On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Пост N: 1275
Зарегистрирован: 10.04.06
Откуда: Россия, Самара
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.06.10 11:28. Заголовок: Об общинной жизни на опыте новомучеников.


Мне хотелось бы поделиться рассказом Светланы Олеговны Чукавиной, преподавателя литургики (богослужебный устав), церковного пения и чтения СФИ, об опыте общинной жизни на примере новомучеников. Имхо, и для нас можно выделить много важных моментов. Что показалось мне особенно важным и актуальным- выделила по тексту.



 цитата:
Светлана Чукавина, председатель братства во имя Новомучеников и исповедников российских (Москва):

Мы хотели бы сегодня продолжить наш разговор о трех священниках, которым выпало служить уже в послереволюционное время. И поговорить о том, что произошло в церкви после революции, об этом времени - приблизительно до конца 20-х годов, - которое сейчас иногда даже называется церковным ренессансом. Это было такое время, когда, с одной стороны, в нашей стране начались тотальные гонения на церковь. Они включали в себя и физическое уничтожение верующих, и давление, и вмешательство во внутрицерковную жизнь, и организацию расколов, и многое другое. А с другой стороны, эти годы дали русской церкви удивительных пастырей, удивительных церковных людей, которые смогли продолжить и развить образовавшийся в начале XX века новый опыт. Но самое удивительное то, что они смогли сделать следующий шаг в направлении того, о чем думали и многие иерархи русской церкви, и священники, и просто думающие верующие люди. Мы сегодня хотели бы поговорить о сщмч. Сергии Мечёве, об архим. Сергии (Савельеве) и сщмч. Анатолии Жураковском. Вы знаете, что и отец Сергий Мечёв, и отец Анатолий являются новомучениками, уже прославленными в церкви, отец Сергий (Савельев) - исповедником веры, т.е. они засвидетельствовали свою верность Богу и Церкви. И поэтому мы можем сегодня очень серьезно отнестись к тому опыту их жизни, их пути в церкви, о котором будем сегодня говорить.


С одной стороны, опыт каждого из них совершенно уникален, потому что они жили и служили в совершенно разных местах и при различных обстоятельствах. С другой стороны, как это ни странно, оказалось, что в этом опыте есть много общего, а значит - не случайного. Да, многое было подготовлено предреволюционным временем, но, вероятно, в опыте лучших священников русской церкви - самых активных и пытающих что-то реально делать - смогло воплотиться еще и особое откровение Божие о путях жизни церкви. Мы не ставим сегодня своей целью рассказать об этих людях, их пастве, их общинах подробно, рисуя их портреты, потому что сейчас литература о них уже все-таки есть, и я надеюсь, что почти все мы как-то с ней знакомы. Поэтому нам хотелось бы прежде всего постараться проанализировать их опыт и понять, что же в нем было явлено для русской церкви, а значит, и для нас. Я постараюсь очень коротко рассказать о пути отца Сергия Мечёва и о покаяльно-богослужебных семьях, которые образовались вокруг мечёвского прихода. Но сначала мне бы хотелось назвать те общие черты, которые невольно бросаются в глаза даже при простом собирании самой доступной информации.

Во-первых, всем общинам, связанным с именами пастырей, о которых я буду говорить, была свойственна такая черта: в центре их жизни было Евангелие и живое общение со Христом. Может быть, это довольно странные слова - ведь что может быть еще другое в центре жизни священника и паствы, в центре жизни общины? Но, тем не менее, формализация жизни церкви, в том числе и приходской, часто была так сильна, что эти слова можно было бы сказать совсем не про всех верующих людей. А в жизни этих людей это действительно было так. Это выражалось в совершенно конкретных вещах. В том, что Евангелие просто читалось, причем это было обычно ежедневное чтение - в разном опыте было немного по-разному, но Евангелие было той книгой, с которой эти люди не расставались. Звучала проповедь. Все три священника были замечательными проповедниками - к счастью, проповеди их сохранились, и мы можем об этом судить. Это не сухие академические проповеди, это живое слово, которое питается Евангелием и дает возможность людям укрепиться в пути евангельском, который открывается в Писании. Участие в таинствах церковных, прежде всего в таинстве Евхаристии и в таинстве исповеди, было постоянным и неформальным. Живая молитва пронизывала жизнь общин и в храме, и во внехрамовое время.

Вторая черта, которую мне бы хотелось отметить, - это, собственно, собирание в общину. Этот путь тоже был очень разный: был путь вырастания общины из прихода, а был путь собирания общины, не связанной ни с каким приходом, и наоборот, путешествующей по разным приходам и как бы оживляющей жизнь разных приходов, за которые община брала ответственность. Вот это собирание в общину, конечно, тоже выражалось очень конкретно - в том, что родившаяся община расценивалась как общий путь, выбранный всеми сознательно. Общий путь людей, которые хотели жить в церкви вместе, которые хотели друг другу помогать, иметь силу для молитвы, иметь силу для служения ближним и церкви. Этот путь выражался в том, что проводились совместные встречи с чтением или Писания, или святоотеческой литературы, с совместной молитвой, с реальной взаимопомощью, которая была очень необходима в эти годы людям.

Третья черта - то, что в составе этих трех общин (это тоже очень показательно) оказалась интеллигентная молодежь.
Священники проповедовали, свидетельствовали и призывали в церковь людей, которые, по слову архим. Тавриона (Батозского), могли не только собраться в церковь, но и кого-то еще собрать, научить и что-то сделать для церкви. Конечно, это было обусловлено и самим временем, когда - это тоже известный факт - интеллигенция после революции вернулась в церковь, причём в массовом количестве. Это был возврат в отеческий дом, когда вдруг церковная жизнь стала людей интересовать, и не только как прибежище от бедственной жизни, которая окружала их, но именно по внутреннему зову сердца. Люди часто приходили в храм, не имея никакого церковного опыта, и хотели в нем разобраться. Многие шли от культуры, от философии, но не останавливались на этом, а приходили к живой церковной традиции, к которой хотели быть причастными, а не только изучать её в академическом аспекте.

Следующую черту я бы охарактеризовала как обновление храмового богослужения. Для общинников было принципиально участие всех членов общины в богослужении, соучастие с предстоятелем, со священником, обращение к различным богослужебным пластам - и очень древним, связанным с общехристианским опытом, и к древнерусскому опыту, к тем пластам, которые всё равно выходят за границы собственно синодального периода, т.е. опыта более родного, что ли, для самой церкви. Там они черпали многие формы богослужения, которые восприняли и творчески применили в богослужебной жизни.

Жизнь общинников характеризовалась очень серьёзной установкой на внутреннее делание - молитвенное, покаянное. Велись духовные дневники, обращались к Иисусовой молитве. Покаяние было той стороной жизни, которая давала человеку духовно расти и продвигаться вперёд. Нельзя не отметить и то, что, войдя в церковную ограду, эти люди понимали, что они имеют очень серьёзную ответственность за тот опыт, который они хотели воспринять. Это была ответственность за церковь, за её традицию и наследие, за сохранение традиции церкви, за священников, которые окормляли паству, друг за друга.

Я бы ещё отметила такую черту, свойственную этим людям, как постоянное духовное самообразование. Конечно, никаких духовных учебных заведений в те времена очень быстро не стало, хотя какое-то время они и были, но тем не менее углубление в традицию путём самообразования было возможно.

Еще одна важная черта - стремление к воцерковлению всей жизни, к преодолению той раздвоенности жизни, которая так была свойственна верующим людям перед революцией, когда жизнь делилась на храмовую и обычную. После катастрофы 1917 года стало ясно, что это не может так продолжаться, воцерковление всей жизни должно в реальности осуществиться.

Я не претендую на полный охват, я говорю лишь о том, что видно сразу и чем надо сейчас заниматься церкви, что собирать для своего опыта жизни сегодня. Но последнее, что бы я отметила, - то, что все общинники из тех общин, о которых мы будем говорить, и их пастыри воспринимали революцию как Суд Божий, как ответ за грехи и народа, и церкви, которая не могла руководить народом духовно и нравственно. Здесь можно вспомнить слова о. Тавриона (Батозского), который совершенно в унисон с этими пастырями говорил, что революция в России могла произойти потому, что не читали Евангелие. Это была общая мысль, родившаяся совершенно отдельно у этих трёх пастырей и в этих трёх общинах.

Теперь я напомню опыт о. Сергия Мечёва и его покаяльно-богослужебной семьи. Отец Сергий из всех троих был единственным потомственным священником (и архим. Сергий, и отец Анатолий не имели никакого отношения к священническому сословию). Отец Сергий, напротив, был сыном о. Алексия Мечёва, известного московского священника, старца, у которого был приход свт. Николая в Клённиках (на Маросейке), очень знаменитый к тому времени, когда о. Сергий стал взрослым церковным человеком и потом священником. Во многом о. Сергий продолжал дело о. Алексия, в т.ч. он продолжал дело создания духовных семей, или групп, как они по-другому назывались, которые существовали ещё при отце Алексии.

Это были небольшие группы, которые отец Алексий благословлял встречаться довольно часто, иногда даже раз в неделю, для того чтобы читать духовную литературу и молиться. Он сам к ним приходил домой и участвовал в их беседах. Конечно, эти группы все состояли из прихожан мечёвского храма, и здесь мне хочется предоставить слово самому о. Сергию, который в одной из поздних своих проповедей замечательно определил то дело, которое его отец смог в церкви сделать: «В своё время среди московского духовенства батюшка стоял на особом месте. Было принято, что есть два способа спасения, два пути: путь жизни в миру и путь иноческой монастырской жизни. Путь иноческий обычно рассматривается как ведущий к отречению от мира, изымающий человека от мира и поставляющий его в иные условия. Во-первых, это особый мир богослужения, молитвы, а затем - духовного руководства, покаяния и послушания. И был другой путь, который в известном смысле кажется для многих путём лукавым, - путь спасения в миру, в приходских храмах, где есть «собственное делание». В монастыре, мол, монахи совершают подвиги и дела, а наше дело - «помнить день субботний во еже святити его». Если в воскресный день приходской храм собирает верующих, то это и есть великое делание, которое заменяет для мирян делание монаха. В другие дни мирянину можно в храм и не ходить. Так и поступали: ходили в праздничные дни в храм, этим всё ограничивалось. С этим воскресным хождением в храм не было никакой связи у остальных дней. Кроме того, мы знаем, что в наше время богослужение в приходских храмах в значительной степени искажено: одна праздничная служба, одно богослужение похоже на другое. Всё то, что затрудняет и не развлекает, опускается, а взамен вставляются совершенно не подходящие по ходу богослужения концертные песнопения. Так из богослужения делается приготовление не к вечности, а к той же самой мирской жизни, от которой должен бежать христианин, в отношении которой он должен стать премирным.

Отец Алексий часто говорил, что его задача - устроить мирской монастырь или монастырь в миру. Вовсе не для одних иноков открыт путь спасения, он должен стать достоянием всех христиан. Надо в миру жить премирно, пользоваться им, по слову апостола, как бы не пользуясь. Скрытый текст




http://gazetakifa.ru/content/view/2296
//КИФА №15(89) ноябрь 2008 года

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет