Я не соглашусь с тем, что учение о семи смертных грехах - это искусственное изобретение западной, схоластической науки. Это, правильнее будет сказать, схоластическая интерпретация святоотеческого учения. В основе западной концепции лежит древнее святоотеческое учение о восьми главных страстях. Сравнение показывает, что классификация Фомы Аквинского отличается количеством, наименованием и порядком страстей, называемых им семью смертными грехами. Изложенная Фомой Аквинским концепция «семи смертных грехов», систематизация смертных грехов, стала результатом развития, анализа и обобщения христианской аскетической практики. Я полагаю, что в основе названия концепции лежит мысль евангелиста Иоанна Богослова о «грехах к смерти» и «не смерти», где различие проводится по степени духовного вреда того или иного порока. Более древняя, святоотеческая классификация страстей отличается большей глубиной и строится исходя из соотношения понятий «рода» и «вида». Уже у ранних отцов церкви и монахов-аскетов (например, у – Евагрия Понтийского, жившего в 4 веке, мы встречаем учение о восьми помыслах), мы находим чёткое выделение родовых, или главных страстей, о которых преимущественно высказываются или рассуждают авторы. В аскетической практике, в опыте духовной жизни это обусловлено объективно существующей иерархией страстей, их причинно-следственной связью. Это знание позволяет более «прицельно», грамотно и последовательно вести духовную брань с помыслами и страстями. Систематизацию страстей мы встречаем у отца Запада и Востока Иоанна Кассиана Римлянина (4век), который излагает "перечень главных страстей, которые опустошают род человеческий" и говорит: «главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость».
http://www.krotov.info/acts/05/marsel/kass294.html Подобный аскетический опыт систематизации страстей принадлежит преп. Иоанну Лествичнику, у которого прослеживается аналогичная классификация. Глубокое развитие этого аскетико-мистического познания можно наблюдать в подвижнических словах преп. Исаака Сирина. Следует сказать, что восточные отцы предпочитали пользоваться не термином «смертный грех», а понятием «главная страсть», поэтому, их аскетический материал можно систематезировать именно по высказываниям о той или иной родовой, главной страсти, которые, в то же время, вполне можно сопоставить со смертными грехами в западной терминологии. Можно сказать, что в основе любого греха, лежит гордыня и все грехи равно смертные, но у подвижников видимо был опыт ощущения духовной «тяжести» или степени разрушительности того или иного греха, что можно сравнить с тяжестью или степенью заболевания организма. Согласно святоотеческому учению корень греховности – гордыня, её питают три родовые страсти: тщеславие, чревоугодие и сребролюбие (вспомним апостола Иоанна Богослова и его классификацию:похоть плоти, очей и гордость житейская). Прочие страсти являются их производными, а именно: блуд, гнев, уныние и отчаяние. Итого в этой классификации – восемь страстей, которые порождают все прочие. Учение о восьми главных страстях – это древняя святоотеческая аскетическая доктрина. Грехами, вопиющими к небу иногда называют те грехи, которые упоминаются в Библии в связи с подобной характеристикой, например, - убийство брата братом (Авеля Каином), при котором проливается кровь – «вопиющая» от земли к Богу. В церковной покаянной традиции к этой категории грехов относят проступки, вопиющие по своей нравственной несправедливости, жестокости и противоестественности. Вот что пишет Протоиерей Григорий Дьяченко о грехах вопиющих небу об отмщении за них:
«Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их».
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie2/dyachenko_borba_s_grehom_33-all.shtml