On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 330
Зарегистрирован: 23.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 19:03. Заголовок: Здоровый эгоизм


Отец Рустик, меня интересует такой вопрос - всегда ли христианин должен быть жертвенным? Или все-таки хоть какое-то соблюдение личных интересов имеет право на существование? С одной стороны - "нет больше той любви, кто жизнь положит за други своя", с другой - мы ведь в ответе перед Богом и за свою единственную, уникальную жизнь, за свое здоровье. Вопрос созрел вот откуда: моя родственница поет в церковном хоре. Человек она очень слабый здоровьем, и часто от перегрузок у нее практически пропадает голос, но даже полушепотом она все равно идет петь - "а кто же будет? Нас там и так мало, батюшку и людей жалко..." Летом все берут себе отпуск, кому и когда удобно, а она - что осталось. Опять же - "Петя всегда в июле в деревню уезжает, а Вася уже давно сказал, что ему только июнь подходит..." А ей - подойдет все. Накануне больших праздников все отпрашиваются под разными предлогами, а она будет ходить петь и ночную службу, и утреннюю, и молебны - а кто же? Не бросишь же все так... а у самой дома престарелые родители, да и сама - как я уже сказала - очень слаба здоровьем. Оправдана ли такая жертвенность? Действительно ли мы должны взваливать на себя все? Если нет - то какими словами убедить ее, что Богу это не угодно?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]







Пост N: 321
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 21:26. Заголовок: Вопрос ваш очень не ..


Вопрос ваш очень не простой. Почему? Это всё равно, что сказать: всегда ли христианин должен всех любить и практически выражать эту любовь. Понятно, что ответ буде один – всегда. Но…на практике оказывается, что не просто удерживать в себе эту Любовь и её силу. Ты к этому стремишься, понуждаешь себя, но нередко отходишь и понимаешь, что ограничен в своих возможностях, это порождает в тебе смирение, а оно как известно лучше любого подвига приблежает тебя к Богу. Вот порой и думаешь: а не лучше ли, не переоценить своих возможностей, чем с самомнением увлёкшись подвижничеством, не только без толку потерять здоровье, но и впасть в духовное расслабление. Но и последнее тоже благо, потому, что так Господь смиряет, то есть даёт тебе познать твою телесную и духовную немощь. И если раньше ты готов был «свернуть горы», то впав в духовную немощь, начинаешь жить в режиме энергосбережения. Поэтому лучше всегда недооценивать себя и просто добросовестно делать своё дело. Не браться за всё, а решать вопросы поэтапно и по мере их появления. Личные интересы не должны носить эгоистический характер. Например, плохо ли поступал, преп. Сергий Радонежский, когда брал себе среди прочего худший материал на одежду, как пишется в его житии. Думаю, что нет. Когда же, из-за нашего несовершенства, возникает конфликт личных интересов необходимо руководствоваться принципом справедливости (порядка, очереди и т.д.). Это уже сфера правовых отношений, которую никто не отменял в нашей жизни, но она нужна там, где оскудевает любовь. Это очень близко с темой закона и благодати. Итак, если мы говорим о настоящем подвиге самоотречения, то, во-первых, он не должен быть односторонним, то есть не должен наносить ущерб какой-то части наших духовных обязательств. Во-вторых, он должен соответствовать нашим духовным возможностям, и обеспечен смирением, в противном случае из-за недостатка сил, и их переоценки, подвижник может впасть в беду – духовное расслабление. Таким образом, с одной стороны, невозможно установить общую степень самоотречения, на пути которого стоит враг духовной жизни - саможаление. Иногда в духовном порыве подвижник идёт на потерю своего здоровья, мученики даже на смерть, но если это делается со смирением (Господь даёт в таком случае дерзновение и завёт на подвиг), ради Бога и победы над своим эгоизмом – это оправдано, и таких примеров много. Но с другой стороны, и это, как правило, всегда необходимо руководствоваться личной мерой (критерий совесть) возможностей, и люди не редко переоценивают свои духовные возможности или делают что-то полезное, но в ущерб не менее важному, например, женщина много времени и сил может уделять клиросу (молитве), совершенно забывая при этом свою семью (мужа и детей). Для прихожанки, я думаю, правильнее всего будет обратиться к своему приходскому священнику или, в случае его явной заинтересованности, другому духовно опытному священнику (духовному отцу, если есть) и урегулировать этот вопрос, определиться с мерой своей нагрузки. Для этого также важно посоветоваться с мужем, с духовными друзьями. Если это не будет сделано во время, дальнейшая жизнь, построенная на ложных или не уместных принципах, может привести к жизненному разладу. Иногда становится печально и больно от осознания, что твою жертвенность кто-то эксплуатирует, а значит, не думает о тебе. В этом случае, стоит трезво взглянуть на ситуацию и исправить её перегибы, но при этом не озлобиться и помнить, что за, то добро, которое мы сделали, по-настоящему воздать может только Бог, которому только мы и служим. Путь духовной жизни – это восхождение из силы в силу, от меры к мере, от одной степени самоотречения к другой, вплоть до абсолютной, то есть смерти. Но если в основе этого пути лежит самомнение и он преждевременен, то стоит такого подвижника возносящегося на гору совершенства, как говорят Отцы «дёрнуть за ногу», чтобы дьявол потом его не погубил, сбросив в пропасть нерадения и неверия. Но, дерзать со смирением всегда надо, и не расслабляться окончательно, если что-то пошло не так, иначе можно всю жизнь прожить в духовно безжизненном, теплохладном состоянии. Тот, кто не знает "надрыва" и предела своих духовных возможностей никогда не приблизится к Богу. Разумный эгоизм – это принцип индивидуалистической этики гуманизма, который стал реакцией на нездоровое подавление и самоотречение личности, а главное лицемерие средневекового католицизма, которое стало неизбежным из-за утраты благодати Духа, что и привело к разочарованию в аскетическом идеале, из чего и вытекало признание самоотречения попреки эгоизму - противоестественным. Плоды этой этики гуманизма мы видим сейчас в современном состоянии Западной Европы, Америке - которые получили характерное наименование – «общество потребления». Православный принцип - возлюби ближнего как самого себя. Эта этическая антиномия возможна только по дару Божественной Любви.





Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 331
Зарегистрирован: 23.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 08:28. Заголовок: Понимаете, батюшка, ..


Понимаете, батюшка, эта моя родственница делает все без какой бы то ни было гордости или самомнения, а как абсолютно естественные вещи. Она просто по-другому не может. В светской психологии это называется гиперответственностью. Мне кажется, она даже не замечает, что все ей пользуются - и на ее светской работе, и в церкви, как это ни печально. Своей семьи у нее нет, только старенькие родители, которые очень переживают за нее и ее здоровье ( она перенесла онкологическое заболевание и ей вообще показан щадящий режим во всем - ни на работе, ни в церкви об этом не знают). К священнику она не обратится - потому что не видит никакой проблемы ("ну, я же справляюсь..."). Проблему видим только мы, ее родные. Ведь справляется она через силу, часто на таблетках и с минимумом ночного сна...получается, что Богу такое самоистязание все-таки угодно?..

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 322
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 11:43. Заголовок: Дорогая, Юля, что бы..


Дорогая, Юля, что бы мне вас лучше понять, опишите мне, пожалуйста, в каком виде вы представляете нормальное христианское самоистязание и вообще, нужно ли оно в духовной жизни?



Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 332
Зарегистрирован: 23.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.02.09 14:25. Заголовок: Батюшка, мне предста..


Батюшка, мне представляется так.
Во-первых, пост, то есть отказ от определенных удовольствий и комфорта, с целью получить духовную пользу. Например, вместо заострения внимания на приготовлении вкусной пищи - перекусить чем-то простым и потратить сэкономленное время на молитву или душеполезное чтение. Вместо посещения увеселительного заведения - сходить в больницу к несчастным людям, а сэкономленные, опять же, деньги - отдать в детдом.
Во-вторых, самоистязание, которое неизбежно при выполнении какого-то служения - например, врачи "Скорой помощи" не спят ночи, спасая людям жизни. НО! Если врач будет работать бессменно, он упадет на третьи сутки и спасать людей будет некому. Врач нужен людям здоровым и сильным, иначе он займет свое место рядом с пациентами на больничной койке. Какая тогда польза от его необдуманной жертвенности?
Так вот, случай с моей родственницей видится мне именно таким - да, она жертвует собой ради других. Но такая жизнь очень скоро может привести к тому, что она не выдержит, и тогда хор (вот ведь чудо-то! ) научится обходиться без нее, а вот старички-родители вместо помощи от дочери получат переживания и новые заботы о состоянии ее здоровья. Оправдана ли ее жертвенность в данном случае?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 324
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 21:36. Заголовок: Полностью с вами сог..


Полностью с вами согласен. В такой постановке вопроса, её жертвенность может быть чрезмерной и вредной. Христиане не враги своего тела (организма), они враги своей плоти – страстей. Преодоление страстей не должно приводить к самоубийству. Но проблема самоотречения заключается в проблеме меры, она не всегда ясна и индивидуальна. Как говорят, «сила Божия в немощи совершается» и «плоть немощна, а дух бодр». Задача подвижника, через чрезмерное усилие найти свою меру, смирение и благодать Божию, чтобы прийти не к разрушению, а созиданию.

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет