Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Пост N: 958
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 11:06. Заголовок: Интересная статистика о святых по Месяцеслову
Интересная статистика о святых по Месяцеслову. Занимательные обобщения. " Цифры Месяцеслова. Целью исследования было выявление распределения канонизированных святых по ликам и векам. Исследование проводилось на основе Месяцеслова Русской Православной Церкви, с учетом основных Сербских и Грузинских святых, без учета новомучеников. Таким образом, в виду неточности исходной информации, результат данного исследования имеет больше научно-популярную, чем строго научную ценность. Святые были условно разделены на следующие категории: А. Апостолы, равноапостольные. Б. Благоверные великие князья и цари. В. Мученики, священномученики, преподобномученики, исповедники. Г. Праведные, блаженные. Д. Преподобные. Е. Святители. Общие цифры. Всего в Месяцеслове упоминаются 56236 святых. День Почти-Всех Святых, о котором мало кто знает. Больше всего в Церкви Торжествующей представлены следующие лики святых: [В] Мученики - 98%; [Д] Преподобные - 1,3%. Особо примечательны 20 тысяч мучеников, пострадавших в Никомидии в 302 году (память 10 января н.ст.). Это количество составляет 36% всех святых Месяцеслова. Феномен мученичества требует отдельного разговора, поэтому в рамках данной работы я воздержусь от комментариев и предоставлю читателю делать выводы самостоятельно. Каждый четвертый Святой нашей Церкви - современник Евангелия. Больше всего святых явилось в таких веках: I век - 25% (младенцы Вифлеемские); III век - 5%; IV век - 56% (гонения); VI век - 9%; IX век - 1%. Чем православнее власть, тем меньше мучеников. Наблюдается слабая обратная связь между количеством страдальцев за веру и благочестивых правителей. Монахов меньше, чем мирян, но преподобных больше, чем праведных. Количество людей, сумевших обожиться в ангельском образе, постоянно выше количества совершенных мирян (соотношение примерно 9:1). XVIII столетие - единственное, когда количество святых монахов уступило количеству святых епископов. Золотые века монашества. В хронологическом изложении число преподобных святых дает три пика, причем третий преимущественно русский. В III веке монашество вырывается из общего уровня и обильно цветет в течение IV-VI веков. V век дал Церкви 95 преподобных отцев. Уровень VI века все еще высок, хотя и падает сравнительно даже с IV веком. Двести лет спустя после этого расцвета количество известных святых в монашестве уменьшается почти в пять раз. Возможно, к этому времени относятся дошедшие до нас сетования старцев: вот были люди в наше время, не то что нынешнее племя... После кратковременного упадка VIII век дает внезапный рывок. Количество преподобных Православной Церкви в это время впервые превышает сотню за столетие (такой рекорд больше не повторится). За этой вспышкой следует быстрое и окончательное падение греческого монашества. IX век еще сопоставим с VI, а в эпоху апостольской миссии монашество в империи переживает небывалый упадок. Новый пик открывается в XI-XII веках, это монашество уже русское (поначалу южное, связанное с Киево-Печерской Лаврой). Век монгольского нашествия отображен незначительным спадом, а затем XIV-XVI века дают высшую точку в северном монашестве. Кажется, известно, чья здесь видна школа и в каких условиях она развивается... Количество канонизированных преподобных на Руси XV века не уступает византийским показателям VI и IX веков! Весь этот русский период (XI-XVI века) в целом характеризуется стабильной динамикой; растут мирские показатели праведных, благоверных, юродивых. Нет головокружительных скачков-падений византийского периода, нет и византийских вершин. Вершина русская - самая низкая, зато ее подъем крепок весьма. Даже на спуск потребовалось более двух столетий. Когда наступил безблагодатный период? Русское монашество - да не оно одно - сломалось не в XX, а еще в XVIII веке. Здесь неожиданно на целое столетие обваливаются все графики. Даже мучеников в это время всего двое. XIX век несколько спасает ситуацию, а XX продолжает, хотя больше стабильностью, чем прогрессом (правда, вспыхивает новый пик мучеников). Поднимается монашество, во многом благодаря Оптинским старцам. Его уровень еще небывало низок, однако значительно выше, чем в "обрубленном" 18 веке. Следует добавить, что три пика монашеского сияния, в разы превышая по амплитуде другие кривые, совпадают с ними в направлениях. И количество святителей, и в меньшей степени количество благочестивых мирян также поднимаются в IV-V, IX и XIV-XVI веках, также дружно падают в VII, X, XVIII веках (первые три столетия миряне и епископы прославлялись как мученики). Любопытно, что число святых-мирян, как кажется, больше, чем святителей, связано с числом преподобных. Умножение праведных в миру обычно на пару столетий задерживается сравнительно с числом преподобных, и нередко имеет вершину, когда уровень монашеской святости уже идет на убыль. Вершина эта, впрочем, невысока, и держится много короче, чем монашеские." http://martovski-zajac.livejournal.com/63232.html
| |
|
Ответов - 16
[только новые]
|
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1247
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:06. Заголовок: Здесь еще не учтены ..
Здесь еще не учтены люди, которые не канонизированы православной церковью, но жили свято и также находятся в раю, очень много святых среди нас, мое мнение.
| |
|
|
| Простой смертный :(
|
Пост N: 2041
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:11. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..
Леонид Рамзаев пишет: Пусть и не все, но я думаю тенденции более-менее показательны и интересны.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1250
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:14. Заголовок: Мне кажется, данный ..
Мне кажется, данный график имеет погрешность, которая связана с принципами канонизации церкви, политикой и т. п.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1252
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:36. Заголовок: BrainStorm пишет: П..
BrainStorm пишет: цитата: | Пусть и не все, но я думаю тенденции более-менее показательны и интересны |
| Андрей, а какие именно тенденции ты видишь? Как тебе такая мысль: "Святые люди - это люди, которые могут привести свою жизнь в соответствии с христианскими истинами. В века гонений такие люди становятся мучениками, в века спокойствия - они ведут праведную жизнь. Но только человек, ведущий праведную жизнь, гораздо менее заметен, чем мученик"
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1253
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:37. Заголовок: Мне интересны причин..
Мне интересны причины спадов и пиков монашеской жизни
| |
|
|
| Простой смертный :(
|
Пост N: 2043
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:41. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..
Леонид Рамзаев пишет: цитата: | Андрей, а какие именно тенденции ты видишь? |
|
я думаю надо рассматривать вопрос не так: количество спасенных во время гонений больше, а так: количество тех, кого Церковь считает достойными, чтобы с их жизни брали пример, больше. Не слишком запутал?
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1254
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:44. Заголовок: BrainStorm пишет: к..
BrainStorm пишет: цитата: | количество тех, кого Церковь считает достойными, чтобы с их жизни брали пример, больше |
| Не, не запутал, но здесь встает вопрос о заметности таких примеров, мученический подвиг гораздо ярче подвига праведного человека, который живет много лет. Вот тут и есть погрешность, связанная с принципами канонизации.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1255
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:45. Заголовок: osta пишет: Когда н..
osta пишет: цитата: | Когда наступил безблагодатный период? |
| Сомнительное заявление, вы не считаете?
| |
|
|
| Простой смертный :(
|
Пост N: 2044
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:48. Заголовок: osta пишет: Умножен..
osta пишет: цитата: | Умножение праведных в миру обычно на пару столетий задерживается сравнительно с числом преподобных, и нередко имеет вершину, когда уровень монашеской святости уже идет на убыль. |
|
Видишь, колебание праведных в миру тоже есть. Это о чем-то говорит.... правда о чем?
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1257
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:52. Заголовок: BrainStorm пишет: Э..
BrainStorm пишет: цитата: | Это о чем-то говорит.... правда о чем? |
| Не знаю, это не снимает погрешностей, выше написанных, может быть это нужно принять пока как факт, который мы точно не можем понять, интересно, нет ли какого-нибудь авторитетного социологического исследования на эти темы.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 397
Зарегистрирован: 23.05.06
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:52. Заголовок: А мне знаете, что ин..
А мне знаете, что интересно (думаю, это как раз к теме относится) - а сколько мы знаем канонизированных святых семей, которые не были мучениками, не жили "как брат и сестра", а жили именно христианской семьей, растили детей, следовали заповедям и спаслись? Мне почему-то кажется, что таких примеров наша церковь дает нам очень мало по сравнению с мучениками-отшельниками и прочими очень далекими от обычной жизни идеалами... может, я ошибаюсь?
| |
|
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1258
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 13:54. Заголовок: Ulia пишет: Мне поч..
Ulia пишет: цитата: | Мне почему-то кажется, что таких примеров наша церковь дает нам очень мало по сравнению с мучениками-отшельниками и прочими очень далекими от обычной жизни идеалами... может, я ошибаюсь? |
| Мне тоже кажется, что очень мало
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 193
Зарегистрирован: 11.11.08
Откуда: РФ, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 14:09. Заголовок: Леонид Рамзаев пишет..
Леонид Рамзаев пишет: цитата: | Мне интересны причины спадов и пиков монашеской жизни |
| Оправдывая подпольную кличку "Гумилев" приведу трактовку данного явления с т.з. теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Византийский суперэтнос (жители Византии осознавали свою этническую общность, называя себя ромеи) имеет жизненный цикл с III по XV век. Монашество несомненно очень пассионарная (активная) часть общества, поэтому количество канонизаций - это косвенная характеристика циклов жизни этноса. Акматическая фаза жизни византийского этноса - IV-VI века (длится обычно около 300 лет) характеризуется большим количеством пассионариев, причем обычно они борются друг с другом (эпоха Вселенских соборов), но истребляют друг друга вполне умеренно. Напротив, VIII век - это эпоха надлома, смена этнической доминанты или смысла жизни этноса, эпоха иконоборчества. Здесь борьба идет до последнего патрона, и количество пассионариев резко снижается. На Руси аналогичным периодом IV-VI веков Византии были XIV-XVI века, что также отражено в статистике. Надлом русского этноса произошел во второй пол. XIX-первой пол. XX веков, что отражено как раз оптинскими старцами и новомучениками, о которых оговорено, что они не участвовали в исследовании.
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 401
Зарегистрирован: 23.05.06
|
|
Отправлено: 03.07.09 14:12. Заголовок: У меня вообще крамол..
У меня вообще крамольная мысль пришла - хоть официально церковью и утверждается, что семейный и монашеский пути равны и спасительны, на практике предпочтение явно отдается монахам. Большинство святых семей и семейных пар остались в Ветхом Завете, по моим ощущениям, а потом акцент как-то сместился именно на индивидуализм какой-то, уйти-убежать ото всех, молиться и спасаться в одиночестве... поправьте меня, если вру. А жаль, что это так. Я считаю, что нигде человек так быстро и полно не победит эгоизм, саможаление, лень, как в семейной жизни, особенно с рождением детей.
| |
|
|
| 1-й админ
|
Пост N: 925
Зарегистрирован: 09.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 16:00. Заголовок: Ulia пишет: а потом..
Ulia пишет: цитата: | а потом акцент как-то сместился именно на индивидуализм какой-то, уйти-убежать ото всех, молиться и спасаться в одиночестве... |
|
Для русского православия акцент именно такой, причем часто с большими перегибами.
| |
|
|
| Админ "под прикрытием"
|
Пост N: 1265
Зарегистрирован: 30.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 03.07.09 17:45. Заголовок: Ulia пишет: Я счит..
Ulia пишет: цитата: | Я считаю, что нигде человек так быстро и полно не победит эгоизм, саможаление, лень, как в семейной жизни, особенно с рождением детей. |
| В общем то предпосылки такого отношения могут идти и из посланий апостола Павла, где он пишет, что лучше оставаться одному, так как иначе будете иметь скорби по плоти. При этом пишет, что на это у него нет повеления от Господа, но это его (апостола Павла) личное мнение.
| |
|
|
|