On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1084
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 11:31. Заголовок: Павел Мейендорф: "Разнообразие - нормально, поскольку оно всегда было в Церкви"


Очень интересный взгляд на Православие со стороны, хорошая возможность взглянуть по-иному на церквоные вопросы, не только с позиции русского православия. Имхо, весьма интересная беседа.


Павел Мейендорф: "Разнообразие - нормально, поскольку оно всегда было в Церкви"

Дудченко Андрей, свящ.
Павел Мейендорф - профессор кафедры литургического богословия имени Александра Шмемана Свято-Владимирской православной академии (Крествуд, Нью-Йорк), сын выдающегося богослова и патролога ХХ века протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Павел Иванович посетил Киев на прошлой неделе как член Смешанной православно-католической рабочей группы святого Иринея Лионского, заседания которой впервые проходили в Киеве. Заседания группы святого Иринея Лионского считаются неофициальным православно-католическим диалогом, существующим параллельно официальным переговорам. Вечером в пятницу профессор Мейендорф посетил телеканал "Глас", где принял участие в записи передачи "Летопись. Связь времен", а также ответил на вопросы для сайта Kiev-orthodox.org.

Скрытый текст

Ваш отец протопресвитер Иоанн Мейендорф в 1988 году в Ленинграде выступил с докладом об изменяемости и неизменности православного богослужения. Тогда он отметил, что народное благочестие иногда развивается независимо от церковного богословия и учительства. Особенно заметно это становится, когда богослужение застывает в непонятных формах и совершается на непонятном языке. В Украине, на традиционно православной территории, мы наблюдаем, что большая часть православной литургической традиции перестала восприниматься верующим народом. Та же ситуация и в России. Как, на ваш взгляд, можно актуализировать литургическое предание?


Прежде всего, надо служить на понятном для народа языке. И надо объяснять службу, потому что понимать язык - еще не значит понимать богослужение. Поэтому очень важна проповедь. Надо объяснять дух православной литургии. Ведь ее структура довольно простая. Когда я преподаю историю византийской литургии, я сравниваю литургию со средневековым собором. Первоначальная структура очень проста: чтение Писания, проповедь, евхаристическая молитва, причащение. Но как к собору потом стали пристраивать маленькие капеллы, приделы, возник иконостас, так и в литургии появились новые элементы: множество ектений, три антифона в начале… Потом стали читать тайно самые главные молитвы и даже считать их частными молитвами духовенства, а не молитвами всего народа. Так что литургию надо постепенно делать более "прозрачной", чтобы она была понятной верующим.


Какова судьба наследия отца Александра Шмемана в Америке?

Влияние о. Александра Шмемана громадное в литургической области, не только у нас в семинарии или в ПЦА, но и во всех американских юрисдикциях, и по всему миру. Прежде всего, это частое причащение. Когда мы приехали в Америку, то перед каждым причащением надо было исповедоваться, как сейчас еще практикуется у вас или в России. Отец Александр Шмеман ввел общую исповедь, и многим поначалу это казалось очень плохим. Теперь мы почти повсеместно пришли к новой дисциплине исповеди, когда люди исповедуются обычно 4 раза в год, но, конечно, если нужно, то и чаще.
В этом году в издательстве Свято-Владимирской семинарии вышла ваша книга о таинстве исцеления - елеосвящении. Что нового вы сказали в ней?
Нужно восстановить эту службу в приходской жизни. Что интересно, у русских до конца 19 века таинство исцеления рассматривалось как подготовка к смерти.

В советские годы в нашей Церкви общее елеосвящение совершалось, как правило, на Страстной седмице - в Великий Четверг. Теперь вошло в практику совершение общего соборования Великим постом каждую неделю, а кроме того, и во время других постов. Насколько это оправдано, на ваш взгляд?


Соборование во время Страстной седмицы, я думаю, нехорошая идея. Так поступают, конечно, и греки, и арабы. Это повсеместная практика для греческой традиции. В Америке соборование совершается даже вместо утрени Великого Четверга. Но лучше совершать его до начала Страстной седмицы. У нас есть шесть недель поста, чтобы готовиться к Пасхе, исповедоваться и вообще заниматься собой. А во время Страстной наше внимание должно быть сосредоточено на страданиях и смерти Иисуса Христа. Поэтому лучше было бы совершать соборование в конце шестой седмицы Великого поста. Кроме того, совершать частое соборование для всех - это злоупотребление. Все же елеосвящение - таинство для больных. На приходах было бы очень хорошо совершать соборование каждый месяц, приглашать больных, молиться над ними, и при этом помазывать всех присутствующих. Можно один раз в году совершать такую службу для всех. Но если нет больных - зачем это делать?


Помимо таинства елеосвящения, что еще входит в круг ваших научных интересов?



Следующая моя книга будет об исповеди - о ее истории и практике в разных Православных Церквах. Удивительное непонимание по всему православному миру: что такое исповедь, каким образом и как часто ее совершать? В Америке, например, 95% православных греческой архиепископии вообще никогда не исповедовались. В русской традиции другая крайность - исповедуются перед каждым причащением. Люди не понимают, для чего это. В древней Церкви исповедь была каноническим актом, то есть исповедовали те грехи, которые делали невозможным пребывание в Церкви - отречение от веры, убийство, прелюбодеяние и им подобные. И после такой исповеди требовалось длительное покаяние - десять, двадцать и более лет. Потом, после четвертого века, эта система стала постепенно исчезать. И к десятому веку ее заменила монашеская модель: откровение помыслов, когда ученик каждый день открывал свои мысли и желания духовному руководителю - старцу. Откровение помыслов сначала не было сакраментальным действием - ведь старец чаще всего не имел священного сана. В России позже исповедь стала юридическим актом, и если священник узнавал на исповеди о замыслах против царской власти, он обязан был донести. Конечно, это испортило саму идею исповеди. Как часто надо исповедоваться, какая связь между исповедью и причастием? - В разных православных Церквах по-разному отвечают на эти вопросы, и нет согласия. Написание книги об этом займет несколько лет.

Беседовал священник Андрей Дудченко
Киев, 6 ноября 2009 года
http://kiev-orthodox.org/site/meetings/2087/



С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


постоянный участник




Пост N: 1813
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.09 22:05. Заголовок: osta пишет: Очень и..


osta пишет:

 цитата:
Очень интересный взгляд на Православие со стороны


А почему со стороны? Павел Мейендорф, будучи православным, смотрит на Православие как раз изнутри.

"Со стороны" смотрят на Православие некоторые люди, посещающие храм или же служащие в нем, но не считающие вопросы церковной жизни важными.

Я бы отметил ряд необычных для нас моментов в американской практике:

Православное богослужение в Америке удивляет своим разнообразием. Здесь можно встретить и традиционный русский или греческий стиль, и попытки реставрировать некоторые элементы обряда первого тысячелетия

Понятно, что разнообразие стилей имеет своей причиной разное происхождение носителей этих стилей, но всё же...

Конечно, есть важные вопросы, требующие решения: частое причащение, службы на понятном языке, менее концертное пение, которое дает возможность петь людям

Жаль, что российская церковная действительность демонстрирует по этим вопросам именно "взгляд со стороны"...

общенародное пение у нас довольно популярно. И у греков, и у арабов, и в ПЦА есть приходы, где примерно половину службы поет народ. Я думаю, это очень полезно
Думаю, трудно не согласиться с оратором. Хотя, возможно, это может вызвать и противостояние.

Когда мы приехали в Америку, то перед каждым причащением надо было исповедоваться, как сейчас еще практикуется у вас или в России. Отец Александр Шмеман ввел общую исповедь, и многим поначалу это казалось очень плохим. Теперь мы почти повсеместно пришли к новой дисциплине исповеди, когда люди исповедуются обычно 4 раза в год, но, конечно, если нужно, то и чаще.

Совершенно уникальная для нас практика. Только решаются ли этим проблемы?

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Преподаватель литургики ПСТГУ пресвитер Михаил Желтов иронически замечал: ну сделали в Америке литургическую жизнь по Шмеману, но святыми же не стали...

На пользу ли эти практики? Насколько они приближают христианскую жизнь к тому, чем она должна быть?









Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 704
Зарегистрирован: 25.07.06
Откуда: Россия, Новокуйбышевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.09 11:17. Заголовок: мне лично кажется, ч..


мне лично кажется, что исповедоваться нужно по мере необходимости. мне например грехов хватает, чтобы стараться чаще исповедоваться.

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 705
Зарегистрирован: 25.07.06
Откуда: Россия, Новокуйбышевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.09 11:39. Заголовок: елеосвящение. у нас ..


елеосвящение. у нас считается, что помимо исцеления в этом таинстве прощаются забытые неисповеданые грехи. с чем это связано, кто знает? для меня это до сих пор остается неразрешимым противоречием. неужели таинство исповеди само по себе неполноценно и требует дополнения? неужели критерием покаяния в исповеди считается количество названных грехов? по этой логике получается так

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1814
Зарегистрирован: 12.05.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.11.09 17:24. Заголовок: дк-денс пишет: елео..


дк-денс пишет:

 цитата:
елеосвящение. у нас считается, что помимо исцеления в этом таинстве прощаются забытые неисповеданые грехи. с чем это связано, кто знает?


Вот что сказано в НЗ:

Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Можно ли здесь увидеть что-то относящееся к забытым и неисповеданным грехам?

Разве во времена написания Послания Иакова христиане, члены Церкви исповедали грехи? Думаю, они делали это единожды - перед вступлением в общину верных Христу (Церковь). Всё. После - "признавались друг пред другом в проступках", как сказано в соседнем стихе Послания Иакова.

Современная российская практика частой исповеди никак не соотносится с древнехристианской...


Я всегда готов молиться, поститься и слушать радио "Радонеж". Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1085
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.09 09:06. Заголовок: дк-денс пишет: елео..


дк-денс пишет:

 цитата:
елеосвящение. у нас считается, что помимо исцеления в этом таинстве прощаются забытые неисповеданые грехи. с чем это связано, кто знает? для меня это до сих пор остается неразрешимым противоречием. неужели таинство исповеди само по себе неполноценно и требует дополнения? неужели критерием покаяния в исповеди считается количество названных грехов? по этой логике получается так


Денис, вот ссылка, где уже я приводила мнение специалистов о взаимосвязи таинства елеосвящения и прощения забытых грехов:
http://agafon.borda.ru/?1-4-0-00000105-000-0-0-1175426431


С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 706
Зарегистрирован: 25.07.06
Откуда: Россия, Новокуйбышевск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.09 11:00. Заголовок: ага, спасибо. странн..


ага, спасибо. странно, я и думаю тема знакомая. видимо не разобрался до конца тогда

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1336
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет