|
| постоянный участник
|
Пост N: 269
Зарегистрирован: 23.05.06
|
|
Отправлено: 16.11.08 19:18. Заголовок: Профанация таинства
Батюшка, у меня вот какое смущение. Знаю одну семейную пару - люди, от веры и церкви совершенно далекие, что-то из серии "у меня Бог в душе" и при этом чертополох в квартире от сглаза. Своего ребенка они покрестили - ну, там "чтоб не болел". Другая знакомая вообще открыто говорит, что "что-то там есть, но что это христианский Бог - я сильно сомневаюсь". Ее подруга скоро будет крестить ребенка, и эта самая моя знакомая будет крестной. У меня вопрос: родителей и восприемников вообще кто-нибудь спрашивает перед крещением ребенка, верят ли они в Бога? Чем объяснить тот факт, что в нашей церкви допускается такое попрание таинства? Почему мы позволяем людям играть в христианство, как в игрушки?
|
|
| |
Пост N: 226
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара
Замечания:
|
|
Отправлено: 17.11.08 12:27. Заголовок: Уважаемая Юлия, я по..
Уважаемая Юлия, я полностью разделяю вашу обеспокоенность несовершенством нашей церковной жизни, в то же время мы должны не терять чувство реальности и понимать, что идеализированные и завышенные требования могут привести нас в тупик и даже к сектантству – религиозной изоляции. В жизни и истории церкви всегда был, и будет оставаться влиятельным негативный человеческий фактор. Главное, мы должны делать всё то что зависит лично от нас и максимально стремиться к идеалу не оставляя при этом, как я уже сказал ощущения чувства реального положения вещей. Это я вам сказал для того, что бы несколько смягчить ваш пафос в обличении профанации Таинств. Лично меня тайно (дома у батюшки), страха ради советского, крестили с участием крёстных, но я не получил христианского воспитания и формально, до определённой степени, жил в отрыве от Церкви. Тем не менее, я благодарен за это «попущение» Богу, так как всегда, как я это осознал потом, чувствовал Его присутствие в своей жизни и данное мне в крещении семя Христово медленно, но верно прорастало во мне даже вопреки терниям жизни, ибо где умножается грех, там преизобилует благодать. А в уготованное для меня время, Господь обратился ко мне с призывом к покаянию, которое стало для меня вторым крещение или возобновлением благодати крещения.В рефлексии Таинства мы традиционно выделяем два его аспекта: действительность (объективная сторона) и действенность (субъективная сторона) Таинства. Таинство, если оно канонически безупречно, всегда действительно, но действенность его, безусловно, зависит от субъективного, человеческого фактора. И мне видится, что с крещением младенцев, каковых есть Царствие Небесное, здесь меньше всего проблем, даже, несмотря на недостаток должного христианского воспитания. И это потому, что мы в отличие от протестантов, воспринимаем сами условия крещения и его суть не в рациональном, а духовно - терапевтическом смысле. В этой ситуации врач не размышляет о законности жизненно необходимой операции, а действует по духу любви и икономии. Что касается родителей и крёстных, то здесь что имеем, то имеем. Участие родителей в Таинстве крещения не предусмотрено, разве что чтение маме очистительных молитв. На счёт крёстных замечу следующее. Если они пришли в храм и согласились со своей ролью, я думаю, что это как минимум их косвенное признание бытия Божия. Даже если священник «потерял» бдительность и допустил «неверующих» крёстных к Таинству, всё равно чинопоследование последнего предусматривает со стороны крёстных не только отречение от дьявола и публичное исповедование соединения со Христом, но и признания их поклонения Троице Единосущней и Нераздельней. Если крестные вводят священнослужителя в заблуждении – это их грех, который никак не влияет на действительность Таинства. Разумеется, что они испытывают недостаток в христианских знаниях, но это отдельная и комплексная проблема, которую невозможно решить даже по инициативе священнослужителя на отдельном приходе, последний просто станут обходить стороной как «модернистский». Если смотреть на вещи реально, считаю достаточным минимумом: 1) предварительную катехизаторскую беседу с крестными. Мой опыт показывает, что при технологически грамотном построении речи за 20 – 30 минут, в зависимости от темпа речи можно сообщить крёстным основные концепты христианского вероучения. Но это не всё. Само чинопоследование предоставляет нам возможность ненавязчивого комментирования и объяснения церковного учения, а это ещё плюс около 40 минут. 2) Не будем умалять самого сакрального влияния Таинства, которое оказывает порой более эффективное иррациональное влияние. 3) Важным моментом является убеждение священнослужителем родителей в необходимости регулярного причащения ребёнка, в том числе используя самый близкий их сердцу аргумент «чтобы не болел», так как залогом телесного здоровья является духовное развитие и целостность. Это создаёт условие для дальнейшего воцерковления ребёнка. Что касается наших категоричных оценочных суждений, поверьте, они очень субъективны, жизнь гораздо сложнее, чем мы её себе представляем, а нередко нам приходится выбирать из двух зол меньшее. Идеализм, всегда должен иметь поправки на неизбежные недостатки реальной жизни. Поэтому в религиозной практике всегда существовало, и будет существовать два уровня требований к духовности. Первый содержит минимум нравственных требований по «жестокосердию нашему» (икономия), а второй – не знает своих границ, потому что совершенству нет предела. Церковный канон, традиция и нравственный, пусть даже канонический идеал – это разные вещи. Даже известные нам дисциплинарные каноны, Церковь всегда оценивала как идеалы духовной жизни и не считала их неизменными в своей практической жизни, а скорее всего непогрешимыми к данной, конкретной исторической ситуации с её уровнем духовно – нравственного состояния.
|