On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение





Пост N: 69
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.08 14:58. Заголовок: О реинкарнации и кришнаитах.


Дорогие форумчане! Для тех, кто интересуется проблемой реинкарнации в интерпретации кришнаитов, предлагаю своё исследование по данной теме. Если возникнут какие-то вопросы, готов на них ответить.


Учение Общества Сознания Кришны о перевоплощении.


План:
Введение
I. Краткие сведения о секте
II.Доктрина реинкарнации
А) кармический закон
Б) материальный мир как патология бытия
В) душа как «частичка» Кришны
III. Христианство и реинкарнация
IV. Альтернативное объяснение «фактов»
реинкарнации
Заключение
Список использованной литературы

Введение.
Целью настоящего сочинения будет являться изложение и анализ учения «Международного Общества Сознания Кришны» (МОСК) о перевоплощении. Рассматриваемая тема имеет некоторое косвенное отношение к христианскому вероучению, так как последователи «МОСК» считают, что реинкарнация имеет свои основания в библейском Откровении и, более того, утверждают, что Божественная Личность Христа является аватарой (воплощением), а по другой версии - сыном индуистского бога Кришны. Отмеченные мнения, таким образом, также должны быть нами рассмотрены. Кроме того, с учётом апологетического характера нашего сочинения, существенной необходимостью для некоторой полноты охвата заданной темы кратко отметим некоторые феномены жизни, используемые в качестве «фактов» защитниками реинкарнации, и дадим им возможное альтернативное объяснение.
I. Краткие сведения о секте.
Кришнаизм («вайшнавы» – самоназвание) или «МОСК» (официальное название) является одним из направлений вишнуизма в рамках традиционного индуизма. Некоторые исследователи, в частности А.Л.Дворкин, рассматривает кришнаитов как тоталитарную и псевдоиндуисткую секту, ссылаясь на личное свидетельство одного из основателей европеизированного культа Кришны Свами Прабхупады, который утверждал, «что не проповедует индуистскую религию» [5, стр.303]. Сам же культ, как известно, возник достаточно давно - в 15 веке от Р.Х. и связан с деятельностью Шри Шримада Чаитанья (1486-1534), индийца, которого Извара Пури познакомил с практикой киртаны - пения имени Бога. Первоначальное отличие от вишнуизма (введённое Чаитаньей) возникло с «переворотом» в иерархии индуистских богов, где место верховного бога Вишну занял Кришна, а первый стал рассматриваться как его воплощение. Священным Писанием кришнаиты признают всю ведическую литературу индуизма, но особое значение придают Бхагавад-гите (которую перевел на английский язык сам Прабхупада).
II.Доктрина реинкарнации.
Кришнаитская теория о перевоплощении основывается на свидетельствах Вед, хотя, с учётом своих конфессиональных особенностей, отличается от классического индуизма некоторыми деталями, в следствии оригинальной интерпретации ведических текстов. В "Бхагавад-гите" Шри Кришна констатирует: "Тот кто родился, обязательно умрёт, и после смерти обязательно вновь родится» [7, стр. 45]. В самых общих чертах «Бхагаватд – гита» процесс переселения душ описывает так: «Пребывающие в добродетели постепенно поднимаются на высшие планеты; находящиеся в страсти живут на земных планетах; те же, на кого влияет отвратительное невежество, опускаются в адские миры»[7,стр. 47]. Согласно Ведам, мироздание иерархично и населено множеством живых существ. Оно включает материальный мир, созданный энергией Брахмана (он первое творение Кришны и имеет 78% его свойств). В материальной Вселенной существует 8 400 000 форм жизни (растительной, животной и человеческой), среди которых человеческая жизнь считается уникальной и наилучшей для самореализации. В духовном мире существует ад (Тамисра) – там реализуются демонические формы жизни, где грешники страдают какое – то время в соответствии со своей кармой. Кроме того, на духовных планетах (Вайкунтхи), обитают полубоги, которые наслаждаются комфортной и блаженной жизнью, но и вместе с тем, несут ответственность за управление мировыми процессами. В соответствии с этой иерархией душа, в зависимости от духовно - нравственного состояния своего ума, рождается в том или ином месте, принимая соответствующую ей форму жизни: от муравья до полубога.
Индуистский катехизис даёт следующее определение реинкарнации: «Реинкарнация - это естественный цикл рождения, смерти и очередного рождения, который носит название «самсара» (блуждание). Когда мы умираем, душа покидает физическое тело Первого мира и некоторое время живёт во Втором Мире, возвращаясь затем для повторного рождения в Первый Мир» [1, стр.133].
В реинкарнационной концепции индуизма (в том числе и кришнаитов) есть два важных нюанса:
1) посмертное существование и последующее перерождение сопровождается трансформацией души. Согласно индуистским представлениям душа имеет пять телесных оболочек: физическую, праническую, астральную, ментальную и духовную. Сразу после смерти, когда сбрасывается физическая оболочка, душа некоторое время (до перевоплощения) сохраняет память о «прожитом» (сохраняет личностное самосознание), а затем, перед новым воплощением сбрасывает все прочие телесные оболочки и оставшееся духовное тело («частичка божества») принимает новую материальную форму в зависимости от кармы [1,стр. 21].
2) Как и всё живущее, материальный мир проходит бесконечные циклы рождения, развития и уничтожения. На момент уничтожения Вселенной (период Махапралайи), когда Шива остаётся в одиночестве, все живые существа всех Миров сливаются с Шивой. Это точка зрения индуистского катехизиса [1, стр. 24]. Свами Прабхупада отвергает идею полного слияния живых существ с Брахманом (кришнаитская версия) и приводит пример растворения соли в воде. Со временем (с творением новой Вселенной), «соль» - души живых существ снова являются к бытию. «Растворение разных живых существ в Брахмане во время разрушения подразумевает уничтожение различных типов тел, но живые существа, вместе со своими различными вкусами, растворяются в Брахмане, оставаясь индивидуальностями, до следующего проявления материального мира» [3,стр.747].
Кришнаиты, в основных чертах, исповедуют индуистскую концепцию переселения душ. Данная теория имеет логическую связь со следующими религиозно – философскими положениями индуизма:
А. Кармический закон. Карма (с санскрита «поступок», «действие») – это закон причинно-следственной связи. По определению индуистского катехизиса, - «Это не есть судьба, поскольку человек действует по своей воле. С эзотерической точки зрения карма имеет отношение ко всей совокупности наших поступков и соответствующим им последствиям, имевшим место в этой и в прошлой жизни, причём каждый из поступков определяет наше будущее». И далее: «Парамагуру Шива Йогасвами говорил: «Карма – это движение ума. Когда ум остаётся неподвижным, кармы не существует»» [1, стр. 131]
Б. Материальный, чувственный мир – патология бытия. Кришнаиты считают материю совечной Кришне (дуализм), они оба не рождены [3, стр.746]. Появление живых существ, в смысле обретения форм (тел) – это результат взаимодействия Бога и материи, открывающее возможность космического проявления Кришны. Именно по этому, материальный мир и всё существующее (майя) не абсолютная иллюзия, а обладает относительной реальностью. Именно в «майе» царит закон кармы. Следовательно, избавление от кармической зависимости – это избавление от оков «майи». Таким образом, душа, не освободившаяся от оков «майи», «кармы» и «анавы» (невежества, эгоизма и обособленности), вынуждена вращаться в круговороте «самсары», то есть рождаться, умирать и страдать до момента окончательной дематериализации и попадания (для индусов) в мокшу. «Мокша, - определяет индуистский катехизис, - «это освобождение от рождений на этой планете. После этого душа продолжает своё развитие во Втором Мире, иногда в Третьем, и, наконец, сливается с Господом Шивой.»[1, стр. 133]. В отличии от индуизма, кришнаиты отрицают полную уничтожимость , окончательную растворимость индивидуальной души («дживы») в божественном теле Личности Кришны. Путь же освобождения для кришнаита лежит в достижении «сознания Кришны», посредством любви, преданного служения ему и выполнения религиозных практик, главная из которых, - воспевание божественных имён бога Кришны.
Таким образом, материальный мир, с точки зрения кришнаита – это просто уступка бога Кришны, чувственности падших душ, где они проходят школу духовного возрастания. Вот как об этом говорит Свами Прабхупада: «Единственное предназначение материальной природы – дать обусловленной душе возможность удовлетворять свои чувства, и ради этого Верховный Господь создаёт материальный мир» [2, стр. 299].
В. Душа – частичка Кришны. Другим посылом к необходимости реинкарнировать, развоплотиться и соединиться с Божеством, является для кришнаитов особое представление о природе человеческой дущи. В отличии от индусов [1,стр.19] они отрицают абсолютную тождественность (единосущие) души («дживы») с природой Атмана или «Верховной личности Господа». Свами Прабхупада утверждает два отличия: 1) душа как крошечная частичка Шивы способна подпасть под влияние и зависимость «майи», 2) душа качественно тождественна Шиве, одной с ним духовной природы (хотя не обладает всеми её свойствами), но количественно нет: «Высшая душа – всегда высшая, а индивидуальная душа всегда подчинена Высшей душе» - заключает Прабхупада (оттенок пантеизма) [3, стр.719, 743, 745]. Далее Прабхупада отмечает: все «живые существа в различных формах, начиная от Господа Брахмана и до ничтожного муравья – все равны в своём духовном качестве…(но) это не означает, что каждый есть Бог, но что каждый качественно имеет ту же природу, что и Бог» [3,стр. 680]. Данные положения, то есть представление о душе как об отделившейся и смешавшейся с «майя» части божества (Кришны) и несовместимость последнего с материей ставит перед душой задачу преодоления конфликта и возвращения к истоку, соединения с божеством посредством развоплощения (спирируализм). Поэтому душа вновь и вновь воплощается в те или иные тела (растения, животного или человека) в зависимости от нравственного состояния своего ума, своих желаний до тех пор, когда она, прейдя в «сознание Кришны», не отрешится то «майи» и не соединится с Кришной.
Таким образом, мы видим, что отношение кришнаитов к материи носит гностический характер, что было отвергнуто Святой Церковью еще в I столетии её существования.
III. Христианство и реинкарнация.
Кришнаитские богословы, пытаясь обосновать теорию перевоплощений в полемике с христианством, утверждают, что христианская Церковь до осуждения Оригена на V Вселенском Соборе верила в переселение душ, о чём существуют свидетельства даже в Св. Писании. Кратко разберём это утверждение.
Касательно Оригена (отличаем то оригенистов) известно, что он высказывал допустимую в его время лишь гипотезу (или теологумен) о возможном предсуществовании (не переселении!) душ. [6, II, 8, 3; 9,2]. Примечательно то, что сам Ориген оставил комментарии на евангелие от Матфея, на наиболее соблазнительный для риенкарнистов текст, где говорится о пришествии Иоанна крестителя в «духе и силе Илии». Итак, в своем толковании на Евангелие от Матфея он прямо обращается к этому вопросу в главе «Отношение Иоанна Крестителя к Илии - рассмотрение теории о переселении душ»: «Мне не кажется, что в этом месте Илией называется душа, иначе я впал бы в догму переселения душ, которая чужда Церкви Божией и не передана нам Апостолами, равно как и не излагается в Писаниях. Ибо, заметьте, [Матфей] не говорит «в душе Илии», в каком случае учение о переселении душ имело бы некоторое основание, но «в духе и силе Илии» [7,стр. 17]. Следует отметить и еще один момент: согласно учению о реинкарнации, новому рождению всегда предшествует смерть, а Илия не умирал. Согласно 4 Царств 2:11, Илия был вознесен «в вихре на небо». Наконец, примечателен тот факт, что, когда Илия вновь появился вместе с Моисеем на горе Преображения (Мф. 17 и Мк. 9), ученики поняли, кто он такой. Они сразу узнали и Моисея, и Илию, и не спутали ни того, ни другого с Иоанном Крестителем.
Другим евангельским текстом, как кажется подающим намёк на реинкарнацию, служит повествование евангелиста Иоанна об исцелении слепорождённого: «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии..» (Иоанн 9,1-3).Ученики задавались вечным вопросом о видимо несправедливых обстоятельствах: у их ног лежал человек с тяжелым врожденным дефектом. Расспрашивая Иисуса о причине столь печальных обстоятельств, они задали ему двусмысленный вопрос: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Смысл первой части вопроса на фоне рассуждений о реинкарнации представляется достаточно очевидным. Как известно, учения о повторном рождении существовали в новозаветные времена, и ученики, увлеченные духовным водоворотом домыслов, окружавших Иисуса, вполне могли познакомиться с теориями о реинкарнации. Нельзя сказать с уверенностью, что ученики говорили именно о повторном рождении, однако такое объяснение выглядит логичным. Как еще мог «согрешить» слепой от рождения человек? Вторая половина вопроса вытекала из иудаистских представлений о том, что вина человека распространялась на несколько последующих поколений, то есть этот слепой, возможно, расплачивался за грехи своих отцов и дедов. Иисус ответил прямо и не колеблясь: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии...» С этими словами Иисус исцелил слепого, и тот прославил Бога и поклонился Иисусу. Если Иисус верил и проповедовал реинкарнацию, этот случай был бы для Него идеальной возможностью растолковать учения о карме и реинкарнации; но одной-единственной фразой Он недвусмысленно исключил возможность такого объяснения.
Священные Писание и Предание категорически отрицают идею перевоплощения. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Этот стих показывает, что человеку даётся только одна жизнь, слово «аттакс» переводится, как «однажды», то есть раз и навсегда,
Св. отцы свидетельствуют: «- Итак, души не видят Бога, не переходят в другие тела, иначе они знали бы, что они наказываются таким образом, и боялись бы совершить потом и самый легкий грех. Но я согласен, - продолжает [Трифон], - что души способны понимать, что есть Бог, и что справедливость и благочестие - добро. - Справедливо говоришь, - ответил я» (Св. Иустин Философ) [8, стр.9].
«Они говорят нам, что один из их мудрецов рассказывал, будто он, оставаясь той же самой личностью, родился мужчиной, а затем принял вид женщины, летал вместе с птицами, рост как куст и обрел жизнь водоплавающей твари. И тот, кто сказал о себе такое, насколько я могу судить, далеко ушел от истины: ибо подобные учения, говорящие, что одна душа претерпела столько изменений, поистине приличествуют болтовне жаб и галок, глупости рыб или бессмысленности деревьев (Св. Григорий Богослов)[10, стр. 419].
Из ряда вон выходящим заявлением кришнаитов является утверждение о том, что Христос – это аватара (воплощение) Кришны, или, по другой версии, его сын. Этот аргумент использовал Свами Прабхупада в качестве миссионерского приёма и, вместе с тем, чтобы устранить в свой адрес критику со стороны христиан. На вопрос о том почему же христианам Бог не открыл эту тайну ни в Ветхом, ни Новом Заветах. Прабхупада, со свойственной ему любовью, ответил: «Иисус Христос не открыл вам большего, потому что вы – негодяи, Вы не способнее следовать даже одной его заповеди: «Не убий». Иисус Христос в этом не виновит. Но поскольку вы негодяи, то вам не дано понять его. Потому он и ушёл от вас, нечестивцев. Ведь вы не следуете ни одной из его заповедей. Так что же вы можете понять? Вот он и не сказал вам ничего более». ( стр 435 ). На самом деле идея боговоплощения не приемлема для кришнаитов. Прабхупада в своих комментариях на «Шримат Бхагаватам» пишет: «Господь принимает ту или иную форму с помощью Своей внутренней энергии. Таким образом, тело Господа не имеет ничего общего с материальной материей». Далее Прабхупада утверждает логичное для него положение: Брахман не может принять форму от материи («майи»), поскольку он выше её[2, стр. 296]. Как мы видим, это давно осуждённые Церковью ереси докетизма и монофизитства с их призрачностью человеческой природы во Христе. В контексте Св. Писания и Предания теория перевоплащения вступает в резкое противоречие с такими аспектами вероучения как: учение об уникальности и высшей ценности личности, а также её тварности («из ничего») и природной не тождественности Богу, предназначением материального мира к обожению, событиями боговоплощения, телесного воскресения Христова и следующим за ним всеобщим воскресением человечества в одухотворённых, но материальных телах, а также, догматом Искупления и концепцией спасения.
IV. Альтернативное объяснение «фактов» реинкарнации
В заключении хотелось бы отметить те рациональные доводы, которые альтернативным образом объясняют известные явления в жизни, используемые защитниками теории реинкарнации.
1) Возможность воспоминания прошлых жизней может быть обусловлена погружением индивидуального сознания в область «коллективной памяти» своей психики (теория Юнга).
2) Духовный мир, куда попадает душа после смерти, не останавливает процесс духовно – нравственного развития человека.
3) Изначальная различная одарённость людей, помимо внешних факторов (воспитания, среды обитания), может быть объяснена наследственностью как биологической (генетической), так и духовной. Кроме того, разнообразие духовных дарований, обусловлено необходимостью органического всеединства и взаимного служения. В живом организме специализация, взаимодополняемость и координация частей и функций есть признак высокоразвитой структуры. Человечество не только как идея, но и как реальность есть организм. Разумеется, внутри этого всечеловеческого организма отношения могут носить аномальный характер. Но это есть лишь болезнь организма, а не его естественная природа. Задача религии и нравственности как раз и заключается в том, чтобы бороться с этими искажениями первозданного облика человечества.
4) Психологические феномены ощущения «бывшего» или «виденного», объясняются ассоциативностью мышления, когда знакомая деталь в новой ситуации вызывает воспоминание как будто уже виденной картины, а также способностью человеческого духа проникать «за кулису» времени.
5) Гипнотические эксперименты могут обнаруживать в человеке как бы вторую, а иногда и третью, четвертую личность (см.: А. Порошин. Новый человек. Приложение. СПб., 1914). Однако этот факт может быть объяснен телепатией, которую защитник идеи перевоплощения Рамачарака определяет как получение каким-нибудь лицом, сознательно или бессознательно, колебаний или волн мысли, посылаемых, сознательно или бессознательно, умами других людей.
6) Современные кришнаиты и буддисты ссылаются на физический закон сохранения как на доказательство перевоплощения. Но, во-первых, если принять эту аналогию, переход человеческого духа из одной формы бытия в другую совсем не обязательно должен означать новое воплощение на земле. А во-вторых, указанный закон действует в уже сотворенном мире; сам же творческий акт стоит за пределом тварных законов, он сверхрационален и неподведомствен научному знанию. Поэтому, какую бы из христианских теорий происхождения души мы ни приняли, сам момент создания неразрушимого человеческого "я" выпадает из общего естественного процесса, и аналогии из физического мира к нему неприложимы.
Заключение.
Учение «МОСК» о перевоплощении базируется на постулате реинкарнациип (источник – Веды, принимаемые кришнаитама как священное писание). Данная идея теоретически не доказуема, а значит, всегда будет оставаться предметом «веры». Тем не менее, теория перевоплощений представляет собой внутренне логически обоснованную религиозно-философскую систему. Она строится на следующих, раскрытых и рассмотренных нами взаимосвязанных идей: существует исключительная Абсолютная, Высшая Реальность и Истина (бог Кришна), ему совечна и также не рождена как и он материя. Все существующие формы жизни (Вселенная) - эманация божества, плод оплодотворенной Кришной материи, что оценивается как негативная неизбежность. Кришнаиты считают материю злом, но не абсолютным, потому, что материальная жизнь духовных существ пронизана энергией Кришны. Но всё же, материя – это оковы души, необходимо развоплотиться, вырваться из цепи перевоплощений, остановить кармическую деятельность и вернуться как «частичке» в лоно божественной плиромы – духовное тело Кришны, где душа сливаясь не растворяется. Кришнаиты надеются на милость и помощь Кришны, оказывающего помощь в избавлении от кармы, очищая своей энергией душу адепта, посредством мантр, и вводя его в своё сознание, где душа постигает себя частицей бога. Как и всё живущее, Вселенная рождается, развивается и уничтожается, после чего всё возвращается к Источнику, погружается в Кришне. Вся жизнь Вселенной детерминирована, подчинена рождению, развитию и смерти. Даже сам Кришна в своём отношении к творению выглядит «зацикленным» на самом себе, привязанным к бесконечному закону космического появления и свёртывания. В нем трудно найти Божественную Личность ответственно творящую материальный мир, имеющий непреходящую ценность и назначение, а не просто негативную и терпимую неизбежность. Навязываемая в совечность Богу материя – это некий «космический хлам», который не «красит» соприсутствующего (ограничивает его всемогущество), что, тем не менее, ни чуть не смущает кришнаитов и не убавляет «авторитета» их бога. Таково свойство слепой и преданной веры, которая готова оправдать всё что угодно. Итак, кришнаитский мир – это всего лишь всплески жизни самого Кришны, её имитация, где нет места полноценной свободе личности и вечного творчества, Здесь мы теряем уникальное предназначения человека, получившего во власть Вселенную, которую он должен «возделывать» и привести к обожению. Свами Прабхупада пытается демифологизировать ведические тексты, придать им философское благородство, сгладить крайний спиритуализм Вед, найти Личного Бога, наделить человека некоторыми чертами личности, понять его призвание. Очевидно, что его философия страдает противоречивостью. Очень жаль, что для него так и остались не услышанными слова: «Я Господь Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3).

Список использованной литературы:

1. Шивая Субраманьясвами. Космический тинец Шивы. Индуистский катезизис. Издательство «Ганеша». СПб, 1993 г.
2.Свами Прабхупада. «Шримад Бхагаватам». Комментарии. Изд.: «Бхактиведанта Бук Траст» 1993 г.
3.Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. Изд.: «Бхактиведанта Бук Траст». 1990 г.
4.. Сатсварупа дас Госвами. Прабхупада. Жизнеописание. Изд.: «Бхактиведанта Бук Траст». СПб. 1993 г.
5. А.Л. Дворкин. Сектоводение. Издательство Братства св. Александра Невского. Нижний Новгород 2000 г.
6. Ориген. Оначалах. Изд. «РА». Самара, 1993 г.
7. Сварупа Дамодар Дас. Научная основа сознания Кришны. М.: Сан - киртана, 1990г.
8. Разговор Св. Иустина с Трифоном Иудеем, § 4; «Св. Иустин, Философ и Мученик. Творения».- М: Паломник, Благовест, 1995.- Серия «Библиотека Отцов и учителей Церкви».
10 Schaff and Wace, ed., Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, vol. 5 (Grand Rapids, Eerdmans, 1979)



Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 248
Зарегистрирован: 02.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.08 16:43. Заголовок: Спасибо за выложенну..


Спасибо за выложенную информация. В, принципе, я это и искала когда создала тему про "Прошлые жизни". Теперь у меня больше нет вопросов по этой теме.

Я не тело, Я - душа,
Жизнь прекрасна, хороша!!!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет