On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1093
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.09 14:00. Заголовок: Опыт общины в СПб


Всем интересующимся идеями общности, общины, братства, посвящается. ;) Кому совсем "лениво" читать- выделила самое главное, на мой взгляд. ;-)

"ОПЫТ ОБЩИННО-БРАТСКОГО СОБИРАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
Из доклада магистра богословия Юлии Балакшиной, прочитанного на конференции «Разобщенность как общественное и церковное зло. Пути его преодоления» в г. Екатеринбурге


Мой доклад посвящен только одной епархии РПЦ - Санкт-Петербургской, но сразу же хочется отметить, что явления, о которых я буду говорить, типологические, получившие распространение по всей России. В Петербурге, в силу его столичного статуса, они имели более раннее и более интенсивное развитие.
Возникновение братского движения в русской церкви традиционно связывают с историей православия в Юго-Западной Руси. Первое православное братство возникло во Львове (Галиция) в 1439 г. За ним последовали: Виленское, Киевское, Брестское, Могилевское, Минское, Оршанское и многие другие. В XV-XVII вв., в ситуации сильного католического влияния и унии 1596 г., братства выполняли как благотворительные, религиозно-просветительские, так и полемические, апологетические задачи. «Для охраны православной веры в народе братства сделали значительно больше, чем епископы или духовенство»[1].
Однако во второй половине XVIII и первой половине XIX века братства в России стали редким явлением. Новое возрождение братского движения приходится на 1850-1860-е гг.
Скрытый текст

Возглавлявшие братство люди знали, восприняли и продолжили опыт братского движения, накопленный к этому времени в СПб епархии. Так, во-первых, было очевидно, что в сложившихся условиях братство является более живой и динамичной общностью, чем приход. Александро-Невское братство изначально не было приходским, хотя впоследствии митр. Вениамин и предоставил в его распоряжение находившуюся в его покоях Крестовую церковь. Во-вторых, опыт братского движения убеждал в том, что сохранение веры, особенно в условиях начинающихся гонений, требует осознанного отношения к ней и единодушной церковной среды. Отсюда - многочисленные кружки, почти ежедневные встречи, как религиозно-назидательные, так и деловые собрания, а также стремление братчиков продолжать свое церковное образование в Богословско-пастырском училище и Богословском институте. В-третьих, братства позволяли возродить личную ответственность мирян за жизнь Церкви и опыт соборного решения вопросов общей жизни. В «Памятке братчику и братчице» вторым пунктом указывалось: «Неси послушание по указанию руководителя братства». На общих собраниях обсуждались вопросы устройства праздников, чествований, пений, уборки храмов, сборов на бедных, помощи голодающим и т.д. Наконец, так же, как в братстве Св. Креста, в Александро-Невском братстве много внимания уделялось общебратской молитве как созидательному центру общей жизни. Для включения народа в богослужение была проведена «реформа церковного пения», заключавшаяся в «отказе от светского исполнения по партиям» и переход к пению «по обиходу», чтобы народ мог легко подпевать. Обязательной частью богослужений была проповедь. На специальных кружках происходило разъяснение смысла и чина богослужения. Братчики брали на себя все служения по храму, были пономарями, чтецами, певцами, свеченосцами и т.д. В целях уяснения смысла богослужения о. Иннокентий (Тихонов) перевел на русский язык канон праздника Рождества Христова.
Среди направлений деятельности братства, активно развивавшихся до 1922 г., - церковная работа с детьми, издательская и благотворительная деятельность, забота об арестованных, подготовка молодых людей обоего пола к принятию пострига и создание монашеских общин в миру. Последний вид деятельности позволил братству просуществовать еще 10 лет после разгрома братского движения в Петербурге в 1922 г.
По мнению санкт-петербургского историка Шкаровского, Александро-Невское братство «представляло собой живой, динамичный организм», конкретные виды и формы работы и внутренней жизни которого «неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий»[14].

Выводы

1. Для активизации братского движения необходимы общественно-исторические и внутрицерковные предпосылки. Независимые и подчас неформальные объединения христиан возможны только в ситуации отсутствия тотального контроля государства за своими гражданами и их церковной деятельностью (эпоха Александровских реформ, начало XX века, первые послереволюционные годы и т.д.). С другой стороны, подобного рода движения «снизу» возможны только тогда, когда они востребованы Церковью. В ситуациях кризисных, переломных, связанных со сменой жизненного, а следовательно, и религиозного уклада братства оказываются своего рода компенсаторными явлениями, реализующими идею Церкви не как структуры, а как живого организма, связанного узами взаимной любви и способного мгновенно реагировать на «вызовы времени».


2. Возникнув в середине XIX века, братское движение в СПб епархии практически не прерывалось. Знаменательно, что архиепископ Михаил (Мудьюгин), мать которого была активной братчицей Александро-Невского братства и который в своих детских воспоминаниях сохранил образ братской жизни, благословил Свято-Петровское православное братство, членом которого я являюсь. Братство становится взаимодополнительной, но вполне самостоятельной по отношению к приходу формой церковной жизни, предполагающей более тесное и ответственное, чем в приходе, общение братчиков между собой и включенность каждого в церковное делание, служение.

3. Братства, возникающие как ответ на «вызовы времени», являются реакцией на разные формы проявления «ненавистной розни мира сего». Они стремятся к преодолению как внутрицерковной разобщенности, проявляющейся в индивидуализации церковной жизни, так и социальному противостоянию, вбирая в себя людей разных социальных кругов и классов и аккумулируя милосердную силу христианской любви.
Завершить свой доклад мне хотелось бы словами вл. Иннокентия (Тихонова): «...паки и паки скажу Вам: «Братство есть единственно истинная в условиях нашего времени форма церковного единения, форма такая, притом, какую думается не разрушат и самыя врата адовы». В этом смысле заявляю: «Братство священно, возлюбить и оценить его надо». И прошу, и умоляю Вас. С возмущением говорю: «Среди нас не должны быть слышны слова, до сих пор хотя уже только по неведению, до глубины души возмущающие меня: Ухожу из Братства, не хочу с ними жить и молиться, буду в другую церковь ходить». «Горе Вам», - хочется сказать им. Вы не сознаете, какие силы явлены в Вас. Тир и Сидон в Вашем положении покаялись бы. А Вы ничем вразумиться не хотите. Надеюсь, однако, друзья мои, что среди Вас уже не слышится подобных выражений, хотя супостат наш ищет, кого поглотити, и нашептывает их в сознании многих. Будем стыдиться этих мыслей и избегать их. Молитесь о Братстве, как о великой милости, посланной Вам Господом Богом. Дорожите им и радуйтесь, что чрез него Вы приобщены к телу Церкви, в которой и спасение себе получите, берегитесь и гордости от сознания милости Божией. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся, молитеся с трепетом, боясь потерять по гордости дары милости Божией. С благоговейным страхом живите в благодатном братском единении, памятуя, что оно есть «Церковь Бога жива»...» [15]
Скрытый текст

Устав христианского братства в приходе N-ской церкви
Скрытый текст


КИФА №14(104) ноябрь 2009 года
http://gazetakifa.ru/content/view/3062/



С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1337
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет