|
| постоянный участник
|
Пост N: 200
Зарегистрирован: 23.05.06
|
|
Отправлено: 24.07.08 13:32. Заголовок: Нательный крестик на младенце
Отец Рустик, у меня такой вопрос возник: моей дочке 6 месяцев, и она постоянно носит нательный крестик на шее на веревочке. Сейчас дочка становится активнее, дергает крестик ручкой, тянет, начинает ползать, и у нас возникли опасения, не зацепится ли она этой веревочкой за что-нибудь. Рекомендуется ли младенцам постоянное ношение крестика, или надевать ей его, только когда идем в храм причащаться? И вообще, допускать ли подобные опасения, или не обращать внимания, ведь это же не украшение и не просто веревка висит, а крестик? И каков был Ваш личный опыть с Вашими детишками?
|
|
| |
Пост N: 154
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара
Замечания:
|
|
Отправлено: 25.07.08 18:45. Заголовок: Дорогая, Юлия. Не ст..
Дорогая, Юлия, не стоит переживать на счёт нательного крестика. Сейчас ребёнок начинает активнее интересоваться внешним миром. И самое близкое, что постоянно находится с ним – это его нательный крестик, который имеет благодатную охранительную силу. Его не стоит снимать, наоборот пусть ребёнок всегда останется при ощущении его необходимого присутствия. Тут не должно быть места страхам и маловерию. С практической стороны верёвочку можно укоротить, чтобы ребёнок не мог использовать крестик вместо соски. После некоторого времени сенсорного изучения крестика, ребёнок привыкнет к нему и его перестанет что-то беспокоить. Беспокойство должно вызывать как у самого ребёнка, так и у его родителей отсутствие крестика. «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла» (молитва Животворящему Кресту).
|
|
| |
Пост N: 156
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара
Замечания:
|
|
Отправлено: 28.07.08 10:15. Заголовок: В минувший воскресны..
В минувший воскресный день на всенощном бдении мы слышали такие слова Спасителя: «Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 24, 38). Если позволите, Андрей, прежде чем ответить на ваш вопрос, я введу вас в ещё большее смущение, которое позволит нам обратить внимание на очень важное обстоятельство. Заметьте в молитве ко Кресту, мы обращаемся не только к присущей ему благодатной силе, но и как к живому духовному лицу: «Радуйся пречестный и животворящий кресте Господень…Помогай мне со Святою Госпожею, Девою Богородицею и со всеми святыми во веки…» Богословское объяснение этого мистического момента есть у отца Павла Флоренского: «Разве служение, воспевание, поклонение, лобызание, каждение, возжигание свеч и лампад достоит кускам дерева, каковыми, видимо и чувственно является крест? Но что же тогда сказать о молитвенных к нему обращениях, о призываниях его, обнаруживающих , что перед нами не кусок дерева, а живое, пренебесное существо, могущее защищать нас и помогать нам, по нашему к нему призыву? Крест честный – нам не безличное оно, и не он даже, но Ты. А то, что для другого может быть Ты, в себе и для себя есть Я – то есть лицо, существо разумное и духовное. «Кресте – верных упование и оружие, священников слава, монахов крепость, твоею силою всех тебя славословящих спасай во веки» … «Радуйся пречестный и животворящий кресте Господень…Помогай мне со Святою Госпожею, Девою Богородицею и со всеми святыми во веки… Канон Честному Кресту – творение Григория Синаита – весь состоит из обращений ко Кресту как Существу живому. А преподобному Андрею Юродивому он самолично явился на призыв. «В темную ночь Андрей Юродивый проходил мимо церкви верховных апостолов Петра и Павла. Сатана в виде эфиопа столкнул его в бывший тут ров, полный грязи. Погрузившись в тину уже по пояс, святой Андрей воззвал: « Апостолы, …помогите мне недостойному рабу вашему, избавивши меня из глубины рва». И тотчас явился Крест, висящий в воздухе, и был как огонь палящий, испуская сияние лучей в долину к блаженному. Увидев Крест, святой Андрей воскликнул: «Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи». «Да знаменуется на нас свет лица твоего, Господи» (Пс. 4, 7), - воскликнул словами псалма Андрей Юродивый, а по русскому переводу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи». – Явился же ему Крест… Значит: явление света Лица или знамение света лица Господня и есть явление Креста, то есть Крест есть свет Лица Господня, или явление славы Его - Слава Господня, или еще – созерцаемый, являемый миру Образ Господень. А по образу Его – сотворен человек. Поэтому Крест есть человеческая природа, взятая на Себя Господом, в её единстве и Божественном отображении. В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа… Явление Господа, Господь в явлении – и есть Крест. «Крест в Христе и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа». Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии Лицо Господа изображалось обычно Крестом. Но человек – по Образу Христа, и потому Крест есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип человека – Сама Пресвятая Троица: Пресвятая Троица – Крест – Человек» (Флоренский Павел, священник. Страх Божий. Из богословского наследия // Богословские труды № 17. М., 1977. С. 89, 90, 91, 92). У Преподобного Ефрема Сирина (+373) есть потрясающий гимн Кресту. Приведу одну цитату: «Крест – хранитель младенцев». ( Цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М., 1993. С. 573-574.) Таким образом, Ваше суждение о соотношении Креста Господня и Господа стоит рассматривать в свете христологического догмата, чтобы избежать рационального соблазна несторианской ереси и соответствующих неправильных выводов. Это замечание приводит нас к выводу о самодействующей, по воле Господа, силе Креста, чему есть подтверждения в церковном предании, хотя бы случай воскресения мертвеца, после приложения к нему Креста Господня. Хотя, конечно же, в этом событии мы не должны умалять фактор человеческой свободы и веры («по вере вашей будет вам»). Но в случае с младенцами мы не должны опускаться до рационального понимания «механизма» Крещения и всего того, что связано с их духовной жизнью. Вера родителей, способность младенцев к восприятию божественной благодати, библейский факт её врождённости при сотворении человека («дыхание жизни»), благодать Таинства Крещения и Любовь Божия, - всё это убеждает нас в том, что крещёный младенец повит как пеленами божественной благодатью. И всё сказанное существует не вопреки его свободному произволению, а для него.
|