысль Достоевского можно принять, согласен.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 235
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.08 20:27. Заголовок: Александр пишет: Ли..


Дорогой Александр, я согласен, что богословие Достоевского нельзя назвать безупречным. Тем не менее, существует очень высокая оценка религиозно – философского творчества великого русского писателя. Вот, например, что пишет выдающийся сербский богослов и философ преподобный Иустин Попович о Ф.М. Достоевском в своей книге «Достоевский о Европе и славянстве».
[Цитата:
«В ней преподобный обращается к творчеству любимого им Ф. М. Достоевского как пророка и провидца последних судеб Европы, России и славянства. В этой книге прп. Иустин вдохновенно писал: «Достоевский - пророк, ибо он всечеловек... В полноте личности он - и пророк, и мученик, и апостол, и поэт, и философ. Он принадлежит всем мирам и всем людям, ибо он как всечеловек необъятен и неисчерпаем. Этот человек - для всех всечеловек, и всем он родной: родной сербам, родной болгарам, родной грекам, родной французам, родной он всем людям на всех континентах. Он - в каждом из нас, и каждый из нас может найти себя в нем». По мысли прп. Иустина, Достоевский сумел увидеть тайну Европы, пророчески возвестил закат ее культуры, религии и всей цивилизации, построенной на вере в «непогрешимость» и самодостаточность европейского человека. Вместе с тем Ф. М. Достоевский является апостолом Православия, России и славянства в истории. Православное славянство придет на смену западной цивилизации. Будучи носительницей и хранительницей чистоты Православия, Россия откроет новую религиозную эпоху мировой истории, духовно объединит и поведет человечество вновь ко Христу. Тем самым Россия сумеет спасти современный мир от духовной катастрофы и тупика, в котором он оказался под влиянием «непогрешимой Европы». По пророчеству Достоевского, новое слово, которое Россия скажет миру, - это Православие. Из-за своей апостольской ревности и проповедании Богочеловека Христа и Его Евангелия Достоевский с правом назван «неустрашимым проповедником Имени Господнего», - напишет в своей книге сербский мыслитель и святой ХХ века прп. Иустин (Попович)».
Проф. Н. К. СИМАКОВ.
http://www.rv.ru/content.php3?id=137


А.И. Осипов в своей статье «Ф.М. Достоевский и христианство» , посвящённой 175 - летию со дня рождения писателя пишет:
«Таким образом, говоря о творчестве Достоевского, можно с несомненностью сказать, что основное его направление и дух его – евангельские (хотя с богословской точки зрения у него и были отдельные ошибочные высказывания и идеи). Как все Евангелие пронизано духом покаяния, необходимости осознания человеком своей греховности, смирения, – одним словом, духом мытаря, блудницы, разбойника, припавших со слезами раскаяния ко Христу и получивших очищение, нравственную свободу, радость и свет жизни, – так и весь дух произведений Достоевского дышит там же и тем же. Достоевский, кажется, только и пишет о "бедных людях", об "униженных и оскорбленных", о "карамазовых", о "преступлениях и наказаниях", возрождающих человека. "Возрождение, – подчеркивает митрополит Антоний (Храповицкий), – вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев" [3]. Еще пишет он о детях. Дети везде в сочинениях Достоевского. И везде они святы, везде как ангелы Божии среди ужасного, развращенного мира. Но не детей ли и есть Царство Божие!
Замечательны последние минуты жизни Достоевского, раскрывающие нам духовное устроение автора бессмертных творений. "В 11 часов горловое кровотечение повторилось. Больной почувствовал необыкновенную слабость. Он позвал детей, взял их за руки и попросил жену прочесть притчу о блудном сыне". Это было последнее покаяние, увенчавшее далеко не простую жизнь Федора Михайловича и показавшее верность духа его творений "маленькой книге" – Евангелию.
Правильно говорил В. Соловьев в своей "Второй речи" о Достоевском: "Но в том-то и заслуга, в том-то и все значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро - в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества. Такого человека мы сегодня поминаем!"

http://www.wco.ru/biblio/books/osip10/Main.htm


Я полагаю, что приведённых мнений достаточно, что бы согласиться, что даже при выявлении в творчестве Достоевского отдельных ошибочных богословских высказываний, ему нельзя отказать в богословской гениальности и авторитете.

Вы, дорогой Александр, упомянули о субъективизме, а также уклонении Достоевского от рассудительной и разумной веры. Если возможно, раскройте эти мысли более подробно и желательно с приведением соответствующих ссылок. Я полагаю, что вопрос инкриминирования Достоевскому уклонений от Православия, ввиду значимости для последнего его литературного гения, заслуживает особого внимания и требует основательного изучения.


Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 238
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.08 17:20. Заголовок: Материалы для размыш..


Материалы для размышлений:
В.С. Соловьёв "ЗАМЕТКА В ЗАЩИТУ ДОСТОЕВСКОГО
ОТ ОБВИНЕНИЯ В "НОВОМ" ХРИСТИАНСТВЕ"
("Наши новые христиане" и т. д. К. Леонтьева, Москва. 1882 г.)
http://www.vehi.net/soloviev/trirechi.html

Н. Бердяав о Достоевском: http://orel.rsl.ru/nettext/russian/berdyaev/mirosozerc_dost.htm#03

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Простой смертный :(




Пост N: 1505
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.08 09:08. Заголовок: Священник Рустик З..


Священник Рустик
Замечательные цитаты!

____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет