On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



Пост N: 27
Зарегистрирован: 10.06.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.08 18:40. Заголовок: 8-я молитва утреннего правила


Меня смущает 8-я молитва утреннего правила, а именно первая часть – до слов «Да не убо похитит мя..». В главе второй своего послания апостол Иаков говорит о необходимости дел. Но в послании ап. Павла к римлянам (гл. 3, 27-31; гл. 4; гл. 5, 2) сделан акцент именно на «неважности» дел при наличии веры, особенно стихах 5-6 гл. 4. При чем, для подкрепления своей концепции, каждый из указанных апостолов ссылается на одно место в Ветхом завете (жизнеописание Авраама). Правда, ап. Павел делает некую оговорку, упоминая «закон дел» и «дела закона» (гл. 3, 27-28). Возможно, он отличает «дела закона» от дел веры и, таким образом говорит о различении мотивации дел? Что же хотел сказать ап. Павел, и как это согласуется с посланием ап. Иакова?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]







Пост N: 8
Зарегистрирован: 14.01.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За клеветуЗа клеветуЗа упорство в распространении клеветыЗа ложь и распространение клеветы
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.08 20:50. Заголовок: В основе Вашего смущ..


В основе Вашего смущения лежит некоторое недопонимание взаимосвязи веры и добрых дел в духовной жизни христианина. Данную тему можно рассматривать как с теоретической (догматической), так и с практической точек зрения, помня о том, что теория определяет практику. Начнём с теории. Проблема соотношения веры и дел в контексте Священного Писания была поднята в связи с полемикой с иудействующими христианами, которые, оставаясь в плену ветхозаветных стереотипов, имели склонность рассматривать дела нравственного и обрядового ветхозаветного закона как главное условие спасения, при этом следовало умаление роли искупительной жертвы Христа и соответствующей в Него веры. Возникал вопрос: что является условием спасения и признаком подлинной праведности: добросовестное исполнение ветхозаветного закона или вера в Искупителя. Конечно же, одно нельзя противопоставлять другому, так как добросовестное (а не фарисейское) исполнение закона должно было приводить к познанию своего бессилия его исполнить, к смирению, что естественно рождало потребность в Божьей помощи, в искупительном подвиге Спасителя. Поэтому апостол Павел говорит, что человек спасается не делами закона, а верою во Христа. Однако, поскольку некоторые христиане восприняли эту установку по фарисейски, то есть формально, законнически, апостол Иаков и обличает их неразумность: «вера без дел мертва». Всё было бы ничего, но эта проблема соотношения вер и добрых дел вновь всплыла в эпоху Реформации. Дело в том, что согласно латинской сотериологии (учении о спасении) христианин по сути наёмническим образом зарабатывал у разгневанного на него Бога спасение посредством добродетелей. Отсюда католическое учение о «сокровищнице святых», где аккумулируются сверхдолжные дела святых, которые может перераспределять папа среди грешников посредством индульгенций. Данная сотериологическая теория, свойственная всему западному христианству, носила юридический характер. Адам безмерно оскорбил божественное правосудие, которое могла удовлетворить лишь только искупительная жертва Христа. Протестантизм естественно поставил в рамках этой логики вопрос: неужели жертвы Христа недостаточно для нашего выкупа, к чему наши личные дела или заслуги? Что мы можем добавить в заслуге Христа? Таким образом акцент протестанты перенесли на всеобщую и бесплатную индульгенцию – жертву Иисуса Христа. Так формировалась протестантская сотериология с её формализмом в оправдании, но её логические выводы только лишь подтверждали её абсурдность. А именно, если спасение от нас не зависит (дар Божий), а спасаются явно не все, значит Бог одних безусловно предопределяет к Спасению, а других к погибели. На это обстоятельство в своё время обратил внимание гуманист Эразм Роттердамский Мартина Лютера. Последнему оставалось только смущаться. Нужно отметить, что в последствии, другой горе реформатор – Жак Кальвин детально разработал чудовищное учение о безусловном предопределении, из которого следовало, что Бог виновен в вечной погибели отвергнутых Им (по Его непостижимым нам соображениям) грешников. Но ещё более ужаснуло виттенбергского реформатора поведение немецких крестьян, которые в духе западного юридизма спокойно предавались порокам, уповая на омывающую все грехи искупительную жертву Христа. Лютеру пришлось писать новый так называемый «Большой катехизис», что бы как-то исправить ситуацию. Как же в православном богословии рассматривается этот вопрос? В искуплении, которое главным образом рассматривается не юридически, не как выкуп, а органически, как обожение человека, выделяются две стороны: объективная и субъективная. С объективной точки зрения спасение – это дар Божий, это то, что совершил Спаситель, а именно примирил в Себе Бога и человечество. Но субъективная сторона спасения состоит в том, на сколько мы готовы воспринять Христа в свою жизнь и сердце и уподобиться Ему, а здесь нужен подвиг, нужны усилия в доброделании. Поэтому апостол Павел с одной стороны говорит, что мы уже спасены и это дар Божий, а с другой говорит – со страхом и трепетом совершайте (несов. вид глагола) своё спасение. То есть спасение, как состояние обожения, с одной стороны выступает как данность (во Христе), а с другой, как процесс усвоения, достижения, где добрые дела являются основанием. Теперь мы видим, что католики явно уклонились в сотериологический субъективизм, а протестанты в другую крайность - объективизм. Дело в том, что в рамках юридической сотериологии, как и в формальной логике, действует закон не противоречия, то есть мы вынуждены, принимая одну точку зрения, непременно исключить другую. В православной сотериологии эта антиномия на диалектическом уровне получает разрешение и согласовение (синтез). А именно, в духовной жизни этот диалектический процесс развивается именно так, как это изложено в 8 молитве утреннего правила. Соответствие переживаниям нашего сердца словам этой молитвы, свидетельствует, что мы идём правильным путём, путём не фарисейской гордыни, а смирения мытаря. То есть, мы прикладываем все усилия с борьбе со страстями и грехом, мы живём подвижнической жизнью, стараемся сохранить свой ум в чистоте от страстных помыслов (как только можем совершаем весь комплекс добрых дел), но Бог, по выражению преп. Силуана Афонского, как будто нас не слышит, что-то медлит, от нас скрывается. «Ты не умолим!» - некогда сказал старец. И вот в этот момент предельного напряжения всех своих человеческих усилий и отчаяния, когда преп. Силуан как никогда чувствовал всем своим существом свою немощь и соответственно потребность в помощи Божественной Благодати Святого Духа, он услышал голос Христа: «Гордые всегда так мучаются». И далее Господь открыл ему путь спасения в глубочайших словах: «Держи свой ум в аде и не отчаивайся!» Вот уж поистине католикам соблазн, а протестантам безумие. Спаситель как бы сказал преподобному: «Причина твоих душевных страданий и духовной несвободы в гордыне и самонадеятельности. Ты непрестанно молишься и внимательно охраняешь все свои чувства, но в тебе нет всепоглощающего упования на Мою помощь, нет Моего смирения, поэтому твой ум оскверняется греховными помыслами и ты вокруг себя видишь демонов. Но вот ты пришёл к познанию своего бессилия и немощи, так познай же то, что без Меня ты не способен ни на что подлинно доброе (от сюда – «не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да оправдит мя..»), смирись и Я дам тебе Свою благодать. Но чтобы её не только получить, но и всегда сохранять в себе держи свой ум во аде, но не отчаивайся! Осуди себя даже до ада, познай что ты пал хуже демонов (отсюда святоотеческое «где сатана, там и я буду»), но при этом не отчаивайся, Я с тобой, к тебе Я сошёл во ад, чтобы вывести тебя и привести в вечные небесные обители, в Царство Моего Отца, что бы ты видел и стал сопричастником Моей предвечной славы.» Вот тот переломный момент, где зарождается настоящая христианская вера. "Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой!"Таким образом, мы преодаливаем антиномию, противоречие «вера – добрые дела», но на уроне сопричастности с Божественной Благодати. Такова диалектика подлинно христианской жизни.

Ad majorem Dei gloriam Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
презренный полтинник :)




Пост N: 193
Зарегистрирован: 11.04.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.08 09:16. Заголовок: спасибо за пояснение..


спасибо за пояснение, читал с интересом

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 189
Зарегистрирован: 25.04.06
Откуда: Планета Земля, Посмотри по Глонасу
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.08 16:50. Заголовок: Очень интересно было..


Очень интересно было прочитать.

Я жду! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 30
Зарегистрирован: 10.06.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.08 10:06. Заголовок: kanno пишет: спаси..


kanno пишет:

 цитата:
спасибо за пояснение, читал с интересом


Присоединяюсь.
В дополнение к ответу о. Рустика приведу отрывок из книги "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" (прочитал это место уже после того, как вопрос был задан ), который также, как мне кажется, проясняет смысл 8-й молитвы:
"..я достал из сумки Добротолюбие, отыскал 109 главу преподобного Исихия, прочел и начал ему растолковывать, что воздержание от грехов, страха ради мук, не успешно и неплодно, и невозможно душе освободиться от мысленных грехов ничем иным, кроме хранения ума и чистоты сердца. Итак все это приобретается внутреннею молитвою, и не только, прибавил я еще, страха ради адских мук, но даже и желания ради царства небесного, если кто станет совершать спасительные подвиги, то и это святые отцы называют делом наемническим. Они говорят, что боязнь муки - есть путь раба, а желание награды в царствии есть путь наемника. А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце..."

Взято отсюда:ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 29
Зарегистрирован: 06.08.08
Откуда: Россия, Самара

Замечания: За излишнюю эмоциональность.
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.08 12:27. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 507
Зарегистрирован: 22.05.06
Откуда: Россия, Тольятти
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.12.08 21:59. Заголовок: VM пишет: Взято отс..


VM пишет:

 цитата:
Взято отсюда:ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ


Проф. Осипов считает эту книгу не полезной для православного христианина.

___________________
С нами Бог, разумейте языци, и покоряйтеся, яко с нам Бог!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет