Автор | Сообщение |
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1115
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 30.11.09 16:38. Заголовок: Пост как наша свобода
По-моему, очень хорошая статья-напоминание про Рождественский пост. Думаю, помимо напоминания здесь можно почерпнуть и что-то новое. " Пост как наша свобода 28 ноября начался Рождественский пост, который называется еще Филипповым, поскольку его заговенье приходится на день памяти святого апостола Филиппа, одного из Двенадцати. Все посты готовят верующих к тому, что находится за пределами собственно поста. И если целью Великого поста является Христово Воскресение, то нынешний пост готовит нас ко встрече пришедшего в мир воплотившегося Сына Божия. Для того чтобы войти в этот праздник с чистыми сердцем, душой и телом, Церковь предлагает нам очиститься с помощью покаяния, воздержания и молитвы. Сколько дней поститься? В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Однако не всегда этот пост был сорокадневным. Даже Великий пост, самый древний, имел разную продолжительность и строгость. Еще в середине ХІІ века известный византийский канонист Феодор Вальсамон, Антиохийский Патриарх, отвечая на вопрос об обязательности постов перед праздниками Рождества Христова, апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, «ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи». А в 1431 году Григорий протосинкел писал, что в его время в Константинополе Рождественский пост некоторые соблюдали с 15 ноября, некоторые с 6 декабря, а некоторые даже с 20 декабря – со дня предпразднства. Недавно почивший Сербский Патриарх Павел в свое время разрабатывал тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи», которую предполагалось рассмотреть на Всеправославном соборе. Отвечая на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник», Патриарх изложил свою позицию. Принимая во внимание, что некоторые Уставы предписывают начинать Рождественский пост не 15 ноября по старому стилю, как сегодня, а и 10 декабря, а в ХV веке – и 20 декабря, Патриарх находил возможным предложить Всеправославному собору определить продолжительность поста перед Рождеством Христовым в две недели. Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы. «Нельзя» или «нужно»? Скрытый текст Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому. Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее. Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым». Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий. Пост телесный и духовный Пост телесный, то есть воздержание от употребления определенных продуктов, должен быть уравновешен постом духовным. Сам по себе телесный пост ничего не дает душе и не приближает нас ко спасению. Напротив, такой пост может и навредить — если мы, воздерживаясь от пищи, думаем о своем превосходстве над непостящимися. Настоящий пост должен быть соединен с молитвой, покаянием, воздержанием от страстей, искоренением злых привычек, прощением обид. В современной церковной проповеди можно услышать призыв к ограничению супружеских отношений во время поста. Даже если и так, речь идет не о греховности или нечистоте половых отношений, но о том, чтобы сосредоточить силы на духовной жизни. Во время Рождественского поста ограничение супружеского общения, впрочем, не столь актуально, как во время Великого, и каждая христианская семья должна мудро и с рассудительностью подходить к этому деликатному вопросу, помня слова апостола Павла о том, что муж и жена не должны «уклоняться друг от друга», кроме как по взаимному согласию. Не дело духовника – регламентировать частоту или способ супружеских отношений. Супруги сами должны быть для себя «довлеющими судьями» в столь интимной сфере. Гораздо более важно воздерживаться во время поста от всего того, что не способствует сосредоточенности на духовной жизни, то есть от развлекательных и зрелищных мероприятий, вечеринок, концертов, особенно от пустой траты времени на телесериалы, низкопробные телешоу и фильмы, которыми преимущественно заполнен сегодня эфир. Конечно, речь идет не о полном запрете телевизора во время поста — каждый христианин может на свое усмотрение определить, какие передачи ему нужны и не противоречат его духовной жизни. В конце концов, специальные передачи на время поста делают такие православные или близкие к православию телеканалы как «Глас», «Радость моя» или «Спас». Много православного контента можно найти и на видеосерверах в сети Интернет. Пост — это не цель, а средство. С его помощью христиане стремятся усмирить свои страсти и очиститься от грехов. Телесный пост без духовного вырождается в банальную диету. Церковные молитвы напоминают о том, что духовный пост должен быть неотделим от телесного: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, расторгнем всякий союз с неправдой». В своих песнопениях Церковь отрицает представление о том, что Богу будто бы можно угодить только с помощью телесного поста без духовного делания: «(Постясь от пищи, душа моя, но не очистившись от страстей, напрасно ты радуешься неядению: ибо если оно не станет для тебя поводом к исправлению, ты, как лживая, будешь возненавидена Богом и уподобишься злым демонам, которые вообще никогда не едят. Греша, не сделай свой пост бесполезным; но оставайся непоколебима неуместными влечениями…» Впрочем, лучше всех теоретических рассуждений будет опыт поста. Стоит один раз попробовать исполнить практически то, к чему призывает Церковь. Хотя бы в течение последней недели перед Рождеством. Переживание праздника будет намного глубже и радостнее".
| Священник Андрей Дудченко http://www.pravmir.ru/post-kak-nasha-svoboda/
| |
|
Ответов - 2
[только новые]
|
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1116
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
|
|
Отправлено: 30.11.09 16:55. Заголовок: И вот еще в тему.
Очень близко моему восприятию. цитата: | Я не верю. Я не верю. (Доброе о посте…) Очень хочется написать что-то доброе о посте, но в голове рой мыслей мало похожих на восторг. И самое главное, хочется остаться честным пред Богом, людьми и самим собой. Так уж случилось, что не испытываю особых восторгов от начала поста. Читаю, что пишут другие, осмысливаю, размышляю… и не верю. Не верю я в искренность тех, кто пишет об особой пользе и жизненной необходимости поста. Не верю в его оздоровительные свойства. Не верю, что так уж необходимо нам исполнение устава, написанного для монахов в достаточно поздние, относительно первохристианских, времена. Сильно сомневаюсь в реальной пользе в победе над собственными страстями теми полумерами, что предлагает нам современный пост, который, налагая на нас ограничения в пище, не выключает из общего потока светской жизни, не прячет в затворе, не затыкает нам уши и не закрывает глаза. Еще меньше я верю в то, что наш пост необходим Богу и что Господь спросит на Страшном Суде об этом. Совсем не верю в то, что на Воздвижение Честнаго Животворящего Креста необходимо поститься. Не верю, что радость Рождества Христова и Пасхи тем сильнее, чем строже пост. Что это за культ еды, в конце концов? Не верю, что супруги будут крепче любить друг друга после вынужденной паузы. Не верю, что дети, зачатые в пост, хуже зачатых в другое время. Если цель легкость в теле и трезвость мысли, то почему бы не выпустить хорошую книгу о здоровом питании и закончить на этом, ведь не ради еды мы принимали крещение? Но я все равно соблюдаю пост. Почему? Я не боюсь наказаний, да и не грозит мне ни кто. Нет той силы, что могла бы отлучить от Любви Христовой, что уж там непост какой-нибудь. Страстей не прибавится, а здоровье за годы служения как раз наоборот подорвано так, что пост уже пора запрещать. Ищу причину и не вижу ни одной, кроме послушания Церкви. Что правда, то правда, не вижу смысла в нашем бытии без Нее. И пусть намешано в ней сегодня и Богом данное, и людьми привнесенное, вечное и очень временное, а без Нее никак нельзя. Нет иной силы, нет иного пути, нет иного смысла. Что все мои размышления и недовольства в сравнении с вечностью? Ради единства с братьями и сестрами по вере держу пост. Если уж все вместе совершаем Евхаристию, то неужели вместе со всеми не попощусь, не понесу общую тяготу? Это ведь совсем не трудно. Особенно, если вспомнить слова Христа о том, что «род сей ни чим же исходит, только постом и молитвой». Сколько страждут братья и сестры от «рода сего», неужели отдалюсь от общего порыва борьбы против духов злобы поднебесных? Брошу всех и буду нежиться в довольстве и сытости? Пока есть силы... Благослови, Господи! |
| http://ruslan-st.livejournal.com/120304.html#cutid1
| |
|
|
| постоянный участник
|
Пост N: 1855
Зарегистрирован: 12.05.06
|
|
Отправлено: 30.11.09 18:20. Заголовок: Суть поста — не в то..
цитата: | Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время |
| Учитывая то, что и силы, и время, да и деньги уходят на формирование так называемого "постного меню", логичнее было бы... отказаться от пищевого поста! Вернее от диеты, выдаваемой за пост. Протоиерей Александр Стрижак выражает наиболее соответствующую моим взглядам точку зрения: цитата: | Но я все равно соблюдаю пост. Почему? Я не боюсь наказаний, да и не грозит мне ни кто. Нет той силы, что могла бы отлучить от Любви Христовой, что уж там непост какой-нибудь. Страстей не прибавится, а здоровье за годы служения как раз наоборот подорвано так, что пост уже пора запрещать. Ищу причину и не вижу ни одной, кроме послушания Церкви. |
| Оказывается, ни одного онтологического обоснования современной практики поста привести невозможно! Вот и остаётся... "послушание". цитата: | Ради единства с братьями и сестрами по вере держу пост. Если уж все вместе совершаем Евхаристию, то неужели вместе со всеми не попощусь, не понесу общую тяготу? |
| Если есть единство в вере, то логично нести пост вместе "с братьями и сестрами". Но ведь единства-то нет. Православие ныне, как уже не раз замечалось, представляет из себя своеобразный протестантизм, где каждый верит как хочет. Объединяет людей лишь общий обряд. Да и можно ли назвать это подлинным единением? Евхаристию же вместе совершает лишь община. Остальные варианты христианского сообщества совершают ее, так сказать, порознь. Будет община - можно будет видеть и реальные основания для постной практики.
| |
|
|
|