On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1227
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.04.10 13:38. Заголовок: Протоиерей Георгий Митрофанов: фильм "Поп" вызвал ощущение полуправды


На мой взгляд, очень удачная и точная рецензия на фильм. Всем советую осмыслить. ;-)

Протоиерей Георгий Митрофанов: фильм "Поп" вызвал ощущение полуправды
контекст

 цитата:
Премьера фильма "Поп" пройдет в храме Христа Спасителя на Пасху
"Поп" Владимира Хотиненко победил на фестивале "Лучезарный ангел"

© Кинокомпания "Православная энциклопедия"
12:08 05/04/2010

В пасхальную ночь с третьего на четвертое апреля в широкий прокат выходит фильм Владимира Хотиненко «Поп», посвященный одной из малоизученных страниц Великой Отечественной войны — деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада СССР. Многие священнослужители в рамках специальных показов уже имели возможность познакомиться с этой картиной. Протоиерей Георгий Митрофанов, занимающийся историей Русской православной церкви XX века, в интервью корреспонденту РИА Новости Дине Даниловой высказал свое мнение о том, насколько этот фильм спорный с исторической и духовной точек зрения, а также о том, нужна ли полемика о событиях того времени.

- Отец Георгий, насколько достоверен фильм с исторической точки зрения?

- Фильм режиссера Владимира Хотиненко «Поп», к сожалению, отличается (что, может быть, для художественного фильма и допустимо) значительным произволом с точки зрения изображения исторических событий. Надо сказать, что главный герой этого фильма - отец Александр Ионин, назван так не случайно. Здесь, безусловно, присутствует намек на одного из ведущих священнослужителей Псковской миссии протоиерея Алексея Ионова. И уже с этой точки зрения возникают определенные противоречия.

Родившийся в 1907 году в Двинске отец Алексей Ионов, собственно, никогда не жил в Советском союзе, за исключением одного года - периода советской оккупации Прибалтики - с лета 1940 по лето 1941 года. Он учился на Богословском факультете Рижского университета, затем окончил Свято-Сергиевский богословский университет в Париже. Он менее всего напоминал сельского священника, и уж тем более ни как не мог «окать». Вот это, в достаточной степени, довольно искусственный момент сразу же вызывает ощущение недостоверности по отношению к главному герою и ко многим событиям.

Надо сказать, что, будучи активным членом русского студенческого христианского движения, отец Алексей Ионов действительно был активным просветителем, миссионером, но, кроме того, это был последовательный антикоммунист, для которого советский режим представлялся главным врагом Русской православной церкви. Собственно таковыми были настроения и многих других участников Псковской миссии…

Прибывшего в марте 1941 года в Прибалтику митрополита Сергия Воскресенского, который фигурирует в фильме, представители местного духовенства поначалу воспринимали просто как большевистского агента. И ему потребовались очень большие усилия уже в период оккупации, занимая последовательную антикоммунистическую позицию, чтобы получить доверие этого духовенства, как и германских оккупационных властей.

С 1941 по 1944 годы Сергий Воскресенский последовательно выступал с призывами к православному духовенству и православным христианам поддерживать германскую армию, подчеркивал, что только разгром большевизма в Советском Союзе поможет сохранить русскую православную церковь. Молебны о даровании победы германской армии в храмах Прибалтики и Псковской миссии служились с 1941 года.

Так что атмосфера, которая сопровождала начало деятельности Псковской миссии и последующую ее деятельность, была как раз вполне определенно антикоммунистической. И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было. И не случайно и отец Георгий Бенигсен, который также фигурирует в фильме, и отец Алексей Ионов (прототип главного героя), ушли вместе с немцами. Отец Георгий служил в кафедральном соборе в Берлине в 1944 -1945 годах, отец Алексей Ионов совершал молебны в Комитете освобождения народов России, которым руководил генерал Власов, а потом вообще, оказавшись в Америке, закончил свою жизнь в Русской православной церкви за границей…

ОККУПАЦИЯ: ПОПЫТКА ВЫЖИТЬ

- Оцените, пожалуйста, и достоверность изображения в фильме жизни оккупированной фашистами деревни на Псковщине?

- Странная деревня, скорее какой-то хутор, который фигурирует в фильме, вызывает вопросы. Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина…

Что касается общей ситуации. Надо отдавать себе отчет в том, что на оккупированных территориях было оставлено около 70 миллионов гражданского населения. В основном, старики, женщины и дети, мужчин там было немного... И эти люди, в основном, мечтали только о том, чтобы выжить, выжить со своими детьми и стариками. Они жили в тяжелых условиях.

Надо сказать, что режим оккупации на Псковщине и вообще в областях РСФР был мягче, чем на Украине и в Прибалтике, потому что оккупация находилась в ведении военной администрации. И в общем и целом во многих районах, если там не было партизан, положение было довольно спокойное. Там, где появлялись партизаны, начинались грабежи мирного населения, и без того платившего не малую дань немецким оккупационным властям, уже со стороны партизан, начинали действовать зондеркоманды, и население вовлекалось в самую жестокую войну, которая только может быть — в войну партизанскую.

Поэтому большинством населения партизаны воспринимались как великое несчастье, поэтому полицаи из состава местного населения часто воспринимались просто как люди, которые защищали и от произвола партизан, и от произвола немецких солдат. Конечно, полицаев могли использовать и в карательных акциях по отношению к мирному населению, конечно, среди полицаев было не мало тех, кого можно считать военными преступниками, но основная масса полицаев - это местные жители, которые пытались сохранить хоть какой-то покой и достаток своей деревни, своих семей.

Вот почему очень странной кажется картина, когда священник отказывается отпевать полицаев, имея в виду, что это сыновья, братья и мужья его пасомых, крестьян данной деревни.

В то же время эта попытка священника не допустить повешения четырех партизан выглядит в достаточной степени надуманно. Для большинства в этой деревне партизаны были, в общем-то, несчастьем, жители могли плакать по поводу своих родственников — убитых полицаев, но сомнительно, чтобы они плакали по поводу партизан, которые составляли своей деятельностью им же самим проблемы. Вот это была страшная правда о войне на оккупированной территории — люди пытались просто жить, выживать.

И тут только одному можно поражаться - вот если бы такую карательную акцию проводило бы НКВД - вот это выступление священника по поводу защиты четырех казнимых привело бы к пятой виселице — для него. А здесь его великодушно отпускают… Вот это неадекватное восприятие каких-то сторон оккупационной действительности, подчиненное, видимо, привычным идеологическим стереотипом, конечно, дает условность.

Вообще же картина получается, в какой-то степени, зловеще выразительная. Крестьяне, восстанавливающие храм, с трудом вспоминают, когда он был закрыт, хотя речь ищет о 1930 годе. Потом достают радостно колокол, который сами же сбросили в воду.. А позже, по приходу советских войск, когда священника арестовывают, никто не пытается как-то на это отреагировать. Только его несчастные приемные дети предлагают сдать кровь для его спасения, картина довольно безысходная... Возникает вопрос, а что же собственно делал священник все это время в отношении своей паствы? То есть деревня очень легко возвращается к такому своему забитому советскому состоянию…

Поэтому изображение деревни, хотя там много нарочитых сцен, имитирующих документальные кадры, например, появление немцев и так далее, представляется тоже, в общем, довольно искусственным.

ПАСТЫРЬ ИЛИ АГИТАТОР?

- По вашему мнению, оправдывается ли эта условность тем, каким в итоге получился фильм в целом?

Скрытый текст

.


http://rian.ru/interview/20100405/218319960.html


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 99 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


постоянный участник




Пост N: 357
Зарегистрирован: 12.04.07
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 12:15. Заголовок: Rooster , представля..


Rooster , представляешь были и такие

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2272
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 12:18. Заголовок: Ну о чем и речь - бы..


Ну о чем и речь - были верящие в спасительную миссию немцев, и были верящие в спасительную миссию коммунистов. У каждого было свое, так сказать, упование.

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 61
Зарегистрирован: 03.03.10
Откуда: Россия, деревня Большие Пупсы, Тверская обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 13:13. Заголовок: Ольга пишет: Мне ка..


Ольга пишет:

 цитата:
Мне кажеться в условиях войны, тем более такой, сравнение более чем неуместно. И говорить о том какой строй "правильный", когда бОльшая часть населения гибнет, для меня кощунство... Или что - кто-то верил, что фашизм принесет нашей стране процветание?
Это по поводу явления "коллаборационизм"




Господи. Я уж боялся, что не услышу ничего подобного в данной теме



А вот сегодня попалась рецензия, но уже от другого лица:


Пышной премьерой в храме Христа Спасителя 4 марта стартовал по всей стране прокат фильма Владимира Хотиненко «Поп». Фильм еще до премьеры привлек внимание СМИ, обративших внимание на его заказной характер. Да и книгу, по которой была снята лента, как прямо поясняется, писатель «Александр Сегень написал по особому и весьма почетному заказу, поступившему не от кого-нибудь, а от самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Можно констатировать: создан новый жанр, который по аналогии с царившим в советское время соц-реализмом уместно назвать поп-реализмом.

Книга написана в жанре киноромана и разбита на небольшие, по нескольку страниц, сцены. Действие, как и во многих советских романах, одновременно разворачивается не только на уровне героя «на месте», но и на «высшем уровне» – в ставке Гитлера и в верхах советского руководства и разведки, что должно было подчеркнуть грандиозность событий. Правда, героем советских романов «на месте» обычно был командир партизан или руководитель «подпольного райкома», теперь же – действующие в рамках Псковской миссии священник Александр Ионин и его коллеги, включая несколько раз возникающего в романе митрополита Сергия (Воскресенского).
Надо отметить, что Сегень внимательно изучил новейшие материалы по истории оккупации. Например, упоминание о том, что в конце 1941-го «немцы праздновали взятие русской столицы», а затем «с немецкой стороны подоспело сообщение, что и Ленинград тоже пал», появилось лишь в недавних исторических исследованиях. При этом удивительно, что хорошо известный и не раз опубликованный массив источников о коллаборационизме «миссионеров» в книге Сегеня никак не отображен. Ни даваемая еще в самом начале «миссии» в 1941 году ее священниками подписка о сотрудничестве с СД. Ни циркуляр № 714 от 9 июня 1943 года главы «миссии» протопресвитера Кирилла Зайца, где всем священникам предписано было доносить в СД о партизанах и сочувствующих им. Ни циркуляр № 81 от 11 июня 1942 года все того же Зайца о совершении 22 июня 1942 года молебнов со словами: «Победу подай, Господи, вождю народа германского Адольфу Гитлеру». Ни об агитации «миссионеров» вступать в РОА. Об этом в романе ни слова. Если какие-то отдельные священники и доносят на партизан, то только по собственной инициативе. Зато чуть ли не на каждой странице священник Ионин ведет проповеди о победе над немцами, будучи под покровительством этих же немцев. Попутно удочеряет, спасая от немцев, девушку-еврейку, затем мальчика-латыша.

Среди партизан выведен присланный из Москвы «с важным видом руководящий» политрук Наум Невский, требующий признать предателями сдавшихся в плен красноармейцев. Далее Невский саморазоблачается перед читателями – его настоящая фамилия Лямкин, он любит жечь церкви, ненавидит священников. Банальный набор характеристик «кровавого коммунистического политрука», взятый прямо из немецких агиток времен войны. В реальности политруки руководить партизанами не могли, такие посты занимали офицеры армии и НКВД. Но уж больно сочный образ, чтобы от него отказаться...

В конце книги политрук допрашивает священника, избивает его и отправляет в тюрьму. Перед этим автор книги делает интересный ход – вводит сцену, где разного рода лжесвидетели озвучивают обвинения в адрес Ионина: он-де призывал подчиняться рейху и Гитлеру, агитировал против партизан и за вступление в РОА. Читатель, от которого Сегень скрыл по ходу книги все документальные свидетельства о том, что «миссионеры» этим и занимались, взамен введя множество вымышленных антинемецких заявлений героя, неминуемо должен с негодованием отвергнуть все обвинения.

Еще немного о языке, которым написана книга. Стиль весьма впечатляет! Вот с первых же страниц книги: «По своему обыкновению, священник благочестиво...», «отец Александр, теребя свою красивую бороду...» Ионин «всегда отлично проповедовал и читал проповеди... Сам себе удивлялся, до чего хорошо». Даже советские писатели так уж откровенно и самодовольно не «лакировали» своих героев.
А вот священник обращается к желающей креститься еврейке: «Подумай, какое горе ты принесешь родителям и сестрам своим, отрекаясь от их веры и принимая лучезарный свет Православия!» Ползающая назойливая муха «моет лупастые глаза, словно совершая мусульманский намаз». Не очень-то лестные оценки и сравнения подбирает автор для иноверцев...

http://religion.ng.ru/printing/2010-04-07/7_pop-realizm.html

ЧЕЛОВЕК, У КОТОРОГО НЕТ ОПРЕДЕЛЕННОГО МНЕНИЯ, НЕ МОЖЕТ СТАТЬ НИ ГАДАТЕЛЕМ, НИ ВРАЧОМ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2273
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 13:35. Заголовок: Еще немного о языке,..



 цитата:
Еще немного о языке, которым написана книга. Стиль весьма впечатляет! Вот с первых же страниц книги: «По своему обыкновению, священник благочестиво...», «отец Александр, теребя свою красивую бороду...» Ионин «всегда отлично проповедовал и читал проповеди... Сам себе удивлялся, до чего хорошо».


Ой, что-то не очень язык-то, мягко говоря... А книгу хвалят больше фильма...

 цитата:
Ползающая назойливая муха «моет лупастые глаза, словно совершая мусульманский намаз». Не очень-то лестные оценки и сравнения подбирает автор для иноверцев...


Да и вообще просто с точки зрения стилистики совершенно неудачно...

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2274
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 13:36. Заголовок: Dr. iBolit навсегда ..


Dr. iBolit навсегда пишет:

 цитата:
Я уж боялся, что не услышу ничего подобного в данной теме


Монополии не мнения, к счастью, нет. Говорят все, что думают.

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 604
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 15:10. Заголовок: Ребята, я тоже что-т..


Ребята, я тоже что-то не пойму - некоторые из вас и правда думают, что победи немцы нас - и мы бы жили в духовной стране с храмами, и пили пиво с нмемцкой колбасой? Да как бы ни относились коммунисты к церквам и духовной жизни населения (а относились известно как - плохо), но немцам-то кто право давал приходить на нашу землю и убивать наших женщин, детей и стариков? Для меня все священники, поддержавшие тогда немцев - предатели своего народа, какими бы благими намерениями они ни прикрывались. А настоящие герои - те, кто и веру сумел сохранить, и свой народ не предал, а остался с ним. Многие стали мучениками при коммунистическом режиме, и эти люди - герои, а не те, кто молился за немецких захватчиков и потом свалил с ними за рубеж.

Фильм еще не видела, но обязательно посмотрю.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1233
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 15:43. Заголовок: Ulia Юль, мне каже..


Ulia

Юль, мне кажется, для начала хорошо бы посмотреть фильм (ну или почитать статью или краткие воспоминания, которые я приводила)- при наличии возможности, конечно, а потом- более конкретно прикинуть, например, как бы мы себя вели:

1. на месте священников, которых послали в Псковскую миссию (например, правильно ли вел себя о. Александр Ионин и его жена);
2. на месте местных жителей (надо ли было ходить в храм, или нет, как относиться к попу, партизанам);
3. на месте партизан (как надо было относиться к местным жителям, к попу).

Я думаю, (мне кажется, что я уже который раз повторяюсь), что власть немцев - зло, и власть советов - для жизни Церкви- зло, то, что делали священники, они пытались в условиях между 2 огней- нести свет Христов. С немцами они не сотрудничали, разве что при их разрешении открыли храмы и наладили церковную жизнь. Назвать их миссию злом- я не могу.

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2276
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 15:45. Заголовок: Митрополит Анастасий..


Митрополит Анастасий Грибановский в 1941 г. благословил поход Гитлера на СССР как освободительный от коммунистического ига. Митрополит этот был праведным. Его Серафим Роуз наставником своим считал. Это просто к сведению.

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 605
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 17:07. Заголовок: Rooster пишет: Митр..


Rooster пишет:

 цитата:
Митрополит Анастасий Грибановский в 1941 г. благословил поход Гитлера на СССР как освободительный от коммунистического



Вадим, ты прекрасно знаешь, что и святые ошибались.

Наташ, я обязательно и посмотрю, и почитаю. Дело в другом. Пытаться нести свет Христов - это одно, а вот молиться за гитлеровцев - совсем другое. Этим самым священники поддерживали его режим. Получается, лишь бы меня не трогали, разрешали мне в храм ходить и оставляли мне половину урожая - а то, что на других русских ставят опыты в концлагерях и из младенцев сумочки шьют - так это же не мои младенцы.

Я боюсь даже представить себя на месте тех людей в то время. И думаю, что если бы на кону стояла жизнь моих детей, я, наверное, выбрала бы тех, кто не даст моим детям умереть с голоду. Но я признаю, что такой выбор был бы в какой-то мере моей трусостью.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1234
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 17:08. Заголовок: Устоявший в эпоху гонений. Судьба участника Псковской миссии


И вот еще, здесь материалы участника Псковской миссии протоиерея Константина Шаховского. Фото и материал здесь:
http://community.livejournal.com/pravoslav_ru/3500600.html

Привожу выдержки:

"
 цитата:
Устоявший в эпоху гонений. Судьба участника Псковской миссии

В городе Пскове состоялась выставка, посвященная памяти протоиерея Константина Шаховского, исповедника веры XX века. В экспозицию вошли письма и рисунки, которые отец Константин присылал в 1945–1956 годах из лагеря и ссылки своей семье. В день открытия выставки, 25 октября, состоялся вечер памяти отца Константина, в котором приняли участие его духовные чада, родственники, а также исследователи его наследия."

Семья отца Константина, принадлежащая к старинному княжескому роду Шаховских, происходила из Холмского уезда Псковской губернии (имение Боброво). Отец семейства, князь Яков Михайлович Шаховской, агроном по профессии, был предводителем Холмского уездного дворянства, служил директором сельскохозяйственного училища в Пскове. В 1919 году он был арестован псковским ЧК и чудом избежал расстрела. В период пребывания Белой армии в Пскове Яков Михайлович заведовал Красным Крестом. С отступающими частями Белой армии он вместе с семьей выехал в Эстонию, в городок Печоры. Там Шаховской служил санитаром в тифозном бараке.

В Псковской миссии

Осенью 1941 года отец Константин вошел в число сотрудников Псковской православной миссии.

Главным делом Псковской миссии было возрождение церковной жизни на оккупированных территориях. При этом деятельность миссионеров не ограничивалась только стенами храмов, не менее важным было их миссионерское служение. Священники и миряне несли проповедь Евангелия, проводили внебогослужебные беседы, создавали кружки для детей и молодежи. Миссия издавала журнал «Православный христианин», ее сотрудники выступали по радио со специальными миссионерскими программами. Именно в этой работе кроется секрет успеха Псковской миссии.

С другой стороны, заслуга миссионеров состоит в том, что они помогали физически и духовно выжить местному населению. Советские люди за годы деятельности Псковской миссии стали возвращаться к осознанию себя народом Божиим. Именно этого не могла простить псковским миссионерам советская власть. Лучшие из них были осуждены на долгие сроки лагерей, обречены на медленную смерть. «Кровь мучеников — семя Церкви», эти слова Тертуллиана в полной мере применимы к исповедникам и мученикам из рядов Псковской православной миссии.


Приходская школа для советских девочек

Заслуженный журналист, писатель Мира Федоровна Яковлева в годы немецкой оккупации жила в Пскове и училась в школе при храме прп. Варлаама Хутынского, настоятелем которого был тогда отец Константин Шаховской. «Для нас, подростков, он был первым духовным отцом», — вспоминает Мира Федоровна. Тогда с 14 лет подростки были трудообязанными, школьное обучение для этого возраста не предполагалось...
«Однажды бабушка вернулась из церкви и рассказала, что настоятель храма пригласил прихожан приводить детей в школу, которая открывается при храме, — рассказывает Мира Яковлева. — Школа — это хорошо, но почему в церкви, и чему там будут учить? Знакомые мальчишки отказались идти, сказав, что у них есть дела поважнее».

В назначенный день 16 девочек-подружек собрались у входа в храм, боясь зайти в него. На пороге появился учитель Василий Васильевич Миротворский и пригласил их войти в класс, который находился в приделе церкви. Учитель приехал для работы в рядах Псковской православной миссии из города Печоры, с отцом Константином он был давно знаком по деятельности в РСХД.

«Было сразу понятно, что к нашему приходу тщательно готовились, нас здесь ждали», — вспоминает Мира Федоровна. Во время урока в класс вошел отец Константин. По одежде и внешнему виду он отличался от всех, кого до этого видели школьницы. Мире Федоровне запомнился голос отца Константина — негромкий, но проникающий в душу.

В школе преподавали разные предметы, в том числе историю, русский язык, литературу, Закон Божий. «Мы узнали много нового, — продолжает рассказ Мира Федоровна. — Например, что наша история состоит не только из крестьянских восстаний, рабочих стачек и революций. Что были и другие цари кроме Ивана Грозного. Петра I и Николая II. Узнали о том, что Карамзин написал не только “Бедную Лизу”, но и “Историю государства Российского”. Начали читать классиков русской литературы, недоступных в советской школе».

Но все же самым ценным было общение со священником. Мира Федоровна отмечает: «Наше настоящее духовное крещение произошло в школе. В этом огромная заслуга отца Константина».

Арест и лагеря

Протоиерей Владимир Попов, настоятель храма Святителя Николая в Любятово (г. Псков), зять протоиерея Константина Шаховского, сохранил в памяти некоторые яркие свидетельства следующего периода его жизни. «В 1945 году отец Константин был арестован сотрудниками СМЕРШа и отправлен в Ленинград, в печально знаменитые “Кресты”. Полгода он подвергался жестоким пыткам и моральному давлению. Следователь пытался добиться от обвиняемого признания в шпионской деятельности в пользу германской разведки и раскрытия его агентурной сети. В какой-то момент наступил предел человеческим силам и… отец Константин написал список завербованных им агентов. В тот момент, как рассказывал сам священник, он молился Господу, чтобы не ошибиться. Батюшка составил список тех из своих прихожан, кого он отпевал в период немецкой оккупации. Следователь после проверки списка вернулся разъяренный, но оставил попытки вскрыть агентурную сеть».

Протоиерей Константин Шаховской был осужден Ленинградским военным трибуналом по 58-й статье на 10 лет лагерей плюс 5 лет ссылки в Сибири. Так случилось, что там же в Мордовии, куда его отправили, в поселке Тогур находилась в ссылке родная сестра отца Константина — Ксения Яковлевна. В 1955 году, после того, как у священника закончился срок заключения, он приехал к сестре. В трудных условиях пригодились прежние навыки отца Константина. В молодые годы он был хорошим охотником. Именно это умение поддержало их с сестрой в голодных условиях ссылки.



С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1235
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 17:09. Заголовок: Ulia пишет: молитьс..


Ulia пишет:

 цитата:
молиться за гитлеровцев - совсем другое.



А кто сказал, что они молились за гитлеровцев???
Да, и разве христианам не заповедано молиться за врагов и гонителей?
В РПЦ молились за советскую власть, которая пытала, растреливала, гнала, заключала в тюрьмы, лагеря, ссылки, обрекала голодную и холодную смерть....

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2278
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.10 21:02. Заголовок: Ulia пишет: ты прек..


Ulia пишет:

 цитата:
ты прекрасно знаешь, что и святые ошибались.


На кого же ориентироваться в итоге? На "патриотическое чувство"? Или на что?

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 606
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 07:31. Заголовок: Rooster пишет: На к..


Rooster пишет:

 цитата:
На кого же ориентироваться в итоге?



А это каждый сам решает для себя Что же касается святых - если речь не идет о вероучительных моментах, то их мнение - это просто частное мнение. А если дело касается вероучения - то "согласие отцов". Вадим, ну не мне тебе объяснять

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 358
Зарегистрирован: 12.04.07
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 10:55. Заголовок: Ulia пишет: Пытатьс..


Ulia пишет:

 цитата:
Пытаться нести свет Христов - это одно, а вот молиться за гитлеровцев - совсем другое. Этим самым священники поддерживали его режим. Получается, лишь бы меня не трогали, разрешали мне в храм ходить и оставляли мне половину урожая - а то, что на других русских ставят опыты в концлагерях и из младенцев сумочки шьют - так это же не мои младенцы.



уф, спасибо!!!!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Простой смертный :(




Пост N: 2719
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 11:27. Заголовок: Ulia пишет: Пытатьс..


Ulia пишет:

 цитата:
Пытаться нести свет Христов - это одно, а вот молиться за гитлеровцев - совсем другое. Этим самым священники поддерживали его режим. Получается, лишь бы меня не трогали, разрешали мне в храм ходить и оставляли мне половину урожая - а то, что на других русских ставят опыты в концлагерях и из младенцев сумочки шьют - так это же не мои младенцы.

Я не знаю, как там было, но мне кажется все могло выглядеть как раз обратным образом: большевики забирали все, расстреливали за веру (про беспредел не знаю, не буду говорить), а вот немцы наоборот выглядели освободителями от этой "заразы". Не хочу оправдывать никого, просто мне кажется стоит попробовать встать на место тех людей, и все будет выглядеть не так однозначно. А про лагеря все узнают позже...
Кстати, вот вспомнилось из ветхого завета: Исайя связывает надежду освобождения от Вавилонского плена с персидским царем:
 цитата:
"Так говорит Господь помазаннику Своему Киру:
Я держу тебя за правую руку,
чтобы покорить тебе народы..
чтобы отворялись для тебя двери..
Я пойду пред тобою..
ради Израиля, избранного Моего,
Я назвал тебя по имени,
почтил тебя, хотя ты не знал Меня..
нет Бога кроме Меня". /45, 1-5/.

Т.е. языческий царь Кир называется "помазанником Божиим". Тут при желании можно провести параллель: большевики - вавилонский плен (многие кстати ассоциируют эти понятия), а Гитлер - освободитель.
Это просто как попытка объяснить действия людей, которые искренне верили в то, что немцы спасут Россию от большевиков: они реально могли видеть больше зла от большевиков, чем от немцев (не исключаю, что немцы пытались играть на этих чувствах).

Честно, я бы не хотел оказаться в тех условиях, когда порой приходилось выбирать не то, что из двух зол, из двух пропастей.

____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2279
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 11:54. Заголовок: Ulia пишет: А это к..


Ulia пишет:

 цитата:
А это каждый сам решает для себя Что же касается святых - если речь не идет о вероучительных моментах, то их мнение - это просто частное мнение.


Стало быть, решение членов Псковской миссии не противоречит вероучительным установкам православия. В неправославности упрекнуть их мы не можем.
А упрекать в политических ориентирах, неблизких некоторым из нас, - достойное ли дело? Мы хоть в чем-то можем сравниться с ними? А если нет, то на каком основании их упрекать?

 цитата:
А если дело касается вероучения - то "согласие отцов".


Конечно. А здесь вероучение вообще никак не замешано. Вернее, нет несогласия в вероучительном плане.


Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 607
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 12:00. Заголовок: Вадим, так я об этом..


Вадим, так я об этом же и говорю. В вероучительном плане никаких нареканий нет. Есть несогласие с политической позицией коллаборационизма.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 372
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 12:17. Заголовок: Похоже, все обсужден..


Похоже, все обсуждения в сети фильма "Поп" православной общественностью, включая наш разговор на форуме, идут по одному и тому же сценарию.

"Русский обозреватель", статья Романа Носикова:

 цитата:
На Попа, или как не огрести от полиции

Намедни яростно обсуждали фильм «Поп» режиссера Хотиненко. Поп, что характерно, в фильме замечательный. Просто душка. Что еще более характерно – фашист, который как рояль в кустах – тоже православный, тоже душка. Пусечка. А вот с народом беда. Народ что опять таки очень характерно совершенно не тот. Поп так уж старался: и Гитлеру не славу не пел, и полицаев не отпевал и воинов РККА благословлял… ну, всех грехов – пару раз православного фашиста исповедовал. Назначил наверное епитимью – расстрелял десяток – десять раз Богородицу прочти, повесил пятерых – два раза «Отче наш».

Фашист, который как рояль в кустах – тоже православный, тоже душка. Пусечка. А вот с народом беда.

Потом пришел животноподобный НКВДист и не оценил всех благодеяний ударом по затылку. Свинья.

При этом все время возникало ощущение, что вот режиссер он видит в немцах людей. Жестоких, но людей. А вот русские все какие-то недочеловеки: то замордованные до нечеловеческого облика, то мордующие не по человечески, а по-звериному. Ну, я так полагаю, что все вопросы опять получат ответ в творческом стиле про то, что «творец так видит». Откуда у творца такое зрение спрашивать, естественно, бесполезно.

В итоге у меня в ЖЖ разгорелся «попосрач» на тему того, а можно ли священнику сотрудничать с оккупационным режимом? И многих так получалосьт, что вроде бы не только можно, но даже и нужно. Потому что не с большевиками же безбожными сотрудничать.

Я все это почитал и написал своему оппоненту вот такой промежуточноитоговы пост:

«Тут вот выразили сомнение в том, что я могу быть православным потому, что одобряю посадку священников окормлявших власовцев в лагеря.

Не надо ЗА большевизм. Все проще: не надо благословлять убийство русских.

Ответил так:

"Вы прекрасно понимаете, что часть священников РУССКОЙ Православной Церкви идеологически обслуживало людей, целью которых было уничтожение РУССКОГО народа.

Эта деятельность никак не может вязаться со смыслом РУССКОЙ Православной Церкви.

Но вместо того, чтобы просто признать эту простую истину, Вы изворачиваетесь и мямлите что-то про то, что "за большевизм это тоже как-то не ком иль фо".

Не надо ЗА большевизм.

Все проще: Не надо благословлять убийство русских. Не надо сотрудничать с убийцами русских. Не надо помогать убийцам русских контролировать русских. Не надо благословлять русских предателей, которых используют против русских.

Вы это понимаете, но не можете произнести. Вам страшно. И поэтому вы врете и изворачиваетесь.

Я крещен, ношу крест, исповедываюсь,причащаюсь и целую батюшке руку. Но если батюшка будет благословлять на убийство русских, а сверну ему шею теми же руками, которыми прошу ручку для поцелуя.
Это понятно?"


Потому, что пастырь не сотрудничает с волком против своего стада. Или же это не пастырь.»

Странно, но смысл почему-то от адресата ускользал. И вообще от многих смысл просто бегал так, как если бы его просто не хотели видеть. Приводилось множество аргументов. Например такой аргумент, что русские это вовсе не паства, а паства только верующие прихожане. А от большевиков вообще надо было уйти «отрясся прах со ступней». Если первый аргумент совершенно дурацкий, но хотябы по теме, то второй мне вообще непонятно какое отношение к дискуссии имел.

Если батюшка будет благословлять на убийство русских, я сверну ему шею теми же руками, которыми прошу ручку для поцелуяПришлось написать еще один пост:

«Продолжаеться обсуждение на тему "чего не должен делать русский поп, чтобы не огрести от НКВД".

В стартовом посте все изложено довольно просто и ясно: "Не надо благословлять убийство русских. Не надо сотрудничать с убийцами русских. Не надо помогать убийцам русских контролировать русских. Не надо благословлять русских предателей, которых используют против русских".

Но эти простые рекомендации относительно того "как не огрести от НКВД" на опытных богословов не действуют
: они уверены - если среди русских есть плохие русские, то надо всячески помогать оккупантам русских уничтожать. Ибо дело это богоугодное и очень полезное. Вот русских перебьют, и тогда сразу настанет правильная правослвная жизнь с новым приходом - в фельдграу, со штурмгеверами и так далее.

Пытаешься еще раз повторить: "Не надо благословлять убийство русских. Не надо сотрудничать с убийцами русских. Не надо помогать убийцам русских контролировать русских. Не надо благословлять русских предателей, которых используют против русских", приходят все те же ответы со сылками на святое писание и жития. Дескать - не прав ты, Роман Олегович! С безбожниками, богоборцами и так далее - иначе никак. Приводят даже Евангелие про "отрясите прах со стоп своих".

Удивительное дело, но означенные попы, которые нарушали все только что данные мною заповеди "Как не огрести от НКВД" сандалиями не трясли и в Германию не уходили. А шли они в прямо противоположном направлении, чтобы: благословллять убийство русских, сотрудничать с убийчами русских, помогать убийцам русских контролировать русских, благословлять предателей и далее по списку.

Упрямая уверенность моих православных коллег по цеху в том, что этим и должен заниматься православный священник во время войны меня несколько настораживает. Наверное вы не поняли. Делаю последнюю попытку и повторяю: Не надо благословлять убийство русских. Не надо сотрудничать с убийцами русских. Не надо помогать убийцам русских контролировать русских. Не надо благословлять русских предателей, которых используют против русских».

Жду нового наплыва непонимаюих элементарных слов православных граждан.


Для тех, кто смог дочитать все это до конца – приз: ролик «Как не огрести от полиции» (осторожно, матюги! - моё прим.):





С интересом жду продолжения дискуссии "опытных богословов" о принципиальной возможности, выгодах и достоинствах поцелуев филейной части немцев, шедших спасать Россию от большевицкого террора.

У меня здесь нет расовой дискриминации! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2280
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 13:08. Заголовок: Ulia пишет: Есть не..


Ulia пишет:

 цитата:
Есть несогласие с политической позицией коллаборационизма.


У кого-то есть, а кто-то вполне может мириться с этим.

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1236
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 13:39. Заголовок: А как насчет святите..


А как насчет святителя Николая Японского, который благословлял и служил молебны о победе японской армии в русско-японской войне?

Кстати, на всякий случай, большевики уничтожали не русских??? Они каких-то иноземных священников, святителей, монахов и мирян уничтожали?

Причем большевиками велась целенаправленная борьба против христиан. И перед войной, значительная часть верных христиан при помощи большевиков стали, увы, новомучениками и исповедниками.

И вообще, в Писании что-то сказано, что убийство русских грех, а вот убийство нерусских- не грех или меньший грех?

Или что своим убивать своих менее грешно, чем убивать иноземцев?

Мне кажется, что для себя надо все же определиться, что приоритетнее национальные интересы или Христос и Царство Его? И честно сказать себе, я прежде всего Патриот, а потом уже христианин, и при конфликте интересов выберу национальные интересы.


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Простой смертный :(




Пост N: 2720
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 14:23. Заголовок: Vsevolod пишет: Дел..


Vsevolod пишет:

 цитата:
Делаю последнюю попытку и повторяю: Не надо благословлять убийство русских. Не надо сотрудничать с убийцами русских. Не надо помогать убийцам русских контролировать русских. Не надо благословлять русских предателей, которых используют против русских.

Вот тут автор допустил ошибку. Надо писать так:
 цитата:
Делаю последнюю попытку и повторяю: Не надо благословлять убийство людей. Не надо сотрудничать с убийцами людей. Не надо помогать убийцам людей контролировать людей. Не надо благословлять предателей, которых используют против людей.

Вот тут подписываюсь под каждым словом.

____
С наилучшими пожеланиями,
Андрей
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 359
Зарегистрирован: 12.04.07
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 15:59. Заголовок: osta пишет: И честн..


osta пишет:

 цитата:
И честно сказать себе, я прежде всего Патриот, а потом уже христианин, и при конфликте интересов выберу национальные интересы.



У меня от этой фразы ощущение, что если ты патриот и тебе не всё равно, что миллионы твоих соотечественников гибнут не от освободителей (!), то христианином быть не можешь. Конечно, быть христианином там где нет гонений (политика пряника) значительно проще и удобнее, чем быть им там где тебя гонят. Борьба ли это за веру... вот в чем вопрос

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 373
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:05. Заголовок: BrainStorm пишет: В..


BrainStorm пишет:

 цитата:
Вот тут автор допустил ошибку. Надо писать так


Ну там ссылка есть, - ты пойди, научи его как надо

У меня здесь нет расовой дискриминации! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2282
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:14. Заголовок: Патриотизм начинаетс..


Патриотизм начинается и кончается здесь. Христианство начинается здесь и простирается в вечность. Отсюда их принципиальная разница. Насколько я понимаю, патриотизм как таковой отсутствует в списке христианских добродетелей, в НЗ по крайней мере об этом ничего не сказано. Возможно, это узкий взгляд, но, думаю, именно такого взгляда придерживается, например, прот. Г. Митрофанов.

Я - миссиофоб Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 374
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:21. Заголовок: osta пишет: Кстати,..


osta пишет:

 цитата:
Кстати, на всякий случай, большевики уничтожали не русских??? Они каких-то иноземных священников, святителей, монахов и мирян уничтожали?

Причем большевиками велась целенаправленная борьба против христиан. И перед войной, значительная часть верных христиан при помощи большевиков стали, увы, новомучениками и исповедниками.

И вообще, в Писании что-то сказано, что убийство русских грех, а вот убийство нерусских- не грех или меньший грех?

Или что своим убивать своих менее грешно, чем убивать иноземцев?



Роман Носиков пишет:

 цитата:
Странно, но смысл почему-то от адресата ускользал. И вообще от многих смысл просто бегал так..



У меня здесь нет расовой дискриминации! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 375
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:30. Заголовок: osta пишет: А как н..


osta пишет:

 цитата:
А как насчет святителя Николая Японского, который благословлял и служил молебны о победе японской армии в русско-японской войне?


Фактическая ошибка. Епископ Александр (Милеант) - Святитель Николай Японский:

 цитата:
После того как в 1902 году был заключен союз между Японией и Великобританией, стало очевидно, что война Японии с Россией неизбежна. На соборе 1903 года епископ Николай вынужден был отвечать на чрезвычайно волновавший японских православных христиан вопрос, должны ли они участвовать в войне против России. Он ответил, что те должны будут выполнить свой долг перед своей родиной вместе со всем народом. В случае начала войны они должны будут относиться к России как к неприятелю, но "воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество."



 цитата:
"..Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви... Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране."



У меня здесь нет расовой дискриминации! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 376
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:43. Заголовок: osta пишет: И честн..


osta пишет:

 цитата:
И честно сказать себе, я прежде всего Патриот, а потом уже христианин, и при конфликте интересов выберу национальные интересы.


И где здесь конфликт? У немцев - может быть. Они агрессоры. А у нас? Мы стояли за своё и за своих. Стесняюсь спросить, в каком месте защитнику может быть стыдно?

У меня здесь нет расовой дискриминации! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 608
Зарегистрирован: 23.05.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 17:59. Заголовок: Всеволод, спасибо за..


Всеволод, спасибо за уточнение про Николая Японского. Я не могла ссылку найти, хотя точно помню, что читала, как он отказывался служить молебны за победу Японии против его, Николая, русских собратьев.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2283
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 18:03. Заголовок: Vsevolod пишет: ..


Vsevolod пишет:

 цитата:
"воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество."


Убивать, но любя. Как здорово!

 цитата:
Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране."


Пастырь молится за Россию. Паства - за Японию. Пастырь желает победы российской армии. Паства - японской. Те, за кого молятся пастырь и паства, стреляют друг в друга. И пастырь, и паства причащаются в одном храме из одной чаши.
Как это назвать?

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1237
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.10 18:09. Заголовок: Vsevolod пишет: Фак..


Vsevolod пишет:

 цитата:
Фактическая ошибка



Ну, все таки благославлял:


 цитата:
Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору; сам же он все время войны не участвовал в общественном богослужении, потому что, как русский, не мог молиться о победе Японии над его отечеством.



http://ricolor.org/rz/iaponia/mp/nik/4/


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 99 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет