On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.08 19:45. Заголовок: Не уподобляемся ли мы язычникам?


Что можно ответить упрекающим православных людей в том, что у них длинные молитвы, продолжительные службы? Ведь известны слова из Евангелия: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Как ответить на возможные упреки в уподоблении язычникам? Ведь многие православные молитвы можно назвать многословными...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]







Пост N: 43
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.08 22:06. Заголовок: Сложно представить с..


Сложно представить с чьей стороны возможны подобные упрёки? Протестанты тоже не отличаются особой краткостью в молитвах. О современных язычниках трудно сказать что-то однозначно...Если обратиться к евангельскому контексту ( Мф. 6, 7-8), то стоит обратить внимание на то, что Спаситель многословие отождествляет с говорением «лишнего» т.е. того о чём знает Отец Небесный. Из данного евангельского контекста видно, что Господь обличает не пространные молитвы, обличает молитву не по форме, а по содержанию:«не говорите лишнего». То есть Господь предостерегает не от пространной молитвы по форме ( такие мы найдём и в Псалтире и Новом Завете), а от пустословия. Язычники не обладая должным представлением о Боге, не знали, что для привлечения Его внимания достаточно «сокрушенного и смиренного сердца» ( 50 Пс.), они полагали, что для этого нужны обильные внешние жертвы ( ритуальные и словестные). Или, не зная о Его всеведении, полагали, что Господь нуждается в подробных рассказах о существующих проблемах. Вспомним пример жрецов Ваала, которых посрамил пророк Илия. Итак, осудительны не пространные молитвы по своей форме, а пустословие (молитва о незначительных вещах) и многословие, когда акцент делается на магии формы, а не духовном содержании. Ведь не случайно сказал Спаситель: «от избытка сердца говорят уста». Далее, в продолжении своей речи Спаситель приводит пример молитвы "Отче наш", где и раскрывается смысл подлинной молитвы по её содержанию. Если рассуждать об молитвенном экстазе, когда человеческий ум "прикасается" к трансцендентному (запредельному) Божественному бытию, ум человеческий останавливается, замирая в священном безмолвии, и способен лишь на созерцание неизреченного... Это та "область", где нет вообще ни каких слов. Это состояние молитвы носит безмолвно - созерцательный характер. Поэтому, Господь как бы говорит нам: "если ты хочешь встретиться со Мной, помни, Я не имею ни образа ни вида, имей и ты ум свой свободный от всякой вещественности, образа и вида". Таким образом, совершенство в молитве состоит не в многословии, а в безмолвии. Но в молитвенной практике мы поэтапно проходим разные стадии: молитву словесную, умную, умно - сердечную и духовную. Молитва "Иисусова" - самая краткая, является путём к безмолвию и духовной, непрестанной молитве, делающей нас причастниками Божественной природы.



Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.08 08:42. Заголовок: Ваше высокопреосвяще..


Ваше высокопреосвященство, спасибо за ответ. Вы пишете:

 цитата:
стоит обратить внимание на то, что Спаситель многословие отождествляет с говорением «лишнего» т.е. того о чём знает Отец Небесный.


Но разве Бог не всеведущ? Разве он не знает всего о жизни человека? Наверняка знает. Что же в таком случает стоит говорить в молитве?
Еще вы пишете о таком понятии как молитвенный экстаз. Что это такое? Для чего он нужен?
И в конце вы пишете о краткой молитве, являющейся путем к духовной молитве. Но в таком случае для чего нужны длинные молитвы на службах и в книгах, на чтение которых затрачивается много времени и сил? Является ли это исполнением того, что повелел Бог? То есть из такой логики может следовать то, что раз краткая молитва является путем к духовной, то не является ли длинная молитва недуховной? И также другой вопрос: если именно краткая молитва, как вы пишете, приближает нас к Богу, то для кого созданы службы с длинными молитвами? Может ли тот, кто молится краткой молитвой, не прибегать к длинным? Вы скажете, что краткая молитва - это некий высший этап? Может быть, но в таком случае все-таки для кого тогда длинные молитвы на службах? Только для тех, кто находится в стадии начинающего? Но ведь их читают и священнослужители, и притом седовласые в том числе. Уж их-то вряд ои можно отнести к начинающим.
Надеюсь на понимание. И еще просьба: можно я вам в этой теме еще задам другие вопросы-они небольшие и для каждого ,я думаю не стоит открывать новую тему. Впрочем, как вы скажете.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 44
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.08 04:44. Заголовок: Дорогая Аля, сейчас ..


Дорогая Аля, сейчас вынужден отъехать для сдачи сессии в Московскую Духовную Академию. После возвращения, в конце мая, обязательно отвечу на ваши вопросы. Если вы живёте в Самаре, учитывая серьёзность ваших вопросов, было бы лучше встретиться лично. С уважением, священник Рустик.

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 46
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.05.08 21:16. Заголовок: Если не знаешь можно..


Если не знаешь можно ли что-то просить у Бога или нет, проси по своей простоте, но с оговоркой: « да будет воля не моя , а Твоя». И будь готова со смирением принять волю Божию. Ап. Павел говорит: «Познавайте, что есть воля Божия». Поэтому знание воли Божьей – это признак духовной зрелости.
Экстаз – это молитвенное восхищение ума Духом Божьим за пределы человеческого сознания. Это наивысшее проявление молитвы, которое, в своё время, даётся Богом искренне (глубоко покаянно) молящемуся. Такое состояние было, например, у ап. Павла, когда он был восхищен до третьего неба, при этом, не зная, был ли он в теле или нет.
Зачем врачу нужны разные (длинные и короткие) инструменты? Так и христианин в зависимости от ситуации и цели употребляет разного рода молитвы. Краткая молитва способствует большей концентрации ума. По этому вопросу нужно читать специальную литературу, посвящённую умно-сердечной или Иисусовой молитве. Иисусова молитва, по причине духовной «скудости» или «тесноты» сердца не всегда приемлема и посильна. Пространная молитва развивает внутренний духовный мир, выражает многие наши сокровенные движения сердца, формирует правильное мышление, вообще, способствует пробуждению сердца, а также подтверждает слова Спасителя: «от избытка (духовного – авт.) сердца говорят уста. Здесь нужно грамотное руководство духовника и умение сочетать пространные молитвы Молитвослова и Иисусову молитву, чтобы прийти к своей личной молитве. Силы, потраченные на молитву, развивают духовную жизнь. Но всё должно быть в меру, чтобы не перетрудиться, и не потерять интерес к молитве. Затронутые вами вопросы, требуют специальное и индивидуальное рассмотрение, поэтому я предлагаю перейти на непосредственное общение. Мой тел. 956 17 63.


Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.08 07:33. Заголовок: Извините,только что ..


Извините,только что прочитала ваше сообщение.
Вы пишете:

 цитата:
Если не знаешь можно ли что-то просить у Бога или нет, проси по своей простоте, но с оговоркой: « да будет воля не моя , а Твоя». И будь готова со смирением принять волю Божию. Ап. Павел говорит: «Познавайте, что есть воля Божия». Поэтому знание воли Божьей – это признак духовной зрелости.


Знаете, мой вопрос совсем о другом. Я не спрашиваю у вас, о чем мне просить,это я знаю сама.Я спрашиваю о сложившейся практике пространной молитвы.

 цитата:
Пространная молитва развивает внутренний духовный мир, выражает многие наши сокровенные движения сердца, формирует правильное мышление


Простите, а откуда эти сведения взяты?Это ваше личное представление?На чем оно основано? И что значит - правильное мышление?
Я спрашиваю именно о том, как ответить на возможные упреки этим словам из Библии: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что в данном случае - лишнее? Вы пишете, что в молитве не стоит говорить о том, что знает Отец Небесный. Но, я повторюсь, Ему наверняка известно вообще всё.

Дорогой отец,я признательна вам за предложение перейти на непосредственное общение,но я очень настороженно отношусь к таким предложениям малознакомых мужчин.Извините уж, так сложилось, я думаю, не сторит говорить почему. Благодарю за внимательное отношение к задаваемым вопросам

С уважением Альбина

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 645
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.08 11:59. Заголовок: Альбина, простите, ч..


Альбина, простите, что вмешиваюсь в тему, адресованную священнику. Поделюсь своим пониманием Вашего вопроса. Я читала в одном из библейских комментариев на этот отрывок, что здесь имеется в виду принятая у язычников традиция очень подробно высказывать свои прошения в молитвах к богам, преимущественно материального характера. И считалось, что чем больше и пространнее ты попросишь, тем больше уступок и просимого получишь. Против этого и дано нам указание, чтобы мы не были многословными в перечислении материальных благ, хотя это без исторического контекста и комментария неочевидно.
А вообще, если Вы находитесь в Самаре, приходите на нашу евангельскую группу, где мы подробно изучаем библейские тексты с использованием разных переводов и библейских комментариев.;-) Кроме того, на группе мы в соответствии с Писанием и Преданием Церкви находим ответы на многие насущные вопросы. Будем рады и Вашему участию в группе! Можно будет поподробнее посмотреть различные толкования на это место.

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 53
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.08 16:03. Заголовок: У вас, дорогая Альби..


У вас, дорогая Альбина, хочу заметить очень странное отношение к духовному лицу. Священнослужитель имеет в Церкви статус далеко не «малознакомого мужчины», а помимо сакральных функций, он исполняет роль духовного наставника. Вне общения с ним вряд ли возможна воцерковлённость, то есть вхождение и жизнь в Церкви. Христианин не может существовать вне Церковных Таинств (Крещения, Исповеди, Причащения), которые в свою очередь невозможны без священнодействующего. Описание действия молитвы на внутренний духовный мир я заимствовал как из богатой на эту тему (о молитве) святоотеческой литературы, так и из своего скудного личного опыта. Правильное мышление – это целомудрие. Что такое целомудрие разузнайте сами. Далее, я не пойму, зачем вам отвечать на библейский упрёк в молитвенном многословии? Вы что занимаетесь апологетикой язычества? К церковной молитвенной практике, как мы показали, это не имеет ни какого отношения. Лишнее – это языческое многословие, где акцент в «молитве» делается на магии формы. Христианская молитва от слов стремится к безмолвию (безсловию), то есть состоянию полного покоя ума, где молитва не нуждается в наполнении словами, где ум просто погружается в созерцание Несозерцаемого. Это мистический опыт, о чём много пишут святые отцы. Таким образом, в рассматриваемом тексте Библии как бы сказано: не многословьте, потому что Бог знает ваши нужды...Многословие бессмысленно. Богу не нужно рассказывать о том, что Он и без нас знает, Богу нужно каяться в грехах, прославлять Его. А если и просить о чём –то….Есть такая молитва: «Не знаю о чём просить Тебя, Ты Сам лучше меня знаешь все мои нужды…». Если в твоём сердце Господь, о чём можно просить ещё?

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 45
Зарегистрирован: 10.06.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.05.08 22:33. Заголовок: Очевидно, Церковь в ..


Очевидно, Церковь в разнообразии пространных и кратких молитв снисходит к различному уровню духовного состояния ее членов. Вчерашнему язычнику будет просто невозможно молиться созерцательной молитвой. Болезненное внимание к "магии формы", к сожалению, свойственно и мне. Надеюсь, что сейчас гораздо меньше чем раньше. Процесс упрощения и сокращения частных молитв чрезвычайно трудный и длительный. И что же, не молиться вообще? Я не знаю, насколько нужны Богу наши молитвы, так как Господь "всеблаг и вседоволен". Но уж точно, молитва необходима самим молящимся. А те, кто достиг созерцательной молитвы, будет из любви к братьям и сестрам на каждой Литургии молиться с "несовершенными" об их вполне земных нуждах.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.08 10:03. Заголовок: Уважаемый отец,у мен..


