Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1141
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 30.12.09 08:45. Заголовок: Православный книжный рынок: беспредел или цензура?
На нашем форуме мы неоднократно обсуждали вопрос о необходимости введения цензуры, чтобы как-то упорядочить тот беспредел церковной литературы, что мы имеем в церковных лавках. И вот, наконец, цензуру официально вводят. Прекрасный обзор на тему священника Андрея Дудченко. Православный книжный рынок: беспредел или цензура?26 декабря 2009 г.Дудченко Андрей, священник цитата: | Священный Синод РПЦ решил взять под контроль книжный рынок, давно наводненный массой псевдохристианской литературы. Вместе с тем, по мнению автора статьи, это ставит вопрос о будущем небольших православных издательств и в целом о характере официально разрешённой литературы. На заседании Священного Синода РПЦ 25 декабря 2009 года принят ряд решений в отношении православного книгоиздательства (журнал 114). Отныне все издания, предназначенные для распространения через систему церковной книготорговли, обязаны предварительно рецензироваться в Издательском совете МП. К распространению в епархиальных, приходских или монастырских лавках будут разрешены только издания, получившие гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви». С другой стороны, все церковные издательства обязаны предоставлять в Издательский совет свои планы, а также подготовленную к выпуску печатную, аудио- и видеопродукцию для получения грифа, дающего право на распространение этих изданий в системе церковной книготорговли. Очевидно, что это решение продиктовано необходимостью положить предел засилью псевдоправославной литературы на церковных прилавках. Это литература из серии «перед прочтением сжечь», как высказался о ней один известный православный публицист. Лавина макулатуры из серии «последние откровения тайных старцев», «антихрист ближе, чем кажется» или «как благословите, батюшко» уже 20 лет заполняет некоторые церковные прилавки и умы многих верующих. Говорят, лучше поздно, чем никогда, однако спохватиться иерархам Московского Патриархата надо было бы намного раньше: глядишь, и избежали бы и «дела епископа Диомида», и пензенских «пещерников», и кошмара в приюте Боголюбского монастыря. Разговоры о необходимости церковной цензуры возникают периодически уже много лет, но до последнего времени дальше разговоров дело не двигалось. Перемены стали происходить только при новом Патриархе, которого пресса окрестила «эффективным менеджером». В самом деле, для того чтобы остановить вал сомнительной литературы, нужна недюжинная воля, которая есть у Патриарха Кирилла. Но вот будут ли действенны одни лишь запретные методы? Если в столичных лавках все относительно хорошо (и то лишь по сравнению с глубинкой), то в провинции книжной торговлей обычно заведуют люди, не разбирающие не то что в тонкостях богословия, но даже в элементарных нормах катехизиса. Чаще всего это не священники, а церковные свещницы или бухгалтеры, и ассортимент они отбирают по принципу не что полезно, а что лучше продается и приносит больше выручки. Что греха таить, тем же принципом руководствуются порой и приходские священники, приезжающие за закупками на епархиальный склад. А складом, в свою очередь, тоже заведует лицо без духовного образования... И получается так, что до конечного потребителя, то есть до прихожан, доходит большей частью литература сомнительного качества. Руководство РПЦ своим решением фактически признает наличие проблемы на местах, решить которую оно, по сути, пока бессильно. В течение многих лет практически во всех епархиях рукополагались лица без духовного образования. Церковь была вынуждена восполнять огромный недостаток священнослужителей, семинарий были единицы, и священниками становились те, кто свою новоначальную веру соединял с благочестивой наружностью и не имел слишком явных канонических препятствий. Воспитывались такие священники во многом на литературе, от которой теперь руководство РПЦ пытается всеми силами откреститься. И те, кто не «прорвался» сквозь эту литературу к подлинно церковному Преданию, так и остались на уровне «блаженных стариц» и «последних чудес последних времен». Постановление Синода РПЦ — констатация того факта, что огромная часть церковного клира не в состоянии самостоятельно контролировать круг чтения своих прихожан и выбирать книги, пригодные для христианского просвещения. Так что церковная цензура нужна как средство положить предел псевдохристианской пропаганде на церковных прилавках. Но есть в этом решении и обратная сторона. Скрытый текст
Будучи связан много лет с рядом небольших православных издательских проектов, могу констатировать, что новое решение Синода станет причиной «головной боли» множества небольших церковных или частных издательств, выпускающих книги православного содержания. И причиной беспокойства станет не только необходимость «раскошеливаться» на цензуру (хотя для малых издательств и это порой важно). Более критично вероятное затягивание сроков рецензирования и принципы цензуры. Представьте себе, что после рождественских праздников все церковные издательства отправят в Издательский совет свои планы — а это тысячи наименований в год! В течение какого срока будет получен ответ? Есть ли у Издательского совета реальные возможности рецензировать такое количество проектов? И не станет ли получение грифа «рекомендовано» простой формальностью, решаемой исключительно с помощью определенной суммы? А в случае отказа в рекомендации на переводную литературу возникает необходимость возврата средств, потраченных на перевод, не говоря уже об окупаемости работы редактора и корректора. Немаловажный вопрос и о цензорах в Издательском совете. Далеко не однажды в различных храмах и епархиальных торговых складах приходилось встречать, например, мнение о том, что отцы А. Шмеман, И. Мейендорф и митрополит Антоний Сурожский — «еретики». С другой стороны, на полках ведущих московских церковных книжных магазинов стоят книги, обличающие «болезнь малороссийства» или «украинский сепаратизм». Ни одна книжная ярмарка не обходится без псевдоапокалиптической или псевдомедицинской литературы. Это, конечно, крайности, но кто может гарантировать, что у всех цензоров Издательского совета будут отсутствовать личные пристрастия? Будут ли в цензурном комитете Издательского совета рекомендовать к изданию книги так называемой «парижской школы», современных греческих или американских богословов, литургические труды отцов-иезуитов или труды ведущих мировых библеистов? А ведь это огромный пласт нужной и хорошо «ориентирующей» читателя литературы. Изучение и Библии, и богослужения, и святоотеческого наследия сегодня немыслимо без обращения к трудам западных ученых. Будут ли рекомендованы труды матери Марии (Скобцовой), канонизированной несколько лет назад Вселенским Патриархатом, но до сих пор отсутствующей в церковных календарях Патриархата Московского? И как быть с авторами, относительно которых существуют вполне объяснимые разногласия в церковной среде? Возникает вопрос и при чтении пункта 6 журнала 114: «Епархиальные издательства, издательства монастырей и приходов представляют свою продукцию в Издательский совет после получения разрешения от правящего архиерея». Представьте теперь ситуацию, например, с изданием книг о. Павла Адельгейма или о. Михаила Шполянского. От своих епархиальных архиереев благословение на издание они точно не получат. В то же время «перепрыгивание» через инстанцию может быть отклонено чиновником, не разбирающимся в «тонкостях» далекой от него епархиальной жизни. Создание цензурной системы может быть выгодно крупным издателям, книги которых тоже не так часто добираются до глубинки, чем псевдоправославная «мишура». Развитые и хорошо стоящие на ногах книгоиздательские корпорации смогут лоббировать свои интересы в Издательском совете, договариваться о системе предпочтений. Сотрудничество может быть обоюдовыгодным: сам Издательский совет тоже переживает не лучшие времена. Хотя он уже много лет занимается цензурированием литературы и выдачей грифом «рекомендовано» или «по благословению», частные издатели в своей массе обходят его стороной, предпочитая самостоятельно составлять свои планы. Теперь же ситуация для Издательского совета может кардинально поменяться, и он сможет диктовать издателям свои условия. Не исключено, что может произойти и альянс нескольких издателей с целью вытеснения с рынка более слабых игроков. Все это, к сожалению, отразится на росте цены и снижении ассортимента изданий. Напрашивается вывод: частным издателям православной христианской литературы надо активнее выходить в светские сети или создавать собственные структуры распространения. Однако светский рынок еще более прагматичен, чем церковный, и стоимость вхождения в него непосильна для мелкого издателя. Тех, кто все же может прорваться на светские прилавки, ждет малоприятное соседство: чаще всего православные книги будут представлены в разделе «Религия. Эзотерика», где просто потеряются. Конечно, существуют и исключения (так, издательство ЭКСМО периодически выпускает интересные и вполне достойные православные книги), но это именно исключения, только подтверждающие правила. Более реально создание собственных сетей распространения, и не только «физических». Последнее время православные издатели и книготорговцы начинают осваивать формат интернет-магазинов и торговлю через каталоги. Пока еще доля продаж такими способами невысока, но она растет с каждым годом. При грамотной организации работы и всё большей доступности Интернета в провинциях за такими способами распространения может быть большое будущее. Таким образом, решение Священного Синода — палка о двух концах. Давно ожидаемое многими в РПЦ, оно может стать и источником новых проблем. Впрочем, в самом журнале заседаний ничего не сказано о сроках введения этого решения в силу. А стало быть, не исключено, что пройдет еще много времени до тех пор, пока что-то начнет реально происходить в направлении, обозначенном участниками высокого собрания. |
|
"
| http://www.bogoslov.ru/text/536248.html
| |
|
Ответов - 5
[только новые]
|
|
|
| Простой смертный :(
|
Пост N: 2558
Зарегистрирован: 20.04.06
Откуда: Самара
|
|
Отправлено: 30.12.09 09:21. Заголовок: osta Очень интересн..
osta Очень интересный взгляд... Ну чтож, скоро будет видно результаты. Или нескоро
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1142
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 30.12.09 09:51. Заголовок: А мне еще интересно,..
А мне еще интересно, например, что делать с уже закупленной сомнительной литературой? Ее будут изымать или продавать до последнего конца? По-хорошему бы, изъять, но это приведет к убыткам владельцев церковных лавок... И еще, вот интересно, как быть с периодикой. Скажем, у нас Храм св. Татьяны издает свою газету, или, например, газета "Благовест", или же наш "Агафон", если его реанимировать и желать распространять при храмах- тоже надо проходить цензуру??? Ведь по решению Синода для распространения СМИ в храмах требуется рекомендация Информационного отдела...
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1144
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 30.12.09 10:26. Заголовок: И вот еще комментари..
И вот еще комментарий председателя Синодального Информационного отдела Владимира Романовича Легойды на решение Синода: цитата: | Что касается сроков реализации решений: пока эти сроки не установлены; скорее, в документах и официальных комментариях присутствует понимание того, что это не одномоментный процесс. Под номером один в решениях Синода по данному вопросу стоит поручение Издательскому Совету разработать концепцию издательской деятельности. Понятно, что присвоение грифа «Разрешено к печати» или «Одобрено» есть часть концепции, которую еще только предстоит написать. К слову скажу, что и в Синодальном информационном отделе сейчас идет работа по написанию регламента, призванного регулировать присвоение грифа «Рекомендовано к печати» для СМИ. Не стоит видеть в принятых решениях стремление ограничить полномочия епархиальных архиереев. Напротив, пункт 6 постановлений гласит: “Епархиальные издательства, издательства монастырей и приходов представляют свою продукцию в Издательский совет после получения разрешения от правящего архиерея”. Иными словами, архиерей будет не только в курсе процесса, но и станет его регулятором. Наконец, еще один важный вопрос: “Представьте, что будет, если завтра в Издательский совет принесут тысячи…” Во-первых, завтра точно не принесут. Зачем же решать мнимые задачи? Во-вторых, не надо ставить знак равенства между нерешаемой задачей и сложной. Мне кажется, надо уметь решать сложные задачи и не браться за нерешаемые. Задача, поставленная на Синоде, потребует усилий. Но вполне подлежит решению. |
| http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-knizhnyj-rynok-perspektivy/ А на уставе- интереснейшая дискуссия: цитата: | О последних решениях Синода. Неожиданное Как все уже знают Священный Синод Русской Православной Церкви принял два решения, претендующих на эпохальность. Это решения об обязательности появления на книгах, претендующих на распространение в церковной и околоцерковной среде грифа Издательского Совета Московской Патриархии и о необходимости для церковных СМИ и медиа-проектов грифа Синодального Информационного отдела. А теперь, участникам сообщества предлагается следующее упражнение для гимнастики ума: Каким образом можно обойти один из этих или оба грифа? Принимаются любые ответы. Пройдемся, так сказать, по последним решениям известным русским принципом: "закон что дышло, куда повернул, туда и вышло". |
| http://community.livejournal.com/ustav/631491.html
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1200
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 26.02.10 15:38. Заголовок: Как выбрать православную книгу- советы цензора
Благодаря друзьям в блогосфере, нашла интересную статью с советами цензора, как выбрать православную книгу. Имхо, стоит иметь в виду. цитата: | Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда. Как выбрать книгу (советы цензора) Нередко в светских книжных магазинах мы встречаем отдел с названием «Религия», в нём бывает и подотдел «Православие». К сожалению, менеджеры этих магазинов имеют очень слабое представление о том, что такое Православие, поэтому на полке с таким названием могут оказаться книги и псевдоправославные и оккультные. Как не ошибиться в выборе? Вот несколько практических советов: Обложка Первым делом следует обратить внимание на оформление обложки. Обычно православная книга выдержана в спокойных тонах, аккуратная, с хорошей работой художника-оформителя. Книга душевредная чаще всего преследует коммерческую цель – продажи, поэтому обложка бывает кричащая, ядовито-яркая, с бросающимися в глаза аляповатыми картинками, фразами, как на рекламных проспектах. В названии тоже может быть указание на лживость книги: например, сразу ясно, что книги «Исцеление крестом» или «Исцеление колокольным звоном», «Избавление от рака святынями» – оккультно-шарлатанские; или если есть такие фразы, типа: «советы монаха-целителя», «советы церкви». Псевдоправославная книга часто имеет на обложке «лик» или «икону» неканонизированного «старца» или «отрока», изображения каких-нибудь «знамений»: мироточащих икон, крестов или куполов под небесами, проявившихся «икон» на стекле, стене или ещё где-то. Стопроцентным признаком оккультной книги является обозначение автора как «отец такой-то» (есть знаменитый оккультный автор, некий «отец» Вадим, книгами которого завалены книжные магазины, даже в православных церковных лавках попадаются по недоразумению) или «матушка такая-то» (тут лидирует «матушка Фотиния», книги которой также широко представлены на полках магазинов). Следует помнить, что никогда православный священник или монахиня не подпишутся «отец» или «матушка» (это формы обращения к ним), всегда должно быть: «священник (иерей, иеромонах, игумен) такой-то» или «монахиня (игуменья) такая-то». Встречалась и книга, автор которой называл себя «Владыка такой-то», причём с дипломом целителя-экстрасенса… Следует помнить, что существует немало сект, которые используют в своём названии слова «православный», «церковь», «русская» в разных комбинациях, поэтому, чтобы не ошибиться, нужно не забывать название нашей собственной Церкви: Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП). Выходные данные и аннотация Открываем обложку и изучаем самые первые страницы: почти всегда лжедуховная книга неправильно оформлена (или вообще не оформлена): нет шифров ББК или ISBN, нет данных о качестве бумаги, тираже, ответственных за выпуск, корректоре, редакторе, нет адреса издательства и типографии. Отсутствие чего-либо из перечисленного почти наверняка говорит о том, что издательство «левое», кустарное, нередко бывает, что создаются издательства-однодневки для того, чтобы выпустить конкретную книгу. Следует отметить, справедливости ради, что и хорошие православные книги часто выпускаются без надлежащего оформления, к стыду православных издательств, допускающих такое. Но в наш век, где деньги решают всё, даже солидное издательство может опуститься до того, чтобы издать бредовую книгу. Яркий пример тому: издательство «Памятники исторической мысли», выпустившее в Москве прекрасно оформленный двухтомник известного сектанта «отца» Олега Моленко, «священника от Бога». Благословение на книге потрясающее: «Первоиерарха Церкви, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова»… Внимательно стоит почитать аннотацию: нередко уже по ней можно составить предварительное суждение о книге: какие-нибудь нелепые восторги или «пугалки», выпады против церковной иерархии, указания на особую «избранность» автора или главного героя данной книги. Отсутствие благословения на издании тоже должно насторожить, но, к сожалению, гораздо чаще можно встретить липовое благословение иерарха или даже Святейшего Патриарха, тут очень трудно неискушённому человеку разобраться. Орфография Обилие орфографических, грамматических и стилистических ошибок тоже важный признак того, что книга издавалась без корректора, а значит, в сомнительном издательстве. Признак псевдоправославности – постоянные игры с приставками: вместо бес- пишется без- (такая своеобразная «борьба с бесами»), вместо «исцеление» – «иЗцеление». Очень любят в таких книгах лепить не к месту заглавные буквы: Старец, Отрок, Царь-Искупитель, Апостасия, Глобализм, Зверь и прочее. Оглавление Затем следует обратиться к оглавлению книги, посмотреть названия глав, разделов. Должно насторожить частое употребление восклицательных знаков, необоснованное обилие цитат из Библии, упоминания «пророчеств», «шестёрок», «инн», «целительства», «даров от Бога», отрицание церковной иерархии, частое упоминание антихриста, конца света, призывы к покаянию в цареубийстве. Вообще, если оглавление оставляет впечатление возбуждённости, нездоровости, то это серьёзный аргумент против книги. Можно полистать и книгу, но сходу лишь опытный глаз поймает несоответствия Православному учению. Если в книге есть фотографии, то следует к ним приглядеться, часто лжедуховные фото как-то себя выдают: или «иконами» Гришки Распутина, или ряжеными «архиереями», «иереями» с бандитскими рожами, или безумными глазами очередной «пророчицы». Скрытый текст
------------------------ Но самое главное: чтобы не ошибиться в выборе книги, нужно знать свою веру. Каждый православный человек должен назубок выучить «Закон Божий», иметь представление о догматах Церкви, больше читать книги святых отцов, современных духовных авторов, признанных Церковью. Чтобы знать позицию Церкви по разным социальным вопросам нужно обязательно иметь или прочесть книгу «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В Церкви нужно учиться, учиться всю жизнь, не ограничиваться знанием «в каких случаях, при какой болезни какой иконе молиться»… Псевдодуховные книги одолевают не только светские, но и церковные книжные магазины (что ещё опаснее), чтобы противостоять их проникновению, нужны знания, помогающие их распознавать, и правая вера, не допускающая присутствия яда на одной полке с духовной пищей. Автор: Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда |
|
Дата публикации: 24 февраля 2010 года
|
| |
|
|
| |
Пост N: 97
Зарегистрирован: 12.10.09
Откуда: Россия, Мценск
|
|
Отправлено: 26.02.10 19:00. Заголовок: Ещё можно добавить -..
Ещё можно добавить - часто такие книги изобилуют выделениями в тексте жирным, курсивами, подчёркиваниями, "кричащими" ЗАГЛАВНЫМИ.
| |
|
|
|