On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1227
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.10 13:38. Заголовок: Протоиерей Георгий Митрофанов: фильм "Поп" вызвал ощущение полуправды


На мой взгляд, очень удачная и точная рецензия на фильм. Всем советую осмыслить. ;-)

Протоиерей Георгий Митрофанов: фильм "Поп" вызвал ощущение полуправды
контекст

 цитата:
Премьера фильма "Поп" пройдет в храме Христа Спасителя на Пасху
"Поп" Владимира Хотиненко победил на фестивале "Лучезарный ангел"

© Кинокомпания "Православная энциклопедия"
12:08 05/04/2010

В пасхальную ночь с третьего на четвертое апреля в широкий прокат выходит фильм Владимира Хотиненко «Поп», посвященный одной из малоизученных страниц Великой Отечественной войны — деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада СССР. Многие священнослужители в рамках специальных показов уже имели возможность познакомиться с этой картиной. Протоиерей Георгий Митрофанов, занимающийся историей Русской православной церкви XX века, в интервью корреспонденту РИА Новости Дине Даниловой высказал свое мнение о том, насколько этот фильм спорный с исторической и духовной точек зрения, а также о том, нужна ли полемика о событиях того времени.

- Отец Георгий, насколько достоверен фильм с исторической точки зрения?

- Фильм режиссера Владимира Хотиненко «Поп», к сожалению, отличается (что, может быть, для художественного фильма и допустимо) значительным произволом с точки зрения изображения исторических событий. Надо сказать, что главный герой этого фильма - отец Александр Ионин, назван так не случайно. Здесь, безусловно, присутствует намек на одного из ведущих священнослужителей Псковской миссии протоиерея Алексея Ионова. И уже с этой точки зрения возникают определенные противоречия.

Родившийся в 1907 году в Двинске отец Алексей Ионов, собственно, никогда не жил в Советском союзе, за исключением одного года - периода советской оккупации Прибалтики - с лета 1940 по лето 1941 года. Он учился на Богословском факультете Рижского университета, затем окончил Свято-Сергиевский богословский университет в Париже. Он менее всего напоминал сельского священника, и уж тем более ни как не мог «окать». Вот это, в достаточной степени, довольно искусственный момент сразу же вызывает ощущение недостоверности по отношению к главному герою и ко многим событиям.

Надо сказать, что, будучи активным членом русского студенческого христианского движения, отец Алексей Ионов действительно был активным просветителем, миссионером, но, кроме того, это был последовательный антикоммунист, для которого советский режим представлялся главным врагом Русской православной церкви. Собственно таковыми были настроения и многих других участников Псковской миссии…

Прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия Воскресенского, который фигурирует в фильме, представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, чтобы получить доверие этого духовенства, как и германских оккупационных властей.

С 1941 по 1944 годы Сергий Воскресенский последовательно выступал с призывами к православному духовенству и православным христианам поддерживать германскую армию, подчеркивал, что только разгром большевизма в Советском Союзе поможет сохранить русскую православную церковь. Молебны о даровании победы германской армии в храмах Прибалтики и Псковской миссии служились с 1941 года.

Так что атмосфера, которая сопровождала начало деятельности Псковской миссии и последующую ее деятельность, была как раз вполне определенно антикоммунистической. И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было. И не случайно и отец Георгий Бенигсен, который также фигурирует в фильме, и отец Алексей Ионов (прототип главного героя), ушли вместе с немцами. Отец Георгий служил в кафедральном соборе в Берлине в 1944 -1945 годах, отец Алексей Ионов совершал молебны в Комитете освобождения народов России, которым руководил генерал Власов, а потом вообще, оказавшись в Америке, закончил свою жизнь в Русской православной церкви за границей…

ОККУПАЦИЯ: ПОПЫТКА ВЫЖИТЬ

- Оцените, пожалуйста, и достоверность изображения в фильме жизни оккупированной фашистами деревни на Псковщине?

- Странная деревня, скорее какой-то хутор, который фигурирует в фильме, вызывает вопросы. Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина…

Что касается общей ситуации. Надо отдавать себе отчет в том, что на оккупированных территориях было оставлено около 70 миллионов гражданского населения. В основном, старики, женщины и дети, мужчин там было немного... И эти люди, в основном, мечтали только о том, чтобы выжить, выжить со своими детьми и стариками. Они жили в тяжелых условиях.

Надо сказать, что режим оккупации на Псковщине и вообще в областях РСФР был мягче, чем на Украине и в Прибалтике, потому что оккупация находилась в ведении военной администрации. И в общем и целом во многих районах, если там не было партизан, положение было довольно спокойное. Там, где появлялись партизаны, начинались грабежи мирного населения, и без того платившего не малую дань немецким оккупационным властям, уже со стороны партизан, начинали действовать зондеркоманды, и население вовлекалось в самую жестокую войну, которая только может быть — в войну партизанскую.

Поэтому большинством населения партизаны воспринимались как великое несчастье, поэтому полицаи из состава местного населения часто воспринимались просто как люди, которые защищали и от произвола партизан, и от произвола немецких солдат. Конечно, полицаев могли использовать и в карательных акциях по отношению к мирному населению, конечно, среди полицаев было не мало тех, кого можно считать военными преступниками, но основная масса полицаев - это местные жители, которые пытались сохранить хоть какой-то покой и достаток своей деревни, своих семей.

Вот почему очень странной кажется картина, когда священник отказывается отпевать полицаев, имея в виду, что это сыновья, братья и мужья его пасомых, крестьян данной деревни.

В то же время эта попытка священника не допустить повешения четырех партизан выглядит в достаточной степени надуманно. Для большинства в этой деревне партизаны были, в общем-то, несчастьем, жители могли плакать по поводу своих родственников — убитых полицаев, но сомнительно, чтобы они плакали по поводу партизан, которые составляли своей деятельностью им же самим проблемы. Вот это была страшная правда о войне на оккупированной территории — люди пытались просто жить, выживать.

И тут только одному можно поражаться - вот если бы такую карательную акцию проводило бы НКВД - вот это выступление священника по поводу защиты четырех казнимых привело бы к пятой виселице — для него. А здесь его великодушно отпускают… Вот это неадекватное восприятие каких-то сторон оккупационной действительности, подчиненное, видимо, привычным идеологическим стереотипом, конечно, дает условность.

Вообще же картина получается, в какой-то степени, зловеще выразительная. Крестьяне, восстанавливающие храм, с трудом вспоминают, когда он был закрыт, хотя речь ищет о 1930 годе. Потом достают радостно колокол, который сами же сбросили в воду.. А позже, по приходу советских войск, когда священника арестовывают, никто не пытается как-то на это отреагировать. Только его несчастные приемные дети предлагают сдать кровь для его спасения, картина довольно безысходная... Возникает вопрос, а что же собственно делал священник все это время в отношении своей паствы? То есть деревня очень легко возвращается к такому своему забитому советскому состоянию…

Поэтому изображение деревни, хотя там много нарочитых сцен, имитирующих документальные кадры, например, появление немцев и так далее, представляется тоже, в общем, довольно искусственным.

ПАСТЫРЬ ИЛИ АГИТАТОР?

- По вашему мнению, оправдывается ли эта условность тем, каким в итоге получился фильм в целом?

Скрытый текст

.


http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 99 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]







Пост N: 71
Зарегистрирован: 03.03.10
Откуда: Россия, деревня Большие Пупсы, Тверская обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.10 10:14. Заголовок: Rooster пишет: Что ..


Rooster пишет:

 цитата:
Что ж, пока умами владеют Дюков с Задорновым, а перед осмыслением ситуации церковными историками и иерархами "патриоты"-матерщинники задирают нос, что говорить о России? Думаю, исключительно то, что она православная. Такой ей и быть.




Вам бы плакаты и транспоранты рисовать !

И как пожелание: ну почитайте хоть пару серьезных книг!


«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г-но»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2288
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.10 23:55. Заголовок: Dr. iBolit навсегда ..


Dr. iBolit навсегда пишет:

 цитата:
Вам бы плакаты и транспоранты рисовать


Если пригодится для хорошего дела - буду.

 цитата:
И как пожелание: ну почитайте хоть пару серьезных книг!


Одну - Дюкова, другую - Задорнова?

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
недостойнейший из смертных :(




Пост N: 1420
Зарегистрирован: 02.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 13:29. Заголовок: Немного юмора в тему..


Немного юмора в тему
:


В Божий храм не пускайте меня на порог.
Я - безбожник. Таким сотворил меня Бог.
Я подобен блуднице, чья вера - порок.
Рады б грешники в рай - да не знают дорог.
/Омар Хайям/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2291
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 21:10. Заголовок: Ворон, очень кстати!..


Ворон, очень кстати!

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 72
Зарегистрирован: 03.03.10
Откуда: Россия, деревня Большие Пупсы, Тверская обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 22:21. Заголовок: Rooster пишет: Воро..


Rooster пишет:

 цитата:
Ворон, очень кстати!



Не переусердствуйте только, лоб не расшибите


«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г-но»
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2292
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.10 23:33. Заголовок: Постараемся. :sm12: ..


Постараемся.

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 91
Зарегистрирован: 28.09.09

Замечания: За хамство в адрес участника форума. 1-й админ.
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.10 20:44. Заголовок: Ворон пишет: Немног..


Ворон пишет:

 цитата:
Немного юмора в тему
:

Башку бы оторвать тому. кто такое "намалевал".

раб Божий Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 114
Зарегистрирован: 28.09.09

Замечания: За хамство в адрес участника форума. 1-й админ.
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.06.10 21:38. Заголовок: Rooster пишет: Церк..


Rooster пишет:

 цитата:
Церковь вообще крайне слаба - что тут скрывать...


Не согласен. Аргументов у тебя конечно же нет, для подтверждения сего крикливого и гниленького тезиса.

Анатолий, православным никто не запрещал быть вежливыми
1-й админ.


раб Божий Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1295
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.10 18:23. Заголовок: Вот еще интересный м..


Вот еще интересный материал про Псковскую миссию:

[quote]«Москва, 21 июня Благовест-инфо. Презентация книги кандидата исторических наук, магистра богословия Константина Обозного «История Псковской православной миссии 1941-1944 гг.» состоялась 17 июня в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева. Автор—заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) не просто изложил основные выводы своего труда. Участникам встречи были предложены для размышления вопросы, которые ставит перед христианами сложная и неоднозначная история Псковской миссии: можно ли говорить о правде Божией по отношению к войне? Оправдано ли христианское свидетельство во время войны в формах, допускающих сотрудничество с врагом? Какой должна быть миссия в экстремальных условиях?

О Псковской православной миссии многие узнали недавно из фильма В. Хотиненко «Поп». Однако и этот фильм не избежал некоторых «мифов», которые возникли вокруг данного явления из истории Русской Церкви. Так, «серьезной ошибкой», по мнению автора монографии, является утверждение, что большинство участников Псковской миссии являлись «чужаками, эмигрантами, желающими свести счеты с советской властью». К.Обозный убедительно доказывает, что большинство сотрудников миссии – представители новгородского, псковского, ленинградского духовенства, люди русской культуры, получившие прекрасное богословское образование, не имевшие никаких политических целей, люди безупречной евангельской нравственности.
В чем же состояла главная задача Псковской миссии? На что благословил ее участников экзарх Прибалтики, митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский)? Как не раз подчеркивалось на презентации, цель Псковской миссии – всестороннее возрождение церковной жизни, практически уничтоженной советской властью на оккупированных территориях. Такую возможность давала митрополиту Сергию политика оккупационных властей, которые до поры до времени считали, что «не нужно поддерживать церковную жизнь, но не нужно и ей мешать», ради спокойствия на территориях северо-запада России, оказавшихся в глубоком немецком тылу в первые же месяцы войны.

С этой целью 18 августа 1944 г. из Риги в Псков прибыли первые 14 миссионеров-священников; всего же за почти 2, 5 года существования миссии в ее рядах трудились около 150 человек. Сотрудники миссии восстанавливали, освящали храмы (всего на территории миссии было открыто более 400 храмов), совершали богослужения, таинства и требы, вели систематическую катехизацию и евангельские кружки, опекали в церковных приютах сирот, учили Закону Божьему детей, помогали военнопленным, открыли Богословские курсы для подготовки священников, издавали журнал «Православный христианин» и даже вели миссионерские радиопередачи. К.Обозный привел и проанализировал в своей книге документы, которые свидетельствуют: столь энергичная миссионерская деятельность не входила в планы немецкого командования. «В случае победы рейха православие на завоеванных территориях перестало бы существовать: священство было бы искоренено, а специально обученные новые проповедники несли бы «новую религию», проповедующую «тотальный расизм», -- утверждает историк.

В своей книге он не уходит от таких сложных тем, как, например, обвинение сотрудников миссии в коллаборационизме. «Элементы коллаборационизма в Псковской миссии имелись налицо, поскольку без внешнего сотрудничества и некоторых уступок немцам невозможна была организация и дальнейшая работа миссии. Однако даже представители органов советской юстиции, хотя и с десятилетним опозданием (в 1956 г. речь идет о реабилитации некоторых осужденных сотрудников миссии – прим.ред.), были вынуждены признать, что члены миссии уголовного преступления не совершали, партизан немцам не выдавали и Родине не изменяли», -- пишет К.Обозный в книге. Об этом красноречиво свидетельствуют судьбы священнослужителей-участников миссии, многие из которых описаны автором на основе архивных документов, воспоминаний очевидцев и даже личных свидетельств.

К.Обозный не обошел вниманием и весьма болезненный вопрос о взаимоотношениях псковских миссионеров и партизан. Автор упомянул о том, что в первые годы войны партизаны далеко не всегда пользовались поддержкой местного населения, священников же Псковской миссии народные мстители однозначно считали предателями, сообщниками нацистов. Известно, например, что партизаны строго следили за тем, чтобы в церковных проповедях не было критики советской власти. Историк не исключает, что митрополит Сергий был убит не без участия «своих»: 29 апреля 1944 г. его машину расстреляли мотоциклисты в немецкой форме, которые могли быть как партизанами, так и сотрудниками НКВД. До сих пор обстоятельства гибели экзарха не выяснены.

После прекращения деятельности Псковской миссии, когда в феврале 1944 г. немецкими властями была объявлена тотальная эвакуация населения, миссионеры до конца оставались со своей паствой: небольшая часть священников ушла на запад, проследовав вместе с отступающими в лагеря беженцев, большинство же осталось на псковщине и после ее освобождения оказалось в застенках НКВД. Как говорил участник миссии, о.Георгий Бенигсен, «мы отовсюду уходили последними, делая до конца свое дело с неослабевающей упорностью, зная, что наше дело – дело Христовой победы».

Скрытый текст
Юлия Зайцева»`

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=34936<\/u><\/a>

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 99 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет