On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1749
Зарегистрирован: 17.11.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.09 21:36. Заголовок: Смертные грехи


Знакомые спросили о Семи смертных грехах. Из интернета удалось выяснить, что концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского. И не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека. Отец Рустик, не могли бы вы рассказать об истории этой концепции и ее месте в традиции Православной Церкви. И тогда еще заодно о грехах, вопиющих к небу. Спасибо.

"Бодры" надо говорить бодрее, а "веселы" - веселее.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Пост N: 312
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.02.09 01:54. Заголовок: Я не соглашусь с тем..


Я не соглашусь с тем, что учение о семи смертных грехах - это искусственное изобретение западной, схоластической науки. Это, правильнее будет сказать, схоластическая интерпретация святоотеческого учения. В основе западной концепции лежит древнее святоотеческое учение о восьми главных страстях. Сравнение показывает, что классификация Фомы Аквинского отличается количеством, наименованием и порядком страстей, называемых им семью смертными грехами. Изложенная Фомой Аквинским концепция «семи смертных грехов», систематизация смертных грехов, стала результатом развития, анализа и обобщения христианской аскетической практики. Я полагаю, что в основе названия концепции лежит мысль евангелиста Иоанна Богослова о «грехах к смерти» и «не смерти», где различие проводится по степени духовного вреда того или иного порока. Более древняя, святоотеческая классификация страстей отличается большей глубиной и строится исходя из соотношения понятий «рода» и «вида». Уже у ранних отцов церкви и монахов-аскетов (например, у – Евагрия Понтийского, жившего в 4 веке, мы встречаем учение о восьми помыслах), мы находим чёткое выделение родовых, или главных страстей, о которых преимущественно высказываются или рассуждают авторы. В аскетической практике, в опыте духовной жизни это обусловлено объективно существующей иерархией страстей, их причинно-следственной связью. Это знание позволяет более «прицельно», грамотно и последовательно вести духовную брань с помыслами и страстями. Систематизацию страстей мы встречаем у отца Запада и Востока Иоанна Кассиана Римлянина (4век), который излагает "перечень главных страстей, которые опустошают род человеческий" и говорит: «главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость».
http://www.krotov.info/acts/05/marsel/kass294.html
Подобный аскетический опыт систематизации страстей принадлежит преп. Иоанну Лествичнику, у которого прослеживается аналогичная классификация. Глубокое развитие этого аскетико-мистического познания можно наблюдать в подвижнических словах преп. Исаака Сирина. Следует сказать, что восточные отцы предпочитали пользоваться не термином «смертный грех», а понятием «главная страсть», поэтому, их аскетический материал можно систематезировать именно по высказываниям о той или иной родовой, главной страсти, которые, в то же время, вполне можно сопоставить со смертными грехами в западной терминологии. Можно сказать, что в основе любого греха, лежит гордыня и все грехи равно смертные, но у подвижников видимо был опыт ощущения духовной «тяжести» или степени разрушительности того или иного греха, что можно сравнить с тяжестью или степенью заболевания организма. Согласно святоотеческому учению корень греховности – гордыня, её питают три родовые страсти: тщеславие, чревоугодие и сребролюбие (вспомним апостола Иоанна Богослова и его классификацию:похоть плоти, очей и гордость житейская). Прочие страсти являются их производными, а именно: блуд, гнев, уныние и отчаяние. Итого в этой классификации – восемь страстей, которые порождают все прочие. Учение о восьми главных страстях – это древняя святоотеческая аскетическая доктрина. Грехами, вопиющими к небу иногда называют те грехи, которые упоминаются в Библии в связи с подобной характеристикой, например, - убийство брата братом (Авеля Каином), при котором проливается кровь – «вопиющая» от земли к Богу. В церковной покаянной традиции к этой категории грехов относят проступки, вопиющие по своей нравственной несправедливости, жестокости и противоестественности. Вот что пишет Протоиерей Григорий Дьяченко о грехах вопиющих небу об отмщении за них:

«Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их».

http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie2/dyachenko_borba_s_grehom_33-all.shtml





Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет