|
| постоянный участник
|
Пост N: 338
Зарегистрирован: 04.07.08
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 11.02.10 19:26. Заголовок: Правильные традиции
Обнаружил в в интернете очень правильные масленичные традиции: цитата: | Кулачные бои. Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых у русских наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка». Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «ку-лачках», как нередко в народе называлась эта забава, принимало участие практи-чески все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» — в четверг или пятницу, когда масленичный разгул достигал своего апогея. Масленица-пышка на улицу вышла, На гору кататься, с ребятами драться! Ребята — дураки, нажимали кулаки, Нажимали кулаки все на Масленицы на боки! Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями. Невзирая ни на какую погоду, кулачный бой разгорался с особенным азартом к вечеру. «Тут уж стена не наблюдается — все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья». Со стороны казалось, что толпа дерущихся мужиков неуправляема, что, войдя в раж, они колотили друг друга без разбора, не признавая никаких норм и законов. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную), или борьба «на поясах», или палочный бой. Состязания в кулачном бою регламентировались определенными правилами, отражавшими морально-этичес-кие нормы, господствовавшие в традиционном обществе. Напри-мер, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за-прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяже-лявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя». По многочисленным свидетельствам, нарушение традиционных пра-вил каралось самым жестким образом: виновного били и своя, и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя. Бывали случаи, когда боец наказывался за использование приемов, которые хотя и не запрещались, но могли быть признаны обществом как нечестные. Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ри-туальный зачин — «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12—14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13—17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась оче-редность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» — холостые парни лет 18—23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых — «женатых». Последних иногда сменяли «стари-ки», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение. Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных. Взятие снежного городка. Скрытый текст
Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность кре-пости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), воору-женные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от напа-дающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его — «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метла-ми и помелами. Если среди нападающих взрослых кроме пеших были и всадники, обороняющие тогда использовали не только снежки, но и палки. После взятия городка предводителя атакующей стороны, носившего громкое звание «воевода», «атаман», нередко купали в проруби. Затем начиналось всеоб-щее угощение — приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда — по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам. В южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков. В казачьих станицах в установленное традицией время все девушки собирались на выбранном заранее месте, приносили с собой длинную и широ-кую скамью. Вооружившись палками, они вставали на скамью, готовые защи-щать свой «город». Мужчины верхом на конях штурмовали «девичью крепость»; молодые казачки, обороняясь, нещадно колотили их палками. Кому удавалось пробиться сквозь строй девушек и оказаться у них в тылу, то есть «взять город», тот получал право перецеловать всех защитниц. |
|
| План мероприятия на "Склоне" определённо перестаёт быть томным..
|