|
| постоянный участник
|
Пост N: 325
Зарегистрирован: 23.05.06
|
|
Отправлено: 09.02.09 19:25. Заголовок: Осуждение
Батюшка, помогите разобраться. Казалось бы, все знают, что осуждать - грех, но где грань между осуждением и чем-то иным? К примеру, если я скажу: "Иванов - сволочь, пьет и детей обижает", это, несомненно, осуждение. А если мать дает дочери совет:"Не выходи за Иванова, он пьяница" или врач говорит тому же Иванову: "Да вы, батенька, алкоголик, вам лечиться надо". Казалось бы, речь идет об одном и том же. неужели разница только в слове "сволочь"? Ведь не за политкорректность или ее отсутствие нас Бог судит... И если человек действительно обладает неким качеством, ленью или жадностью, это же видно - почему нельзя говорить об этом вслух?
|
|
| |
Пост N: 311
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара
Замечания:
|
|
Отправлено: 09.02.09 23:04. Заголовок: Говорить о пороках м..
Говорить о пороках можно и нужно, но главное отметить следующие признаки осуждения, которые проявляются в том, как мы говорим (форма высказывания, но она не редко бывает вторичной), с какой целью (мотив – главный критерий высказывания), с каким личным нравственным отношением к человеку и мнением о себе (со смирением или гордыней). Теперь чуть подробнее: 1) «как», то есть с употреблением каких слов (бранных или нет), с какой интонацией и чувством (злостью или любовью), прямо по отношению к личности грешника или косвенно и т.д. 2) «с какой целью», «каким мотивом» (это главный момент): Какова цель нашего высказывания – это рассуждение о том, что такое хорошо и что такое плохо (разграничение добра и зла), а также изображение примера (преимущественно без прямого указания на "виновную" личность) того, как не следует поступать, с желанием помочь в исправлении, или это осуждение, то есть отождествление человека и порока, с подведением некоторой черты или итога его нравственного развития, где как бы исключается возможность для грешника не быть постоянным носителем плохих качеств, а также делается акцент на его плохих качествах, которые не только не постоянны по времени и степени влияния, но и не исключительны, так как соприсутствуют с добродетелями. 3) «с каким отношением к человеку»: отождествляя его с пороком или нет, с любовью и желанием помочь или злостью, негодованием, порицанием и отвращением от человека. 4) «с каким мнением о себе»: в осуждении присутствует гордость, то есть чувство личного нравственного превосходства над осуждаемым – «я не такой, я лучше его, я так ни когда не сделаю». Осуждение предполагает фиксацию духовно-нравственного состояния человека. В утверждении «ты пьяница», помимо констатации факта, присутствует тенденция фиксации состояния грешника, отождествление его с пороком и вынесение приговора: «ты всегда будешь таким!». Можно сказать иначе: «ты злоупотребляешь алкоголем, но это тебе не присуще, это не твоё, это временное состояние, ты можешь быть лучше, и я верю в тебя, я сострадаю тебе, потому, что я сам не лучше тебя, и я готов тебе помочь, и буду молиться за тебя как за себя». Перечисленные аспекты осуждения взаимосвязаны, итак, общее определение будет таким: Осуждение – это злостное порицание, неодобрительное высказывание о человеке, с чувством личного нравственного превосходства, которому мы отказываем в сострадании и возможности стать лучше, чем он есть в данный момент времени.
|