On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1216
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.10 20:33. Заголовок: Этого я ждал всю жизнь-беседа с А. М. Копировским


Не могу не поделиться совершенно чудесным интервью с А. М. Копировским. Это живая история современного христианства и свидетельство о вере, о ее зарождении, имхо, сравнимое по духу с митрополитом Антонием Сурожским.

17.03.2010 «Этого я ждал всю жизнь»

Александр Михайлович Копировский, искусствовед, ученый секретарь Свято-Филаретовского института рассказывает о футболе, Сартре, катехизации на ткацко-отделочном комбинате и рождении православной общины



 цитата:
Современный мир устроен так, что в нем очень мало места отведено Богу. Бытует мнение, что Ним можно встретиться на специально отведенных для этого площадках, например, в храмах. А вот разглядеть Его действие в повседневной жизни, вспомнить, что «Дух дышит, где хочет» в мире, где случаются экономические кризисы, глобальные перемены климата, где дороги заняты пробками, а головы — мыслями об обустройстве своего личного пространства — сложно. Мы начинаем публикацию интервью, которые напомнят об этом. Первый собеседник — Александр Михайлович Копировский, искусствовед, ученый секретарь Свято-Филаретовского института рассказывает о футболе, Сартре, катехизации на ткацко-отделочном комбинате и рождении православной общины.

Вопрос: В детстве вокруг Вас были люди, которые ходили в церковь или просто были открыто верующими?

А.М.Копировский: Нет. В детстве никогда не сталкивался с чьим-то интересом к Церкви и к Богу. Никогда. И у самого даже не было повода задуматься в этом направлении. Уже лет в 14, наверное, я прочитал от начала до конца «Библию для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского и одновременно «Книгу о Библии» Иосифа Крывелева, и решил, что здесь все ясно. Они были в нашей домашней библиотеке, не знаю, как они там появились.

Вопрос: Эти книги, наверное, зачастую были в библиотеке интеллигентных семейств. Кем были ваши родители?

А.М.Копировский: Интеллигенцией их назвать трудно, разве что технической. Отец был военным, мама — инженером-химиком. Интерес у мамы (отец с нами не жил) был скорее к культуре, чем к искусству. Меня мама водила на выставки, в театры, музыкой я занимался с детства. Потом, правда, мне это надоело хуже горькой редьки, и я пошел играть в футбол. Играл в разных клубах, даже в юношеской команде московского «Торпедо», но особого интереса к спорту не испытывал. А однажды попал в спортлагерь, где юные спортстмены кучей по очереди били друг друга. После здоровенного фингала к спорту остыл окончательно. Интересно, что когда играл в команде «Москвич», мы тренировалась на стадионе прямо под колокольней старообрядческой церкви, которая торчит на Новорязанском шоссе слева. Высокая такая колокольня (в ней же и церковь) с серым куполом.

Вопрос: Интересно было, что это такое?

А.М.Копировский: Никакого интереса, абсолютно. У меня было нормальное советское воспитание, нас воспитывали «по-буддистски» — ни на что не реагировать. Когда в 68-м году наши танки вошли в Чехословакию, мысли были примерно такие: есть танки, есть Чехословакия — почему бы им туда не войти? Значит, что-то там случилось. А что именно — было совершенно неинтересно.

Вопрос: Когда вы в первый раз попали в храм?

А.М.Копировский: В 63-м году, в шестом классе, когда мы из Подмосковья переехали в Москву. Я жил на улице с экзотическим названием «Вторая Скотопрогонная», рядом с мясокомбинатом, Птичьим рынком и Калитниковским кладбищем. Вот там, гуляя среди могил и цветов, мы с приятелем забрели в церковь, кажется, «Нечаянной радости». Огляделись — пусто. Женщина какая-то свечки зажигает, службы нет. И тут же вылетели обратно. Было ощущение, что это — другая планета, объект, непонятный, абсолютно чужой и поэтому неинтересный.

Вопрос: Даже с исторической точки зрения не было интересно?

А.М.Копировский: За историей мы уже в седьмом классе поехали в Загорск. Заходим внутрь в Лавру: ну, Лавра и Лавра. Стоят какие-то странные здания, ни красивые, ни некрасивые. И тут я вдруг увидел живого монаха. Это был человек средних лет, он шел куда-то и зацепился клобуком за ветку, как-то мотнул им, чуть не сбросил, и прошел дальше. И тут меня охватило чувство почти физической дурноты. Ладно здания, свечки… А тут живой человек идет, почему-то в сапогах, в длинной одежде, в этом клобуке ужасном… «Да-а, — подумал я, — какой страшный мир, жуткий, невозможный».

Вопрос: Плехановский институт стал важным этапом в развитии вашего мировоззрения?

А.М.Копировский: Безусловно. Но речь идет не о предметах — к экономике я довольно быстро остыл, поняв, что на тот момент она является в чистом виде идеологией. Но именно в Плехановском я встретил будущего о. Георгия. Он сдал как медалист один экзамен, я — все четыре, и мы попали в одну группу. Интересно, что четвертый корпус Плехановского института — это бывшее коммерческое училище, где преподавал отец Сергий Булгаков (до своего священства). И актовый зал когда-то заканчивался храмом. В этом зале — аудитории мы сидели на поточных лекциях, как оказалось — спиной к алтарю. А когда входили в институт, смотрели на купол над нашим корпусом — без креста, конечно. На этом куполе всегда росла березка. Ее вырубали, она тут же возникала опять, это было очень хорошо. И тоже никаких ассоциаций: четвертый корпус, и все.

Вопрос: Какие-то предельные вопросы не приходили в голову?

А.М.Копировский: Никаких. В институте возникла подсознательная тяга к искусству. Я стал смутно подозревать, что за ним что-то есть. Но и все. А так — пиво, рок-ансамбль… Но все это было не очень интересно, как игра, как что-то ненастоящее. Игрой примерно того же порядка было мое участие в студенческом оперотряде.

Вопрос: Это что такое?

А.М.Копировский: Это помощники милиции, которые ходят без формы и следят за порядком. Нас два раза командировали на Пасху в патриарший Елоховский собор. А так как не знали, чем нас занять, дали очень смешное задание — переписать номера всех иностранных машин.

Вопрос: А много народу было внутри храма?

А.М.Копировский: Битком. Вокруг было все запружено. Стояло два, а чаще три кордона. Человек выходил из метро «Бауманская», переходил трамвайные пути, стоп: «предъявите билетик!» А билеты выдавали внутри храма, и если ты не был причастен, то прорваться было невозможно.

Вопрос: Это патриарший собор такой ажиотаж вызывал? В другие храмы можно было придти?

А.М.Копировский: На Пасху посторонних не пускали никуда. Была система билетов, которые распространялись по своим: власти считали, что народ привлекать не надо. Так вот, мы два года ходили вокруг храма, никого, конечно, не забирали. Но интерес к сути происходящего — нулевой. Кстати, оба раза, когда я там стоял в оцеплении, о. Георгий находился внутри. Слава Богу, мы не встретились …

Вопрос: То есть вы были довольно органичным советским человеком?

А.М.Копировский: Я честно пытался жить средними советскими идеалами, но не получалось. Потому что начал чувствовать — есть что-то еще. И однажды подумал: хватит ерунды. Пошел к секретарю парткома института, преподавателю истории КПСС, и говорю: «Леон Акопович, хочу чего-то серьезного в жизни, поэтому хочу в партию вступить». Он посмотрел с удивлением и сказал: «Я дам тебе рекомендацию, но честно скажу, у нас сейчас разнарядка — студентов не брать, берем только рабочих». Вопрос мой был сразу закрыт. Вся «серьезность» этой организации рассыпалась от одного простого слова. Если у них разнарядка на людей, что там может быть живого?

Вопрос: Достаточно сильно для студента…

А.М.Копировский: Ну, это было на несознательном уровне. Серьезно я задумался, когда о. Георгий начал в институте проводить «провокационную» деятельность. Он ходил и спрашивал всех: «У тебя есть вера, во что ты веришь? Какое твое кредо?» Я думал-думал, но сформулировать всерьез ничего не смог, и был собой несколько разочарован. Оказалось, что никакой жизненной позиции нет. Тогда я спросил про его кредо. Он написал: «Постановления первого и второго Вселенского Собора». Не только я, но и весь наш студенческий народ присел: что такое «вселенский собор», не знал ни один человек. Даже с церковью это никто не ассоциировал. Все подумали: «Ну, пижонит, много знает, что с него возьмешь».

Вопрос: К чему-то привели ваши размышления?

Скрытый текст



СПРАВКА

Профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Михайлович Копировский родился 24 августа 1951 г.

Окончил Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, общеэкономический факультет, в 1972 г.; МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, отделение теории и истории искусства, в 1982 г.; Свято-Филаретовский институт, богословский факультет, в 1995 г. Магистр богословия (2002), кандидат педагогических наук (2006). Награжден почетным знаком святой Татианы степени «Наставник молодежи».

С 1980 по 1984 гг. был преподавателем церковной археологии в Ленинградской духовной академии и семинарии (параллельно с работой в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева). С 1992 г. работает в СФИ, где в настоящее время преподает церковную археологию и христианскую эстетику на богословском факультете); религиозную эстетику на факультете религиоведения.

С конца 80-х гг. — катехизатор, участвовал в оглашении нескольких десятков групп.

Автор более чем 80 публикаций в богословских, научных и популярных изданиях, т.ч. учебного пособия «Христианский храм» (2003, 2007, готовится переиздание 2010 г.), участник многих международных и общероссийских конференций, теле- и радиопередач
.


http://www.psmb.ru/aktualnoe/vse_novosti/novosti_sodruzhestva/statja/ehtogo-ja-zhdal-vsju-zhizn/

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 2213
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 11:28. Заголовок: Вот это - речь насто..


Вот это - речь настоящего духовного человека, христианина. Жаль, что таких единицы в РПЦ.

И я бы с Сурожским не сравнивал даже. Это - поинтереснее. Хотя кому как...

Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 352
Зарегистрирован: 12.04.07
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 14:33. Заголовок: Rooster пишет: И я ..


Rooster пишет:

 цитата:
И я бы с Сурожским не сравнивал даже.



я не вижу признаков для сравнения - это же интервьюированный рассказ о личном опыте прихода к вере
Потрясающе интересный!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 2215
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.10 15:55. Заголовок: Так я и написал, что..


Так я и написал, что не сравнивал бы с Сурожским, как это сделано в заглавном постинге.



Я - миссиофоб Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1337
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет