Вавилов дол
«Нам старики передают тут из оврагов выходили…»
Есть на самой границе Самарской и Саратовской областей место, особо выделяемое народной молвой и имя ему Вавилов Дол.
В настоящее время этот дол задается системой сходящихся оврагов, формирующих с деформированную букву П, полкилометра в ширину и около километра в длину.
Начало легендарной истории этого места восходит к временам когда нынешние степные просторы Большого и Малого Иргиза были покрыты густыми и непроходимыми лесами. И в этих лесах обитали лихие вольные люди - разбойники. Особенно выделялся среди них некий Вавила. Не было от него никакого житья ни торговым людям, ни местным крестьянам. И часто приходили из этих мест недобрые вести. Чудовищные злодеянья заставили власть направить сюда стрельцов. Солдаты подожгли лес, разгромили разбойное логово и схватили лихого атамана. Пойманного разбойника ослепили и бросили на том месте где поймали.
Согласно преданию, ослепший остался один на один с лютыми зверями и полыхающим пожарищем, охватившем лес. Но потеряв очи телесные обрел Вавила очи духовные, узрел в какой бездне зла находился. Ушел он в пылающий лес и огонь не тронул его.
А по преданиям стариков место то было далеко не простым, когда-то очень давно спустилась здесь с небес нерукотворная церковь, спустилась и ушла под землю. (По легенде в конце времен она вновь поднимется на поверхность и тогда известный мир исчезнет...)
Раскаявшийся Вавила нашел «путь» в эту Церковь, установил «контакт» с ее «служителями». Вблизи «нерукотворной» он выкопал первую подземную келью-пещеру и заложил основы нового пещерного монастыря, где шли Богослужения, и потайные ходы от которого вели к Нерукотворной Церкви. Считается, что уже в те далекие годы дол этот стал прозываться Вавиловым. Постепенно он стяжал славу места благодатного и святого. Сюда со всей России стали приходить паломники, наслышанные о Нерукотворной Церкви и старцах-затворниках. И многие из них, видели чудесные лампадные огни, а приложив ухо к земле, слышали звон колоколов и дивное церковное пение.
По легенде Вавила был первым кто вывел целебные подземные воды в особый колодец, укрытый от палящих лучей солнца на дне оврага.
Последующие годы жизни Вавиловской пустыни остаются тайной. Мы не знаем все ли это время там жили старцы-затворники, или были у пустыни периоды угасания и последующего возрождения. Но столь ли это важно?
Известно, что духовная роль этого места заметно возросла к началу ХХ века. В 1905 году в Вавиловом Долу была построена небольшая часовня. Все большее число людей стали приходить в это святое место на богомолье. Многие из паломников становились свидетелями благодатных явлений. Рассказы о подземной церкви, звон колоколов которой иногда слышится из-под земли, о старцах-пустынниках обитающих в пещерах, о «святых огнях», появляющихся ночью в лесу и видимых из пещер - распространились по ближним и дальним весям. И закрепились так прочно, что о Вавиловских чудесах даже в советское время свидетельствовали многие атеисты, напрочь отвергающие веру в любые чудеса.
В 1912 году слава Дола стала столь велика, что на собранные с окрестных сел средства заложили и отстроили большую (надземную) церковь и освятили ее в честь Николая Чудотворца - столь любимого на Руси святого. С открытием Никольского храма еще более усилился приток паломников в обитель.
В 1929 году ОГПУ опасаясь «авторитета» Вавиловцев, уничтожили храм и взорвали все входы в пещеры. Все что здесь было найдено – предали огню. Более того, отныне в этом месте запрещались всякие собрания, а тем более чтение молитв. Для обеспечения действенности запрета в этом лесу периодически устраивались облавы. ( Человеку обнаруженному в Вавиловом Долу грозило тюремное заключение сроком на 10 лет.)
Святой колодец был загрязнен, а после и вовсе засыпан.
С 17 июля по 2 августа 1929 года в Самаре прошло заседание Средне - Волжского областного Суда по слушанью уголовного дела «О ликвидации Вавилова Дола». Там признавали наличие огней, подземного колокольного звона, пещер (в рост человека закрыты дверью и щели метровые, ведущие в подземелья пустынников»), где «поселились несколько лиц неизвестного происхождения. Там они стали молиться, колдовать и обманывать народ». Отдельно было указано, что все было уничтожено.
Но и в годы репрессий люди продолжали приходить сюда, приходить даже из самых отдаленных уголков. И самое интересное, что много лет после разгрома обители, люди верили – что здесь оставались старцы-пещерники. Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, они спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога. Как в сокровенной пустыне, спаслись старцы-затворники в глубинах Вавилова Дола от преследования ОГПУ. Их пещеры не были обнаружены, несмотря на то, что весь Дол был перерыт присланными солдатами.
Позднее жители из окрестных деревень в пещеры лазили. В некоторые говорят только ползком и можно было пробраться. Потом по двум земляным ступенечкам спускаешься, а дальше уже полусогнувшись идешь. С восточной стороны пещеры, прямо в земляной стене, ниши вырублены под иконочки и под лампадку. С другой стороны - земляная лежанка, уступом из стены, листьями, мхом полу истлевшим покрыта. Там люди жили. Сейчас эта пещера завалена. А вот на «Афон-горе» было много отверстий. Старые люди ругались, чтобы мы туда не ходили. Говорили, что через эти дыры воздух в пещеры поступает. Открывается в земле дыра, освещенная чем-то снизу, и выходит оттуда человек, одетый в светлую ризу... С Афона ходы открывались. Вниз ступени ведут. Но спуститься можно было ступени на три, а дальше невидимая сила не пускала. Воздух как стена каменная становился. И сегодня в народе живет предание, что церковь Вавилова Дола укрыта в глубине земли, а когда приблизится конец мира, поднимется она на поверхность вместе со всеми своими колоколами и в ней будут проходить Богослужения. Говорят, что это одна из тех немногих церквей, что сокрыты Богом до времени... О современных свидетельствах людей наблюдавших чудесные явления в этом святом месте можно прочесть в книге «Тайна Вавилова Дола» (Православное издание. Самара 1999)
К тысячелетию Крещения Руси попечители поставили в Вавиловом Долу небольшой железный крест, обновили колодец. К 2006 году в юго-западной части дола был возведен уже большой современный культовый центр.
Так что же такое предание Вавилого Дола?
В мифологии многих народов существуют устойчивые верования, что вместе с нами, на землях людей (или в мире подземном), живет кто-то еще.
Этих таинственных «соседей» называют по-разному: исконные, древние (иногда древние люди), ушедшие, строители, малый народец и т.д.
В преданиях Волго-уральского региона они наиболее известны под именем «чудь» (довольно часто их именуют «подземная чудь»). «Они нашли проход к подземному царству. И теперь очень редко лишь некоторые из них появляются снова на Земле». (Н.К. Рерих)
В ходе изучения современной мифологии Среднего Поволжья было выявлено несколько сюжетных линий повествующих об «иных»: огненные змеи, змее-люди или рахи, моховый или земляной народ («маак вэш»), подземные матросы (крайне любопытный современный вариант легенды об иных) но особо выделены подземные старцы (или старцы-затворники). Остановимся на последних более подробно, поскольку именно на верованиях в существовании последних и базируется современная легенда Вавилова Дола.
Подземные старцы – как это следует из их именования главным образом прибывают под землей. В конце 80-х годов ХХ столетия самарский краевед В.И. Степанов, детально разрабатывавший данную тему, отмечал существенное различие в верованиях в тех кто «спит» и в тех кто «живет» под землей (в пещерах). («Ахль аль кяхф» - спящие люди пещеры и «Асхаб аль кяхф» - те, кто живет в пещере - средневековые предания малой Азии).
Подземные старцы относятся именно к активно живущим… - подземным строителям.
Кто они такие, откуда изначально взялись и что они там конкретно делают – сказать невозможно. В современной православной (или псевдо-православной традиции) считается что старцы-затворники служат богу («славят имя его», или что вероятно более точно строят «дом его», в случае Вавилова Дола – дом это подземная церковь. И здесь, в контексте данного строительства, на память приходит современная деятельность буддийских монахов, что ездят по миру и в различных уголках Земли строят песчаные мандалы. Возможно здесь мы имеем какой-то местный аналог знаменитого авестийского сказания: «И Ахурамазда обратился к Йиме и сказал ему: «На мир собирается пасть роковая зима...А посему построй себе Вар (подземное убежище) размером с пастбище. И ПРИНЕСИ туда представителей всякого рода зверей ... и огонь пылающий. Сделай так, чтобы там текла вода. По берегу водоема на деревья посади птиц среди вечно зеленой листвы. Посади там растения... И все эти предметы и существа уцелеют, пока они находятся в Варе.» Подземный Вар это средство пережить разрушительную зиму, способную уничтожить все живое, покрыв землю толстым слоем льда»).
Некоторые исследователи считают, что современные старцы-затворники, могут быть ушедшими под землю (после первой войны в небесах) и там изменившимися «элохимами» - стражами-наблюдателями.
Там где они живут – местность специфически меняется: «растут холмы» или увалы трансформируются в провалы, исчезают и появляются малые реки, специфически ведут себя пожары, периодически наблюдаются различные необычные явления… (Справедливости ради необходимо отметить, что подобная деятельность свойственна всем «иным» и в том числе непосредственно самим людям. Трансформация «дикой природы» для нужд разума – вероятно непреложный закон самого развития жизни.)
Живущие под землей старцы подразделяют на «одиночек», чаще всего их именуют отшельниками (и они наиболее известны по преданиям) и «безымянными» (иногда их именуют «строителями»). Последних всегда много и все они одинаковы - «старцы лепообразные, един по единому». (Мельников-Печерский «Из рассказов о раскольничьем быте»). В ходе обсуждения данной темы, один из наших консультантов («Аналитик») предложил называть их «Твинзерами» - «похожие», объединив с персонажами ранних валлийских легенд. «Возникшие из котла и ушедшие под землю в незапамятные времена».
Возможно, данное определение можно принять. Твинзеры, так Твинзеры - чем плохо?
Из преданий и легенд можно понять, что для ведущейся работы люди «безымянным» нужны мало, только изредка для выполнения каких-то особых, не совсем понятных поручений. Их деятельность под землей в народном сознании нашла сравнение с образом муравейника: «Пустынники, как муравьи разрушенного гнезда, спустились в подземные пещеры, ушли в нерукотворную церковь и там продолжают уединенно, как схимники, отрекшиеся от мира, прославлять Бога». («Тайна Вавилова дола», Самара, 1999)
Многие таинственные явления происходящие в этих местах, например, периодически возникающие фонтаны воды или молнии бьющие из склона холмов в небо считаются проявлением деятельности подземных старцев. Пустынники «ведут» подземные потоки и когда нужно выводят их на поверхность. В ходе поездки в Вавилов Дол в августе 2005 года, нам непосредственно довелось на склоне и частично на дне оврага, след невероятно бурного потока воды, вызвавший четкий вывал травы. И если понять куда собственно делась вода было еще можно, ушла в овраг. То механизм формирования верхней границы – оставался совершенно не понятным. Не было малейшего намека на яму пробившегося родника или размытости грунта, вызванного вертикальным ударом струи.
Весной 2006 года нам рассказывали о целом «фейерверке», испущенной с горы Афон. «Там камни летели, а за ними хвосты белые тянулись».
Поездка августа 2006 года, вновь показала, сколь важно это место для многих паломников, добирающихся сюда с разных уголков нашей большой страны.
Более того, в ходе этой поездки, нам удалось побывать на соседнем объекте имеющем схожую легендарную историю. Речь идет об «ушедших в рудный овраг».
Удивительное место, интереснейший археологический памятник. Где кажется что само время приостановило здесь свой бег. Всюду куда здесь устремляется взгляд – ощущается присутствие тех кто творил историю в этих краях, задолго до того как над великим Нилом, вознеслись первые пирамиды. Давным-давно в этих местах жили искусные мастера. На заре истории они умели добывать металлы и для этого строили протяженные галереи и копали глубокие шахты. Потом появился враг. Началась война. Сражение за сражением. Под натиском превосходящих сил, ушли рудокопы под землю, укрылись в своих подземных галереях и закрыли за собой входы. Там они собирались переждать тяжелое время. Но их ожидание затянулось. Менялись эпохи. Появлялись и исчезали новые народы. Степь сменялась лесами. И вновь степь теснила леса. А ушедшие по прежнему ждали под землей.
В силу выше изложенного можно предположить что подземные обитатели Вавилова Дола и есть древние рудокопы некогда ушедшие в рудный овраг? Так ли это могут показать только дальнейшие исследования проводимые в этом районе.
Взято с
http://www.awesta.sibirjak.ru/page.php?id=69.