Уважаемый отец,у меня отношение к служителям церкви такое, какое сложилось, что же поделаешь. И сложилось оно не на пустом месте. Вы лично мне не знакомы,поэтому на ваше предложение перейти на непосредственное общение я могу ответить в лучшем случае раздумьем; странно,что это вас так задевает.Возможно, вы привыкли, что к вам относятся исключительно как к наставнику. Я лично могу относиться как к наставнику к человеку, в компетентности которого уверена и который расположен ко мне- если есть выбор, конечно, а он есть.
Вы пишете, что в церкви священник выполняет роль духовного наставника. Скажите, а всякий ли священник?Как он может выполнять такую роль, если, допустим, он глуп? Всякое же бывает, верно?
Вы пишете, что без общения со священником вряд ли возможно вхождение в жизнь церкви. Я с этим совершенно согласна.Но почему именно с вами?Вы можете это объяснить? Разве вы единственный церковный священник?

Далее. Меня интересует в данном случае именно упрек в многословии, подобном языческому, а не воздействие молитвы на внутренний мир. Будьте добры, внимательнее относитесь к задаваемым вам вопросам, а то складывается впечатление, что вам нечего сказать по теме и вы уходите от прямого ответа.

Вы пишете:

 цитата:
Вы что занимаетесь апологетикой язычества?


Апология (от греч. apologos, буквально рассказ) - текст, направленный на защиту чего-либо. Моя цель как раз защитить христианский взгляд, поэтому я ищу веских обосований,с чем и обратилась за помощью.
На библейский упрек стоит ответить потому, что Библия авторитетна для христиан,а она резко критикует уподобление язычникам в молитвенном многословии.

Вы пишете:

 цитата:
Христианская молитва от слов стремится к безмолвию (безсловию), то есть состоянию полного покоя ума, где молитва не нуждается в наполнении словами


Так вот тем и удивительнее видится практикуемое в молитве многословие. Если молитва не нуждается в наполнении словами, то зачем тем более тогда многословные молитвы?


 цитата:
Таким образом, в рассматриваемом тексте Библии как бы сказано: не многословьте, потому что Бог знает ваши нужды...


В таком случае зачем нужны такие вещи, как толстенные книги с молитвами? Как это согласуется с мыслью Библии, подтверждаемой вами?
Именно это меня и интересует.


 цитата:
Многословие бессмысленно.


А зачем тогда нужны многотомные собрания молитвенных текстов,имеющиеся в православной церкви?





Спасибо: 1 
Цитата Ответить





Пост N: 56
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.05.08 23:45. Заголовок: Уважаемая, Альбина, ..


Уважаемая, Альбина, судя по вашим словам, вы меня не правильно поняли. О статусе и роли священнослужителя в Церкви я говорил в общем, абстрактно. Я ни в коем случае не навязываюсь к вам в духовники. Я просто обратил ваше внимание на то, что у вас не церковное отношение к духовному лицу. Мне остаётся вам лишь искренне пожелать, что бы вы, если действительно хотите быть христианкой и полноценно воцерковиться, обрели себе духовного наставника. В противном случае саморуководство чревато тем, что мы называем духовной прелестью в основе которой лежит гордыня. По поводу «глупого» духовника. Преп. Силуан Афонский настоятельно советует ради смирения обращаться к духовнику за советом и тогда Господь, даже если духовник не даст «дельного» совета, поможет ради смирения. Осуждение же духовника чревато горькими последствиями. Конечно это монастырская практика послушания, но в приходской жизни мирянин также вступает в доверительные отношения с приходским священником и руководствуется в своей жизни его советами. Но вам, дай Бог, найти умного духовника.
По поводу вашего вопроса о языческом многословии мною уже было сказано, почитайте, пожалуйста, повнимательнее, ответ был исчерпывающим. А вообще, оставьте этот вопрос и лучше начните молиться дома, регулярно читать утренние и вечерние молитвы, ходить в храм на богослужения, почитайте по чёткам сотенку Иисусовых молитв. Как говорится: «вкусите и видите…». И тогда, я думаю, и к вам можно будет применить слова Спасителя, который, предвидя сошествие Святого Духа на апостолов, сказал: «В тот день вы Меня не спросите ни о чём».


Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.08 20:21. Заголовок: Уважаемый отец! Во-п..


Уважаемый отец! Во-первых, не скрою, отрадно внимание и детальный подход с вашей стороны. Нелегко,должно быть,отвечать, особенно ночью.
Во-вторых,мне тяжело понимать абстракции:даже не с учетом преподавательской практики,совсем нет, а просто как человеку.Абстрактно обычно о конкретных вещах говорит именно тот, кому есть что скрывать или тот, чьи познания исчерпываются самым-самым минимумом. Вас, мне кажется, в этом трудно заподозрить, поэтому попрошу: а можно быть чуть конкретнее? О роли священнослужителя хотелось бы услышать от вас конкретные характеристики. Возможно, в другой теме,чтобы нам не расползаться мыслями.
И поинтересуюсь с вашего позволения, в чем вы видите мое не церковное отношение к духовному лицу.

Пожалуйста, дайте мне аксиоматику, а там, я думаю, понимание облегчится. Что есть духовный наставник, что есть саморуководство и что есть духовная прелесть. Понятие гордыня мне знакомо.

Вы пока не ответили, всякий ли священник в церкви выполняет роль духовного наставника. Духовник - это ведь именно сокращение от "духовный наставник" или все же нет? Если всякий, то так быть: ведь отцы часто противоречат друг другу, а если не всякий, то кто может быть наставником, имеет на это право, и по каким принципам это право дается?

Далее вы пишете:

 цитата:
Преп. Силуан Афонский настоятельно советует ради смирения обращаться к духовнику за советом и тогда Господь, даже если духовник не даст «дельного» совета, поможет ради смирения.


Вот здесь возникают вот какие вопросы: святой имел в виду обращение к глупому служителю или именно обращение к избранному себе человеком руководителю - мудрому, но в данном случае затруднившемуся с ответом? Другой вопрос: что на эту тему говорят церковные соборы? И третий: что на эту тему говорит профессор Осипов, которого вы считаете авторитетным богословом, согласным со святыми отцами?

И как избежать тех страшных вещей, о которых в теме на форуме писал Андрей (BrainStorm):


 цитата:
Ну например, была у нас острой проблема младостарчества (сейчас вроде уже поменьше), когда молодой священник диктовал мирянину, что ему делать (жениться/не жениться, или что-нить в этом роде), хотя права на это он никакого не имеет, никогда такой практики не было в Церкви за исключением случаев старчества (но это отдельный случай, имеющий свои особенности).


http://www.agafon.fastbb.ru/?9-5-0-00000082-006.001.001

Здесь, уважаемый отец, меня интересуют и теория,и практика.

О многословии в молитве вы пока так и не ответили.


Вы пишете: многословие бессмысленно. Я спрашиваю вас: зачем тогда нужны многотомные собрания молитвенных текстов,имеющиеся в православной церкви?
Ответьте, пожалуйста.

По поводу вот этого вашего совета

 цитата:
лучше начните молиться дома, регулярно читать утренние и вечерние молитвы, ходить в храм на богослужения


я пытаюсь это делать. Но все нужно осмыслить, я думаю, бессмысленные действия Богу не нужны. Или вы считаете по-другому? Если Библия прямо запрещает многословие, то... зачем? Терпеливо жду от вас обоснований, пока их не было.
Про "сотенку" поясните.








Спасибо: 1 
Цитата Ответить
1-й админ




Пост N: 511
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 23:34. Заголовок: Вмешаюсь немного, ес..


Вмешаюсь немного, если что не так скажу - о. Рустик меня поправит )
Аля пишет:

 цитата:
Если Библия прямо запрещает многословие, то... зачем?


Текст Писания стоит понимать в совокупности. В Библии есть много мест о молитве, я приведу лишь несколько из них для примера.

В первую очередь, это, конечно, пример Самого Иисуса:

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. (Лук.6:12) Понятно, что Господь не нарушает Своих же слов о "немногословной" молитве - под этими словами он подразумевал нечто иное. Мне кажется, Наташа (Osta) привела очень хороший исторический комментарий. Также и другие места Евангелия:

36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого. (Лук.21:36)

У апостола Павла:

18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых (Еф.6:18)

17 Непрестанно молитесь. (1Фесс.5:17)

3 Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью,
(2Тим.1:3)

В те времена не было, конечно, таких богослужебных книг, и текстов, как сейчас, молились "своей" молитвой используя также тексты Писания, в основном Псалтирь:

13 Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. (Иак.5:13)

19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, (Еф.5:19)

16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. (Кол.3:16)

Что же говорит нам Псалтирь о молитве?

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. (Пс.33:2)

9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек. (Пс.43:9)

10 Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои. (Пс.87:10)


Надеюсь, сумел разрешить некоторые противоречия.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
1-й админ




Пост N: 512
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.06.08 23:50. Заголовок: О духовных наставниках


+ Из книги проф. Осипова "Путь разума в поисках истины "Часть "Основы духовной жизни".
Извиняюсь за неотформатированный текст, чуть позже этим займусь.

Наставник

Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного духовного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.
Но если понимание Отцов - задача не всегда простая, то многократно более трудным для нашего времени является обретение истинного наставника. Ошибка же в его выборе может стать роковой для верующего.
Важнейшее, о чем говорят Отцы - это:
(1) о необходимости большой осторожности в выборе руководителя и огромной опасности принять бездуховного "старца" за духовника;
(2) о правильном к нему отношении;
(3) о верном понимании послушания найденному руководителю;
(4) о непременности разлучения со "слепым" духовником, по слову Спасителя: "Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15;14);
(5) об оскудении в последние времена духоносных наставников, видящих души людей (святитель Игнатий прямо говорит, что в настоящее время нет духоносных наставников);
(6) о необходимости самим верующим изучать Священное Писание и творения святых отцов и руководствоваться ими с советом старшей, имеющей больший духовный опыт "преуспевшей братии", проверяя, однако, и их советы святоотеческими писаниями.
Приведем мысли святых отцов по этим вопросам.
(1) О выборе духовника.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.): "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред " (I,491).
Преп. Иоанн Лествичник (VI в.): "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели" (Лествица. Сл.4, гл.6).
Преподобный Симеон Новый Богослов (Х в.): "Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинении Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей" (Добротолюбие. Т.5. Гл. 33).
"Святой Макарий Великий (IV-V в.) говорил, что ... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати ... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном ... которое требуется истинным подвижничеством" (I,284). "В монастырях употребляется о таких старцах изречение: "свят, но не искусен", и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев" (I,285). Святой Исаак Сирин говорит даже, что такой старец "недостоин называться святым" (I,286).
Св. Феофан (Говоров): "При определении их [духовников] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение". [9]
(2) О взаимоотношениях духовника и пасомых.
"Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему [Христу], а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи" (IV,519).
(3) О послушании духовнику.
"Те старцы, которые принимают на себя роль [старца]... (употребим это неприятное слово) … в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…" (5, 72)
"Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола" (2 Сол. 2,10-12) (5,73).
"Скромное отношение советника к наставляемому - совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен" (V,80).
"Если же руководитель начнет искать послушания себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола, его орудие, есть сеть! "Не делайтесь рабами человеков" (1Кор. 7, 23), - завещает Апостол". [10]
(4) О непременности разлучения со "слепым" духовником.
"Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным" (V,74).
(5) Об отсутствии духоносных наставников.
Святой Григорий Синаит "решился сказать, что в его время [XIV в.] вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время [середина XIX века] делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" (I,274).
"Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на редкость богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных... братий" (I,563).
(6) О жизни по совету.
"Преподобный Нил Сорский (XV в.) никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались … иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они советов от себя... Это давало советам их силу" (I,489).
"По учению отцов, жительство ... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов" (I,563).
"Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!...
Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!" (О жительстве по совету. - V,77).
Святитель Феофан (Говоров): "Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных". [11]
Таков голос Священного Предания Церкви, говорящий по одному из самых болезненных вопросов современной духовной жизни.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.06.08 10:11. Заголовок: AleBuAle пишет: На..



AleBuAle пишет:

 цитата:
Надеюсь, сумел разрешить некоторые противоречия


Некоторые - да, спасибо! В рамках Писания,оказывается,возможно системное рассмотрение.
А вы не могли бы подсказать,как найти в Священном Писании разрешение затруднений на иные темы?Иначе просто рискую забросать вопросами священника, да и не только его.Вот, к примеру, по теме продолжительности молитвы вы нашли конкретные высказывания,а чем вы пользовались, можно узнать?Каким-либо справочником?Если да, то не могли бы вы назвать его, а если сами, то поделитесь, как?


По поводу так часто упоминаемого профессора Осипова,прошу вас, не могли бы вы ответить мне в теме,открытой мной? http://www.agafon.fastbb.ru/?1-19-0-00000015-000-0-0-1212256879
Согласитесь, довольно странное отношение в церкви к этому ученому...Ряд высокопоставленных служителей резко противоречат его взглядам.


Относительно приведенной здесь вами цитаты из его сочинений могу сказать, что она мне кажется очень здравой в подходе. Но ведь я могу ошибаться!Профессор, например, призывает к осторожности при обращении к служителю церкви.Даже о таком говорит:

 цитата:
4) о непременности разлучения со "слепым" духовником, по слову Спасителя: "Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15;14)





 цитата:
О взаимоотношениях духовника и пасомых.
"Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему [Христу], а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками


Но как же это совместить с тем, что священники всячески призывают внимать им и слушаться?Даже в этой теме отец пишет,что священник - это руководитель для верующего.

Текст профессора для меня не ответил на один вопрос: всякий ли священник руководитель для человека или все же нет? Если я получу однозначный ответ на этот вопрос, сразу многие другие вопросы просто отпадут.
Уважаемый Александр, вы не могли бы постараться ответить мне?Конечно, из церковного учения.

С уважением
Альбина



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
1-й админ




Пост N: 514
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.08 22:37. Заголовок: Извиняюсь, были проб..


Извиняюсь, были проблемы, давно не выходил на форум.
о. Рустик меня не поправляет ) Это хорошо )

Аля пишет:

 цитата:
А вы не могли бы подсказать,как найти в Священном Писании разрешение затруднений на иные темы?Иначе просто рискую забросать вопросами священника, да и не только его.Вот, к примеру, по теме продолжительности молитвы вы нашли конкретные высказывания,а чем вы пользовались, можно узнать?Каким-либо справочником?Если да, то не могли бы вы назвать его, а если сами, то поделитесь, как?



Вообще, у нас в Самаре уже больше 4 лет существует Библейский кружок, на котором мы стараемся максимально подробно разбирать текст Писания. Проходит он по средам, если вам интересно Писание (что очень здорово) - приходите, милости просим :)

Для изучения Писания мы пользуемся многими книгами и толкованиями - и все они есть в электронном виде. Существует очень удобная программа BibleQuote (Цитата из Библии) - специально для изучения Писания. К ней существует очень много дополнительных модулей с различными переводами, параллельными местами, словарями, комментариями и проч. Кроме того, в ней очень удобный поиск.
Здесь находится сама программа и небольшая подборка модулей: http://jesuschrist.ru/software/
Здесь - оснавная подборка модулей: http://bqt.ru/

Рекомендую использовать:
1. Толковую Библию приемников Лопухина (лучшая компиляция толкований, на мой вгляд)
2. Исторический комментарий Баркли
3. Библейский Словарь Брокгауза и Ефрона
4. Комментарии Иоанна Златоуста (весьма пространные и читаются тяжело, но иногда без них никак)
5. Комментарии архиеп. Аверкия (хотя в большинстве своем - простой пересказ, иногда попадаются ценные замечания)
6. Переводы IBS, РБО и еп. Кассиана (Безобразова)
7. Толкование Феофилакта Болгарского (тяжелы для восприятия, но если захотеть..)
8. Комментарии Женевской учебной Библии (только учитывать, что они протестантские)
9. Комментарии Брюссельской Библии (католическое издание, но в 95 процентах подходит и нам)

Толкователей Евангелия существует ещё большее количество. Думаю, для начала хватит :)
Чтобы сразу не зарыться в этом всём и как-то ориентироваться, рекомендую прочитать также 3 книги:
1. прот. А.Мень - Сын Человеческий. Потрясающая книга с отличными историческими комментариями. Читается почти как художественная.
Есть аудиоверсия http://www.predanie.ru/mp3/Aleksandr_Men/
2. прот. А.Мень - Первые Апостолы. По книге Деяний.
3. Игумен Петр Мещеринов "О вере и Церкви" - наверное единственная совеременная основательная книга по основам веры. Христоцентричность, расстановка приоритетов в духовной жизни. Существует также в виде лекций, которые можно скачать в сети, а можно и у меня ) http://www.predanie.ru/mp3/igumen_Petr_Meshherinov/

Все книги тоже есть у меня, я с удовольствием поделюсь.

Аля пишет:

 цитата:

Но как же это совместить с тем, что священники всячески призывают внимать им и слушаться? Даже в этой теме отец пишет,что священник - это руководитель для верующего.


Слушать, конечно, надо, но с рассуждением. Сравнивать, то, что говориться с Евангелием, с Преданием Церкви. У А.И.Осипова есть очень хорошие лекции о духовных наставниках и руководителях, где он, цитирую св. Игнатия (Брянчанинова) говорит: "духовного отца необходимо испытывать". И в той же лекции цитирует другого св. отца, свидетельствующего, что много он вреда понес от неопытного духовника. http://www.predanie.ru/mp3/Otvevy_na_voprosy_professora_Alekseja_Ilicha_Osipova/
И в Библии об этом говориться много раз, только сегодня мы читали на Библейской группе слова ап.Павла пресвитерам (т.е. священникам):
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными.
(Деян.20:28-32)

А также:
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
(2Пет.2:1-3)
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
(1Иоан.4:1)
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
(2Кор.11:13-16)

Так что, прежде всего, нужно нам самим познать основы веры, основы духовной жизни, чтобы иметь верные ориентиры в православии.
Также, сам человек может быть искренни верующим и добрым, но как духовник - просто неопытным.
Допустим, сейчас у нас существует практика, когда почти всех священников рукопологают до 30 лет (что противоречит Канонам) - на это есть свои причины, но не в этом суть. Человек, не имеющий элементарного опыта жизни, получает такую ответственность. (надо заметить, что в этом Таинстве у человека автоматом не прибавляется ни духовного опыта ни даже простого житейского).
Большинство священства понимает ситуацию и не пытается брать на себя руководство чужой духовной жизнью, но бывает и иначе - все люди разные.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Борец со зловредителями


Пост N: 46
Зарегистрирован: 11.03.09
Откуда: Фатерланд
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.09 14:58. Заголовок: Аля пишет: Вы пишет..


Аля пишет:

 цитата:
Вы пишете, что в церкви священник выполняет роль духовного наставника. Скажите, а всякий ли священник?Как он может выполнять такую роль, если, допустим, он глуп? Всякое же бывает, верно?





возмездие за грех - смерть (Рим. VI:23) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 372
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.09 20:33. Заголовок: Это мне вопрос или в..


Это мне вопрос или воскрешение мертвеца?

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Борец со зловредителями


Пост N: 47
Зарегистрирован: 11.03.09
Откуда: Фатерланд
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.09 05:08. Заголовок: Священник Рустик пи..


Священник Рустик пишет:

 цитата:
Это мне вопрос или воскрешение мертвеца?


Прошу простить.
Это не вопрос. Читал старые темы, натолкнулся на реплики Али и не смог сдержать хохота.

возмездие за грех - смерть (Рим. VI:23) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 393
Зарегистрирован: 27.08.08

Замечания: За неумение себя вести.За хамское поведение на форуме!
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.09 00:32. Заголовок: Генрикус Инститорис ..


Генрикус Инститорис пишет:

 цитата:
Это не вопрос. Читал старые темы, натолкнулся на реплики Али и ....


Нормальные реплики нормального человека, который хочет разобратся...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет