|
| |
Пост N: 40
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара
Замечания:
|
|
Отправлено: 28.04.08 21:58. Заголовок: Бог благословит вас!..
Бог благословит вас! Христос Воскресе! Пасхальные яйца могут также портится, как и святая вода. Это, ведь, совершенно естественно. Неестественно или чудесно то, что пасхальные яйца сохраняются нетленными, либо являют чудеса. В своей пастырской практики, я встречал свидетельства нетленности яиц, их высыхания и даже проявления на них нерукотворных образов, последнее видел своими глазами. Всё это чудеса, значение которых нужно рассматривать в евангельском контексте. Эти случаи скорее являются исключением, чем правилом. Каких-то общих писаных предписаний относительно дальнейшей судьбы скорлупы или испорченных пасхальных яиц я не встречал, но думаю, что со всем этим вполне возможно обращаться как и с «испорченной» святой водой. Почему нет? С другой стороны, иногда святой водой окропляют продукты перед употреблением в пищу, где вряд ли возможно безотходное потребление или «благочестивая» утилизация. Также святая вода при окроплении попадает на пол, который затем попирается ногами. А что мы будем делать с «огрызками» освящённых яблок или остатками винограда (косточками и лозой)? Или крошками пасхальных куличей? Или остатками некогда «освящённых» обоев после ремонта? И можно ли всё это отождествлять? Ведь пасхальное яйцо – это некоторый священный символ. Или можно сравнить пасхальное яйцо и просфору? С другой стороны, яичную скорлупу можно сравнить со шкуркой «освященного» банана, которая принадлежит отходам, поэтому грех ли её выбросить? Может это более утилитарный, чем сакральный вопрос? Это для нас – горожан он актуален, а в сельской местности безотходное потребление: скорлупу – птицам, шкурку банана – свиньям. Ещё мы можем спросить: является ли, соответственно, яичная скорлупа такой же святыней, как и само яйцо? Всё это может поставить под сомнение благоговейное отношение как минимум к яичной скорлупе. Но мне кажется, что христиане исходят в решении этого вопроса из соображений возможности «благочестивой» утилизации, понимания исключительности святыни (чем, в общем – то, являются пасхальные яйца, но как быть со скорлупой: что это часть яйца или непищевая «упаковка»?), степени духовной чуткости и отношения к проблеме. С другой стороны, если мы занимаемся сознательным осквернением святыни – это явный грех, если относимся к испорченным пасхальным яйцам и скорлупе просто, помня, что «Господня земля и исполнения ея..», и как бы не выглядел страшно мусор, для Господа, ведь, нет «нечистой» материи, грешим ли мы? Возможно, здесь, уместно провести классификацию святынь или освящённых продуктов питания и остановится на некотором пределе, например, выделить просто «благословенную пищу» (к чему отнести и пасхальные яйца и тогда с отходами всё ясно - всё в одно место) и пищевые святыни типа просфор, к которым особое отношение. Тогда, по - видимому, проблему можно считать решённой. Но куда отнести святую воду? К «благословенному» питию или более «серьёзной» святыне? Если мы озабоченны проблемой осквернения, тогда стоит отказаться от освящения воды на праздник Крещения Господня, потому, что попадание её в канализацию – неизбежно. После освящения водоёмов вода поступает через водопровод к нам в квартиры, а после принятия душа уходит в канализацию. Может в этом случае стоит говорить о неизбежности (что не грех) «осквернения» или сознательном акте святотатства. Ведь, по сути, оскверняется не святыня (чем можно лишить её благодати?), а мы сами оскверняем себя своим злодеянием или неблагоговейным отношением к святыне. Или, может, стоит ввести другую классификацию освящённых продуктов: съедобное и несъедобное. К съедобному – особое отношение, а несъедобное – просто в отходы. Или другой пример: кто – то, считает (по разным соображениям - символ, ценность) простой хлеб, тем продуктом, который нельзя выбросить в мусор. И неверное правильно делает, а кто - то не предаёт этому никакого значения. Является ли это некой грубостью? Кто -то скажет, что для чистого - всё чисто и тут нет места осквернению, если он не предаёт рассматриваемому поступку характер осквернения. Эта тема, от части, чем -то напоминает мне рассуждение апостола Павла об вкушении идоложертвенного в 1 послании к коринфянам. Итак, здесь вопросов больше чем ответов, поэтому, поступайте так, как велит ваша совесть
|